Внести в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7043; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971; 2014, N 48, ст. 6642; 2015, N 29, ст. 4347, 4359; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5114; 2021, N 1, ст. 44; N 15, ст. 2446; N 24, ст. 4188) следующие изменения:
1) в преамбуле:
а) абзац первый после слова "объекты," дополнить словами "объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы,";
б) абзац третий изложить в следующей редакции:
"Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения.";
2) в статье 2.1:
а) в наименовании слова "организации и функционирования" заменить словами "охраны и использования";
б) слова "организации и функционирования" заменить словами "охраны и использования";
3) в статье 5:
а) в наименовании слово "организации," исключить;
б) слова "по организации, охране и использованию" заменить словами "по охране и использованию";
4) пункт 1 статьи 5.1 после слов "особо охраняемых природных территорий" дополнить словами ", в том числе в целях туризма,";
5) раздел I дополнить статьей 5.2 следующего содержания:
"Статья 5.2. Туризм на особо охраняемых природных территориях и его критерии, особенности
1. Под туризмом на особо охраняемых природных территориях (далее также - туризм) понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства на особо охраняемые природные территории в целях посещения уникальных природных комплексов и объектов и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом целях.
2. Основными критериями, особенностями организации и осуществления туризма на особо охраняемых природных территориях являются:
а) сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия;
б) минимизация негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении туризма;
в) соблюдение установленной предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории при осуществлении туризма (максимального количества посетителей, которые могут посетить в качестве туриста особо охраняемую природную территорию либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем), режима ее особой охраны;
г) осуществление туризма на специально оборудованных для этого местах и маршрутах;
д) сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Организация туризма на особо охраняемых природных территориях осуществляется:
а) в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся такие территории;
б) в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие территории;
в) в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения - органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие территории.
4. Правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма утверждаются Правительством Российской Федерации.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответственно особо охраняемые природные территории регионального и местного значения, утверждают правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях, и порядок расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма на основании утверждаемых Правительством Российской Федерации типовых правил организации и осуществления туризма, в том числе обеспечения безопасности туризма на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, и типового порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости таких территорий при осуществлении туризма.";
6) в статье 7:
а) подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) осуществление охраны уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия в целях поддержания их в естественном состоянии;";
б) в подпункте "г" слова "и развитие познавательного туризма" исключить;
в) дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:
"ж) организация и осуществление туризма.";
7) в статье 9:
а) в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории. Конкретный режим особой охраны территории государственного природного заповедника устанавливается положением о государственном природном заповеднике, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный заповедник.";
дополнить абзацами следующего содержания:
"На территориях государственных природных заповедников запрещается строительство объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений в целях, не связанных с выполнением задач, возложенных на государственные природные заповедники.
На территориях государственных природных заповедников рубки лесных насаждений осуществляются с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. На участках государственных природных заповедников, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения, в случае, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников и расположенных на них лесов, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения охраны и использования государственных природных заповедников, а также в целях обеспечения жизнедеятельности проживающих в пределах их территорий граждан, если выборочные рубки лесных насаждений не связаны с осуществлением такими гражданами предпринимательской деятельности.";
б) в пункте 2:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия;";
подпункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) экологическое просвещение;";
дополнить подпунктом "з" следующего содержания:
"з) организация и осуществление туризма.";
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих естественные экологические системы, природные комплексы и объекты и не являющихся средой обитания объектов растительного и животного мира, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на организацию и осуществление туризма, обеспечение охраны и использования государственного природного заповедника и обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.";
г) в абзаце втором пункта 5 слово "познавательного" исключить;
8) в пункте 1 статьи 12 слова "в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях" заменить словами ", которая противоречит целям и задачам национального парка";
9) в статье 13:
а) подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) сохранение в естественном состоянии уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия;";
б) в подпункте "в" слово "населения" исключить;
в) подпункт "г" изложить в следующей редакции:
"г) организация и осуществление туризма;";
10) в статье 15:
а) в пункте 1:
в подпункте "б" слова "допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма" заменить словами "допускается ее посещение в целях туризма";
в подпункте "в" слова ", развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров" исключить;
подпункт "д" дополнить словами ", а также осуществление рекреационной деятельности";
б) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1. Изменение площади, местоположения и границ заповедной зоны, особо охраняемой зоны и зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается, за исключением расширения таких зон путем присоединения к ним других территорий.";
в) в пункте 2:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) разведка и добыча полезных ископаемых, подземных вод, за исключением разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения, необходимых для обеспечения охраны и использования национальных парков, осуществления рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;";
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного слоя и горных пород, за исключением случаев, если такая деятельность связана с обеспечением охраны и использования национальных парков, осуществлением рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территориях национальных парков;";
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) деятельность, влекущая за собой развитие негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов;";
в подпункте "д" слово "магистральных" заменить словом "автомобильных", слово "функционированием" заменить словами "обеспечением охраны и использования";
в подпункте "ж" слово "функционированием" заменить словами "обеспечением охраны и использования";
г) подпункт "а" пункта 2.1 изложить в следующей редакции:
"а) разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технического водоснабжения;";
д) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Юридические и физические лица согласовывают осуществление экономической и иной деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки. Перечень видов экономической и иной деятельности, подлежащих согласованию, и порядок данного согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Не требуется согласование видов экономической и иной деятельности в случае, если такие виды деятельности предусмотрены заключенными соглашениями об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках.";
е) в абзаце втором пункта 6 слова "и отдыха" исключить;
11) статью 17 признать утратившей силу;
12) дополнить разделом III.1 следующего содержания:
"Раздел III.1. РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ
Статья 17.1. Особенности осуществления рекреационной деятельности в национальных парках
1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, национальные парки могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.
2. В рамках осуществления рекреационной деятельности в национальных парках допускаются с учетом их функционального зонирования строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос объектов капитального строительства, возведение, эксплуатация и демонтаж некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в который могут включаться объекты, предназначенные:
а) для временного размещения посетителей при посещении национальных парков;
б) для целей культурного развития и экологического просвещения;
в) для предоставления услуг общественного питания и бытового обслуживания;
г) для организации и осуществления передвижения посетителей;
д) для обеспечения личной гигиены посетителей при посещении национальных парков;
е) для обеспечения функционирования объектов, указанных в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта.
3. При осуществлении в национальных парках рекреационной деятельности не допускаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с федеральными законами к жилым домам.
4. Особенности строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в национальных парках при осуществлении на их территориях рекреационной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Особенности строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса объектов капитального строительства в национальных парках при осуществлении на их территориях рекреационной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Рекреационная деятельность в национальных парках допускается в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими в установленном настоящим Федеральным законом порядке соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке (далее также - соглашение об осуществлении рекреационной деятельности).
Статья 17.2. Планирование осуществления рекреационной деятельности в национальных парках
1. В целях осуществления рекреационной деятельности в национальном парке федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк (далее - уполномоченный орган), утверждает по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот национальный парк, план рекреационной деятельности национального парка.
2. Уполномоченный орган направляет план рекреационной деятельности национального парка в течение пяти дней со дня его составления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот национальный парк.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот национальный парк, в десятидневный срок направляет в уполномоченный орган результат согласования. План рекреационной деятельности национального парка считается согласованным, если по истечении десятидневного срока результат согласования не поступил в уполномоченный орган.
3. План рекреационной деятельности национального парка содержит сведения:
а) о посещаемых природных комплексах и объектах, допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории при осуществлении туризма, требованиях к ее охране и использованию;
б) о площади, местоположении и границах территории национального парка, предназначенной для осуществления рекреационной деятельности;
в) о площади, местоположении и границах земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, необходимых для осуществления рекреационной деятельности;
г) о допустимых к размещению объектах, указанных в пункте 2 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, и об их параметрах;
д) о существующих и планируемых к строительству линейных объектах;
4. Разработка плана рекреационной деятельности национального парка осуществляется применительно к каждому национальному парку федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком.
5. Порядок согласования и утверждения плана рекреационной деятельности национального парка, внесения в него изменений, требования к его содержанию, форме и структуре утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 17.3. Соглашение об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке
1. В целях привлечения инвестиций в развитие рекреационной деятельности в национальных парках с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются соглашения об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, на срок до сорока девяти лет.
2. По соглашению об осуществлении рекреационной деятельности одна сторона - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - инвестор) обязуется оказывать услуги, выполнять работы по осуществлению рекреационной деятельности, а другая сторона - уполномоченный орган обязуется предоставить на срок действия соглашения об осуществлении рекреационной деятельности возможность использования указанной в соглашении территории национального парка для осуществления рекреационной деятельности, а также предоставить в аренду необходимые для осуществления рекреационной деятельности земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 17.5 настоящего Федерального закона, предоставить инвестору в аренду или на иных правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, объект, подлежащий реконструкции и (или) капитальному ремонту, в случае, если такой объект является предметом соглашения об осуществлении рекреационной деятельности.
3. Уполномоченный орган заключает соглашение об осуществлении рекреационной деятельности с победителем торгов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, а в случаях, предусмотренных статьей 17.4 настоящего Федерального закона, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в торгах, или единственным участником торгов.
4. Соглашение об осуществлении рекреационной деятельности должно включать в себя:
а) сведения о сторонах соглашения;
б) сведения о площади, местоположении и границах территории национального парка, на которой осуществляется рекреационная деятельность по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности, а также в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 17.5 настоящего Федерального закона, о расположенных в границах указанной территории предоставляемых в аренду земельных участках;
в) обязательства инвестора, связанные с выполнением работ, оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также с осуществлением строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса объектов капитального строительства, возведения, эксплуатации и демонтажа некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), создания, эксплуатации и демонтажа элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, необходимой для выполнения таких работ, оказания таких услуг;
г) срок действия соглашения об осуществлении рекреационной деятельности;
д) размер и сроки внесения платы по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности;
е) обязательства инвестора по проведению мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима национального парка, а также по соблюдению установленной предельно допустимой рекреационной емкости национального парка при осуществлении туризма, режима его особой охраны, в том числе обязательства инвестора не осуществлять сплошные рубки лесных насаждений;
ж) обязательство уполномоченного органа предоставить инвестору в аренду на срок действия соглашения об осуществлении рекреационной деятельности без проведения торгов земельные участки, необходимые для осуществления рекреационной деятельности, в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 17.5 настоящего Федерального закона;
з) обязательство инвестора обеспечить свободный доступ посетителей национального парка на предоставляемые в соответствии с соглашением об осуществлении рекреационной деятельности земельные участки, а также запрет на возведение ограждений на таких земельных участках;
и) обязательства уполномоченного органа установить сервитут, публичный сервитут, необходимые для осуществления рекреационной деятельности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности;
л) иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5. Соглашение об осуществлении рекреационной деятельности может включать в себя также обязательство инвестора по созданию объектов, связанных с функционированием национального парка и обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов. Такие объекты подлежат передаче в собственность Российской Федерации с последующим закреплением (в том числе после ввода в эксплуатацию) на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление этим национальным парком.
6. Соглашение об осуществлении рекреационной деятельности прекращается:
а) по истечении срока его действия;
в) по решению уполномоченного органа в связи с существенным нарушением условий соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, допущенным инвестором, являющимся стороной соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, а также в случае, если осуществляемая инвестором деятельность причиняет вред окружающей среде вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации;
7. Примерная форма соглашения об осуществлении рекреационной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
8. По истечении действия соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, содержащего обязательства по строительству и (или) реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейных объектов, размещение которых допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, соглашение об осуществлении рекреационной деятельности подлежит заключению на тот же срок без проведения торгов при условии выполнения инвестором взятых на себя обязательств по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности.
Статья 17.4. Заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности
1. Соглашение об осуществлении рекреационной деятельности заключается путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
2. В случае, если соглашение об осуществлении рекреационной деятельности содержит обязательства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и (или) эксплуатации объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута), соглашение об осуществлении рекреационной деятельности заключается путем проведения торгов в форме конкурса в электронной форме.
3. Организатором проведения конкурса и аукциона на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности является уполномоченный орган. В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, организатором проведения таких конкурса и аукциона также может выступать подведомственное уполномоченному органу федеральное государственное учреждение.
4. Победитель конкурса на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности определяется на основании следующих критериев:
а) сроки выполнения обязательств по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов соглашения об осуществлении рекреационной деятельности;
б) объем выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении рекреационной деятельности;
в) архитектурные и инженерно-технические решения, применяемые при создании предусмотренных соглашением об осуществлении рекреационной деятельности объектов, материалы и технологии, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду в процессе эксплуатации зданий и сооружений;
г) размер ежегодной платы по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности.
5. Плата по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности считается доходом федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление соответствующим национальным парком, и поступает в его самостоятельное распоряжение.
6. Порядок расчета минимальной платы по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
7. Проведение конкурса и аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
8. В случае, если торги в форме конкурса или аукциона на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности признаны не состоявшимися в связи с поступлением заявки на участие в конкурсе или аукционе только от одного лица и такая заявка и заявитель, подавший такую заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении торгов и документации о торгах условиям торгов, либо в связи с признанием только одного заявителя участником торгов, либо в связи с тем, что в аукционе принял участие один участник, соглашение об осуществлении рекреационной деятельности заключается соответственно с единственным заявителем, единственным участником на условиях, содержащихся в извещении о проведении торгов, документации о торгах и заявке на участие в конкурсе или аукционе.
9. Правила проведения конкурсов и аукционов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности или соглашения об осуществлении рекреационной деятельности по результатам проведения конкурса или аукциона либо в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
Статья 17.5. Предоставление земельного участка, необходимого для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности
1. Земельный участок, находящийся в федеральной собственности и необходимый для реализации соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, предоставляется инвестору в аренду в порядке, установленном земельным законодательством и настоящим Федеральным законом, без проведения торгов на срок, установленный соглашением об осуществлении рекреационной деятельности. Предоставление такого земельного участка осуществляется в случае, если по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности предполагается осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и (или) эксплуатацию в национальном парке объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта, размещение которого допускается осуществлять на условиях сервитута, публичного сервитута или без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута).
2. Не требуются предоставление земельного участка в аренду и установление сервитута, публичного сервитута для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с заключенным соглашением об осуществлении рекреационной деятельности в случае, если по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности предполагается осуществлять строительство, размещение, эксплуатацию, демонтаж некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 17.1 настоящего Федерального закона.
3. В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальным парком, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
4. Предоставление в аренду земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом.
5. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов, создаваемых по соглашению об осуществлении рекреационной деятельности, осуществляется установление сервитута, публичного сервитута в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством.
6. Если предметом соглашения об осуществлении рекреационной деятельности не являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт, эксплуатация, снос объектов капитального строительства, после окончания срока действия соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, в том числе в случае его расторжения по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, инвестор обязан освободить земельный участок, на котором осуществлялась такая рекреационная деятельность, и привести его в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием в соответствии с гражданским и земельным законодательством.";
13) в пункте 8 статьи 22 слово "функционирования" заменить словами "охраны и использования";
14) в разделе XII:
а) дополнить статьей 37.1 следующего содержания:
"Статья 37.1. Функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон в границах национальных парков
1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона, созданная в установленном порядке до 1 сентября 2023 года в границах национального парка (далее - особая экономическая зона), может функционировать исключительно в границах рекреационной зоны национального парка, зоны хозяйственного назначения национального парка, а также зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с соблюдением режима особой охраны национального парка и по согласованию с уполномоченным органом, в ведении которого находится национальный парк.
2. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах функциональных зон национального парка, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется органами управления особыми экономическими зонами после заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
3. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке заключается между уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, уполномоченным органом и федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком. В случае принятия решения о привлечении управляющей компании к управлению особой экономической зоной в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, такая управляющая компания также должна являться стороной соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
4. Порядок заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке должно содержать:
а) порядок согласования уполномоченным органом документации по планировке территории особой экономической зоны, расположенной в границах соответствующих функциональных зон национального парка;
б) перечень проводимых резидентами особой экономической зоны мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территории национального парка;
в) сведения о земельных участках, находящихся в федеральной собственности и расположенных в границах соответствующих функциональных зон национального парка, полномочия по предоставлению которых передаются органам управления особой экономической зоной;
г) обязательства органов управления особой экономической зоной по образованию передаваемых земельных участков, а также обязательства федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, по осуществлению отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками;
д) иные условия, определяемые сторонами соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации и (или) управляющая компания, привлеченная к управлению особой экономической зоной, в течение одного года с момента заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка обеспечивают образование земельных участков из земельных участков, предоставленных федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, на праве постоянного (бессрочного) пользования, и осуществление государственного кадастрового учета таких земельных участков, а соответствующее федеральное государственное бюджетное учреждение осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
7. В случае, если границы особой экономической зоны пересекают границы земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, либо сведения о местоположении границ таких земельных участков не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, уточнение местоположения границ таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
8. Соглашение о передаче прав и обязанностей по осуществлению рекреационной деятельности в национальном парке заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны.
9. Земельные участки, расположенные на территории национального парка и включенные в границы особой экономической зоны, после заключения соглашения о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка предоставляются в аренду резидентам особой экономической зоны ее органами управления в соответствии с земельным законодательством и особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также соглашением о передаче полномочий по управлению рекреационной деятельностью национального парка.
10. Резиденты особых экономических зон осуществляют туристско-рекреационную деятельность на основании соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", с соблюдением режима особой охраны соответствующего национального парка, в том числе установленной предельно допустимой его рекреационной емкости при осуществлении туризма.";
б) дополнить статьей 37.2 следующего содержания:
"Статья 37.2. Переходные положения
1. В течение одного года со дня утверждения в установленном порядке плана рекреационной деятельности национального парка физические и юридические лица, которым на 1 сентября 2023 года земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в границах соответствующего национального парка, были предоставлены в аренду (далее - арендаторы земельных участков), обязаны заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые определены настоящей статьей.
2. В течение одного года со дня утверждения в установленном порядке плана рекреационной деятельности национального парка лица, осуществляющие деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, обязаны заключить соглашения об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые установлены разделом III.1 настоящего Федерального закона.
3. Положения настоящей статьи не распространяются на резидентов особых экономических зон, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
4. Заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов.
5. Для заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности арендатор земельного участка подает заявление о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в уполномоченный орган.
6. В заявлении о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке (далее - заявление о заключении соглашения) указываются следующие сведения:
а) полное и (при наличии) сокращенное наименования и организационно-правовая форма, юридический адрес и адрес места нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица;
б) фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, банковские реквизиты - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;
в) площадь, местоположение и границы земельного участка;
г) данные о договоре аренды земельного участка;
д) описание осуществляемой экономической и иной деятельности на арендованном земельном участке.
7. К заявлению о заключении соглашения прилагаются следующие документы:
а) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенная в установленном порядке копия выписки - для юридического лица;
б) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или удостоверенная в установленном порядке копия выписки - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
в) копия документа, удостоверяющего личность, удостоверенная в установленном порядке, - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
г) документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате за земельный участок;
д) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об арендованном земельном участке;
е) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о возведенных на арендованном земельном участке объектах капитального строительства (при наличии таких объектов);
ж) в случае отсутствия либо непредоставления документов, указанных в подпунктах "д" и "е" настоящего пункта, заявителем предоставляется перечень объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, возведенных на арендованном земельном участке, с указанием их местоположения, описанием их параметров, составляемый в свободной форме;
з) документы, подтверждающие проведение арендатором земельного участка ежегодных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков, согласованных с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком, в соответствии с перечнем, установленным уполномоченным органом.
8. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в подпунктах "а", "б", "д" и "е" пункта 7 настоящей статьи, запрашиваются уполномоченным органом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся такие документы, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.
9. Срок рассмотрения заявления о заключении соглашения и прилагаемых к нему документов не должен превышать тридцать дней со дня их получения уполномоченным органом.
10. По результатам рассмотрения заявления о заключении соглашения уполномоченным органом принимается решение о заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности (далее - решение о заключении соглашения) либо мотивированное решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении рекреационной деятельности (далее - решение об отказе в заключении соглашения).
11. Решение о заключении соглашения должно содержать:
а) сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя);
б) кадастровый номер, площадь и местоположение земельного участка;
в) вид разрешенного использования земельного участка.
12. Решение об отказе в заключении соглашения содержит сведения, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 11 настоящей статьи, а также указание причин этого отказа.
13. Основаниями для принятия решения об отказе в заключении соглашения являются:
а) несоответствие возведенных на арендованном земельном участке объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений (в том числе нестационарных торговых объектов), элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры режиму особой охраны соответствующего национального парка;
б) наличие задолженности по арендной плате за земельный участок;
в) невыполнение арендатором земельного участка условий заключенного договора аренды;
г) несоблюдение режима особой охраны национального парка;
д) непроведение арендатором земельного участка ежегодных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территорий национальных парков, согласованных с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком, в соответствии с перечнем, установленным уполномоченным органом;
е) наличие у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных арендатором земельного участка нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
14. Уполномоченный орган, принявший решение о заключении соглашения, в течение пяти дней со дня его принятия направляет арендатору земельного участка решение о заключении соглашения вместе с проектом соглашения об осуществлении рекреационной деятельности.
15. Форма и содержание соглашения об осуществлении рекреационной деятельности должны соответствовать требованиям, установленным статьей 17.3 настоящего Федерального закона.
16. Незаключение арендаторами земельных участков в установленный настоящей статьей срок соглашений об осуществлении рекреационной деятельности является основанием для расторжения договоров аренды соответствующих земельных участков.
17. До дня заключения соглашений об осуществлении рекреационной деятельности на условиях и в порядке, которые определены настоящей статьей, ежегодные мероприятия по предупреждению причинения вреда окружающей среде, соблюдению режима особой охраны территорий национальных парков осуществляются по согласованию с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление соответствующим национальным парком.
18. Если земельные участки, расположенные в границах национальных парков, не отнесены к землям особо охраняемых территорий и объектов, это не является препятствием для их предоставления в аренду в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.".
Ст. 1
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей