Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Цели, задачи и принципы построения ПКР

1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения образованию сверстников с нормальным речевым развитием. Данный вариант программы может реализовываться как в специальной школе или специальном классе, так и в условиях инклюзивной образовательной организации.

2. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.

3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию обучающихся с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с ТНР. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации и достижение планируемых результатов основного общего образования, а также на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно нравственными и социокультурными ценностями, преодоление недостатков речевой деятельности.

4. Цель ПКР: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи обучающимся с ТНР для успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.

5. Задачи ПКР:

выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;

определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

разработка и реализация Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы каждого обучающегося с ТНР с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, а также ППк образовательной организации по результатам комплексного психолого-педагогического обследования;

разработка и проведение коррекционно-развивающих курсов в соответствии с Индивидуальным планом коррекционной работы каждого обучающегося с ТНР, реализуемых в процессе внеурочной деятельности;

оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в процессе развития личностных качеств обучающихся с ТНР, их социальных компетенций;

реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ППк), индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида);

обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР;

осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.

оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в развитии учебно-познавательной деятельности обучающихся с ТНР в контексте достижения ими планируемых результатов образования;

своевременное выявление трудностей обучающихся с ТНР в достижении планируемых результатов образования и оказание им специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи;

выявление у обучающихся с ТНР особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности; создание условий, способствующих наиболее полноценному их развитию.

оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР в профессиональной ориентации и социальной адаптации;

обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями с ТНР;

6. Содержание ПКР определяют следующие принципы:

6.1. Единство диагностики и коррекции.

Принцип отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи, в том числе логопедической помощи обучающему с ТНР. Это один из основополагающих принципов, так как эффективность коррекционной работы в большой мере зависит от качества проведенной диагностики. Данный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психолого-педагогического воздействия.

6.2. Системность.

Принцип предполагает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений обучающихся с ТНР, взаимодействие педагогических работников и специалистов различного профиля в решении проблем обучающихся;

6.3. Принцип обходного пути, предполагающий формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;

6.4. Принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как способа общения и орудия познавательной деятельности.

Реализация данного принципа достигается путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных сфер деятельности обучающихся данного возраста, использование метода моделирования коммуникативных ситуаций. В обучении учащихся с ТНР остро стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи учащихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению;

6.5. Онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы, последовательность освоения речеязыковых навыков, особенностей формирования речемыслительной деятельности учащихся.

6.6. Принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать;

6.7. Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития обучающихся предполагает разработку специальных педагогических мероприятий, направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития обучающихся;

6.8. Принцип комплексности.

Преодоление нарушений должно носить комплексный психолого-медико-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог (специальный психолог), медицинские работники, социальный педагог и другие);

6.9. Соблюдение интересов обучающихся с ТНР.

Принцип определяет позицию педагогических работников, которые призваны решать проблемы обучающихся с максимальной пользой и в их интересах, в том числе в их качественном образовании с учетом особых образовательных потребностей;

6.10. Учет операционального состава нарушенных действий.

Особая роль этого принципа отмечается в работе с текстовым материалом, когда необходимо продемонстрировать обучающемуся систему операций, произведя которые можно построить свой текст или проанализировать (а затем понять) чужой. Необходимо составить развернутые модели создания текстов, задать последовательность, реализация которой приведет к искомому результату. В этих моделях обязательно должны учитываться лингвистические и функциональные характеристики текстов различных типов и жанров, а также индивидуальные особенности обучающегося (нарушенные звенья механизмов порождения и понимания текста), то есть необходимо соотнести имеющиеся трудности с тем текстовым материалом, который предъявляется обучающимся на уроках. Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием развития языковых умений и навыков для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Помимо этого, расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность формировать осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку в связи с невозможностью опираться на чувство языка в обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи доля сознательности в процессе восприятия и порождения текстов резко увеличивается.

Наряду с принципами и подходами, описанными в ПООП ООО, выделяются следующие положения по учету специальных образовательных потребной обучающихся с ТНР и созданию специальных условий:

а) наличие входной и промежуточной диагностики состояния устной и письменной речи, уровня сформированности психических функций, удовлетворение особых образовательных потребностей через реализацию индивидуального подхода в соответствии с этиологией и структурой речевого нарушения ходе освоения ими основной образовательной программы;

б) пропедевтическая и коррекционная работа по их дальнейшей интеграции в образовательном учреждении, направленная на развитие коммуникативных навыков и предпосылок усвоения программного материала;

в) реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса по преодолению или минимизации влияния недостатков устной и письменной речи на процесс усвоения основной образовательной программы обучающимися с ТНР с учетом состояния их здоровья и особенностей психоречевого развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

г) создание специальных условий воспитания, обучения учащихся с ТНР, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных технологий и программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

7. Перечень и содержание направлений работы.

7.1. Содержание ПКР определяется на основе решения ППк образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК (и ИПРА при наличии) каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.

7.2. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР.

7.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы.

7.3.1. Диагностическое направление предполагает:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучаемого;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ТНР;

мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.

7.3.1.1. Диагностическое направление реализуется учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками.

7.3.1.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает:

изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося с ТНР, в том числе самооценки личности с учетом собственных возможностей, способностей и ограничений; стремления к личностному саморазвитию и его реализации; межличностного взаимодействия (в коллективе сверстников, а также с окружающими людьми разного возраста в процессе учебной и внеурочной деятельности на основе взаимного уважения, толерантности, соблюдения социально значимых нравственно-этических норм; сформированности оценочного отношения к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; готовности обучающегося к здоровому образу жизни, готовности прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, а также готовности к участию в жизни семьи, образовательной организации; резервов личностного развития;

изучение познавательной сферы обучающихся, включая мотивацию к учебно-познавательной деятельности, познавательные интересы; выявление резервов активизации ее развития;

изучение овладения обучающимися с ТНР универсальными учебными действиями; выявление резервов активизации их развития;

изучение достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов обучения по каждому учебному предмету, выявление причин трудностей в обучении и резервов их преодоления;

выявление у обучающихся с ТНР особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности;

изучение готовности обучающихся обучающимися с ТНР к осознанному выбору профессии, образовательной организации для получения профессионального и (или) среднего (полного) образования с учетом собственных интересов, возможностей, способностей и ограничений.

7.3.1.3. Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания обсуждаются на заседании ППк образовательной организации, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том числе при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного консультирования обучающегося в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты).

7.3.1.4. На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК и ИПРА разрабатывается "Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося", который утверждается психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.

7.3.2. Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление.

7.3.2.1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в системе реализации АООП ООО (вариант 5.2) отражается в следующей документации:

индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы, разработанных для каждого обучающегося и утвержденных руководителем психолого-педагогического консилиума образовательной организации;

рабочих программах учебных предметов и планов каждого урока, проектируемых на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей каждого обучающегося;

рабочих программах коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы, включенных во внеурочную деятельность по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации на основе Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося и направленных на обеспечение наиболее полноценного развития обучающихся с ТНР, их социальную адаптацию, преодоление трудностей в достижении планируемых результатов обучения, в овладении нормами устной и письменной речи, устной коммуникацией;

планах работы учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, и других специалистов, проектируемых с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ТНР;

программе внеурочной деятельности, проектируемой на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

7.3.2.2. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно составляется для каждого обучающегося с ТНР. В течение учебного года может происходить корректировка индивидуального плана с учетом достижения обучающимся планируемых результатов.

7.3.2.3. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося содержит:

направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, выявленных в процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе ПКР;

описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению.

7.3.2.4. Рекомендуемый образец формы Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы представлен в таблице 1.

Таблица 1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося

Класс

Возраст обучающегося

Причины, время и характер нарушения слуха

Состояние слуха в настоящее время

Слухопротезирование

Рекомендации ПМПК и ИПРА

Индивидуальные особенности обучающегося:

Направления коррекционно-развивающей работы

Основное содержание коррекционно-развивающей работы

Организационные формы коррекционно-развивающей работы

Примерные сроки

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника

7.3.2.5. Обязательными направлениями коррекционно-развивающей работы, которые включаются в Индивидуальные планы каждого обучающегося, является:

коррекция и развитие речевой функции

коррекция и (или) развитие учебно-познавательной деятельности с целью обеспечения качественного достижения планируемых результатов образовательной программы (с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся).

7.3.2.6. Направления коррекционно-развивающей работы, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР, могут также включать:

развитие у обучающихся словесной речи - письменной и (или) устной, как важного условия их наиболее полноценного развития, качественного образования, социальной адаптации;

коррекцию и (или) развитие высших психических функций, эмоционально-волевой и познавательной сфер;

коррекцию и (или) развитие коммуникативно-речевой сферы;

коррекцию и (или) развитие личностных установок в соответствии с социально-этическими нормами и правилами межличностного взаимодействия;

развитие межличностного общения в группе сверстников (со взрослыми);

развитие способов регуляции поведения, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

развитие компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и профессионального образования;

совершенствование навыков получения и использования информации (в том числе на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

социально-педагогическую защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

7.3.2.7. Направления коррекционно-развивающей работы могут быть расширены с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на основании рекомендаций ППк образовательной организации, базирующихся на рекомендациях ПМПК, (ИПРА), результатах комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся. Занятия по коррекционно-развивающим курсам включаются во внеурочную деятельность.

7.3.2.8. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, как правило, нуждаются в следующих коррекционно-развивающих курсах: "Индивидуальные и групповые логопедические занятия", направленном на:

а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности;

б) развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи;

в) коррекция дисграфии и дислексии;

г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу "Русский язык" и "Литература", а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в том числе гуманитарной, естественно-научной, текстами задач и другими).

7.3.2.9. Коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия" включает:

Диагностический этап:

обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;

изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;

комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;

установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у обучающихся с ТНР;

анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;

Коррекционный этап.

По итогам обследования обучающиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и график проведения логопедических занятий.

Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях должен коррелировать с программным материалом по другим предметам, но изучаться в практическом плане (без введения терминологии) и с опережением по сравнению с изучением теории.

Мониторинг эффективности осуществляется, как правило в конце учебного года. При необходимости мониторинг может осуществляться в более ранние сроки при необходимости внесения изменений в рабочую коррекционную программу обучающегося. Результаты мониторинга обсуждаются на ППк образовательной организации, на основании решения которого решается вопрос об адекватности выбранной программы.

7.3.2.10. Занятия по коррекционно-развивающему курсу "Индивидуальные и групповые логопедические занятия" проводятся в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельность обучающихся с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения на уровне основной общего образования.

Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, однако, каждый обучающийся должен посетить Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия") не реже 3 раз в неделю.

Ориентировочная продолжительность занятий:

групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек - до 30 минут);

подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек - до 25 минут);

индивидуальное занятие (до 20 минут).

Коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия" ведет учитель-логопед.

7.3.2.11. Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося может быть предусмотрена возможность проведения в процессе внеурочной деятельности дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, а также в случаях, связанных с особыми жизненными обстоятельствами (в том числе с длительной болезнью обучающего, проведением его медицинской реабилитации), и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.

7.3.2.12. Направления, общее содержание и организацию дополнительных занятий (сроки проведения, количество часов в неделю, формы проведения - индивидуально, парами или малыми группами) определяет психолого-педагогический консилиум образовательной организации с учетом выявленных особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

7.3.2.13. В зависимости от направления коррекционно-развивающей работы на дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, определенного для каждого обучающегося психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации, в ней могут участвовать учитель-логопед, учителя-предметники и другие педагогические работники.

7.3.2.14. Время, отведенное на коррекционно-развивающие курсы и дополнительные коррекционно-развивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.

7.3.2.15. Занятия коррекционно-развивающих курсов и дополнительные занятия в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося", могут быть организованы модульно, в том числе на основе сетевого взаимодействия.

7.3.2.16. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность при проведении коррекционно-развивающих курсов, а также дополнительных коррекционно-развивающих занятий разрабатывают индивидуально ориентированные рабочие программы с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся, проводят занятия в соответствии с расписанием, осуществляют стартовую диагностику и мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов, анализ и оценку полученных данных, проводят консультативную и информационно-просветительскую работу.

7.3.2.17. Рабочая программа коррекционно-развивающего курса может иметь следующую структуру:

пояснительная записка;

общая характеристика коррекционно-развивающего курса;

цели изучения коррекционно-развивающего курса;

место коррекционно-развивающего курса в учебном плане;

основные содержательные линии программы коррекционно-развивающего курса;

содержание коррекционно-развивающего курса (по классам);

планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса.

7.3.3. Консультативное направление.

7.3.3.1. Данное направление работы обеспечивает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ТНР отбора и адаптации содержания предметных программ; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения обучающегося с ТНР; консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ТНР профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

7.3.3.2. Консультативная работа включает разработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально ориентированных методов и приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образовательно-коррекционной работы.

7.3.3.3. Консультативную работу осуществляют все педагогические работники образовательной организации.

7.3.3.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по консультативной работе, проводимой педагогическими работниками с обучающимися класса и их семьями (на четверть или полугодие).

7.3.3.5. Примерная форма плана консультативной работы представлена в таблице 2.

Таблица 2. План консультативной работы

Направления консультативной работы

Задачи консультативной работы

Содержание консультативной работы

Формы проведения консультативной работы

Сроки проведения консультативной работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника

7.3.4. Информационно-просветительское направление.

7.3.4.1. Данное направление предполагает информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ТНР.

7.3.4.2. Информационно-просветительская работа может проводиться с обучающимися, с педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций, включая в том числе организации дополнительного и профессионального образования, социальной сферы, здравоохранения, правопорядка, с родителями (законными представителями), представителями общественности.

7.3.4.3. Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники образовательной организации.

7.3.4.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по информационно-просветительской работе, проводимой педагогическими работниками образовательной организации (на четверть или полугодие).

7.3.4.5. Рекомендуемая форма плана информационно-просветительской работы представлена в таблице 3.

Таблица 3. План информационно-просветительской работы

Направления информационно-просветительской работы

Задачи информационно-просветительской работы

Содержание информационно-просветительской работы

Формы проведения информационно-просветительской работы

Сроки проведения

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника