1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.1) адресована слепым обучающимся, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО (варианты 3.1) при совместном обучении с нормативно развивающимися сверстниками в те же сроки (5 - 9 классы) в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности.
2. ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.1) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности слепых обучающихся и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.
3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижение планируемых результатов основного общего образования.
4. Цель ПКР: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи слепым обучающимся для успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.
определение индивидуальных образовательных потребностей и затруднений слепых обучающихся, оказание коррекционной помощи при освоении АООП ООО;
определение оптимальных психолого-педагогических и организационных условий для получения основного общего образования слепыми обучающимися, развития, совершенствования и универсализации компенсаторных умений и навыков, формирования информационных, коммуникативных и тифлотехнических компетенций, всестороннего развития способностей обучающихся;
разработка и использование программ курсов коррекционно-развивающей области, программ дополнительной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы для слепых обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения слепых обучающихся в соответствии с рекомендациями ППк и ПМПК;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации слепых обучающихся;
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексном психолого-педагогическом сопровождении слепых обучающихся;
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) слепых обучающихся.
6. Содержание ПКР определяют следующие принципы:
6.1. Принцип преемственности и перспективности.
Обеспечивает продолжение коррекционно-развивающей работы, начатой на уровне начального общего образования, в основной школе (расширение и конкретизация представлений, развитие и совершенствование компенсаторных навыков, формирование специальных компетенций).
6.2. Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Обеспечивает включение коррекционно-развивающей работы в урочную и внеурочную деятельность;
6.3. Принцип индивидуального подхода.
Основывается на учете при организации и проведении коррекционно-развивающей работы индивидуальных особенностей психофизического развития слепых обучающихся, уровня сформированности компенсаторных способов действий, их образовательных и абилитационно-реабилитационных потребностей;
6.4. Принцип дифференцированного подхода.
Обеспечивает дифференциацию методов и приемов коррекционно-развивающей работы в зависимости от вариативных типологических особенностей слепых обучающихся (тотально слепые и слепые с остаточным зрением, обучающиеся с различным уровнем сформированности компенсаторных способов действий).
7. Перечень и содержание направлений работы.
7.1. Содержание ПКР определяется на основе решения ППк образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, ИПРА каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.
7.2. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения слепых обучающихся.
7.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
7.3.1. Диагностическое направление предполагает:
проведение комплексной диагностики психофизического развития слепых обучающихся и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях общеобразовательной организации;
определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития слепых обучающихся, прогнозирование эффективности коррекционно-развивающей работы;
проведение мониторинга динамики успешности освоения АООП ООО слепых обучающихся, включая программу коррекционной работы.
7.3.1.1. Диагностическое направление реализуется учителем-дефектологом (тифлопедагогом), педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками.
7.3.1.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает:
выявление компенсаторных возможностей слепых обучающихся в учебной, познавательной, ориентировочно-поисковой, социально-коммуникативной, социально-бытовой и трудовой деятельности;
проведение комплексной диагностики психофизического развития слепых обучающихся и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях общеобразовательной организации;
изучение познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей слепых обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепых обучающихся;
выявление адаптационных, компенсаторных возможностей и уровней социализации слепых обучающихся;
изучение индивидуальных образовательных и коррекционно-абилитационно-реабилитационных потребностей слепых обучающихся;
выявление исходного уровня готовности к освоению программы коррекционного курса "Тифлотехника" в основной школе;
выявление сформированных умений и навыков пространственной ориентировки, а также уровней готовности к освоению программы коррекционного курса "Пространственное ориентирование и мобильность";
выявление сформированных умений и навыков социально-бытовой ориентировки и уровней готовности к освоению программы коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка";
системный мониторинг уровня и динамики развития обучающихся, а также создания необходимых условий, соответствующих индивидуальным образовательным потребностям, склонностям, способностям, компенсаторным возможностям, профессиональной направленности слепых обучающихся.
7.3.1.3. Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания обсуждаются на заседании ППк образовательной организации, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том числе при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного консультирования обучающегося в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты).
7.3.1.4. На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК и ИПРА разрабатывается "Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося", который утверждается психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.
7.3.2. Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление.
7.3.2.1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в системе реализации АООП ООО (вариант 3.1) отражается в следующей документации:
индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы, разработанных для каждого обучающегося и утвержденных руководителем психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
рабочих программах учебных предметов и планов каждого урока, проектируемых на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей каждого обучающегося;
рабочих программах коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы, включенных во внеурочную деятельность по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации на основе Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося и направленных на обеспечение наиболее полноценного развития слепых обучающихся, их социальную адаптацию, преодоление трудностей в достижении планируемых результатов обучения;
планах работы учителя-дефектолога (тифлопедагога), педагога-психолога, социального педагога, тьютора и других специалистов, проектируемых с учетом индивидуальных особенностей каждого слепого обучающегося;
программе внеурочной деятельности, проектируемой на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
7.3.2.2. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно составляется для каждого слепого обучающегося. В течение учебного года может происходить корректировка индивидуального плана с учетом достижения обучающимся планируемых результатов.
7.3.2.3. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося содержит:
направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, выявленных в процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе ПКР;
описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению.
7.3.2.4. Рекомендуемый образец формы Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы представлен в таблице 1.
Таблица 1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы |
|||||
Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника |
|||||
7.3.2.5. Обязательными направлениями коррекционно-развивающей работы, которые включаются в Индивидуальные планы каждого обучающегося, является:
развитие осязательного и зрительно-осязательного восприятия обучающихся учетом зрительной депривации, пространственной ориентировки и мобильности, социально-бытовой ориентировки;
выявление компенсаторных возможностей слепых обучающихся в учебной, познавательной, ориентировочно-поисковой, социально-коммуникативной, социально-бытовой и трудовой деятельности;
коррекция и (или) развитие учебно-познавательной деятельности с целью обеспечения качественного достижения планируемых результатов образовательной программе (с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся).
7.3.2.6. Направления коррекционно-развивающей работы, в зависимости от индивидуальных особенностей слепых обучающихся, могут также включать:
проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
расширение и обогащение чувственного опыта слепых обучающихся, коррекцию вербализма речи, уточнение и конкретизацию представлений;
развитие, совершенствование и универсализацию компенсаторных навыков;
формирование специальных компетенций, необходимых для получения, использования и обработки информации без визуального контроля;
стабилизацию психоэмоционального состояния слепых обучающихся;
формирование адекватной самооценки, жизненной позиции, преодоление иждивенческих взглядов, коррекцию негативных установок на инвалидность;
развитие мотивационно-потребностной сферы, личной автономии, независимости от родителей (законных представителей) и других значимых взрослых, готовности самостоятельно принимать жизненно значимые, в том числе финансовые решения;
преодоление тревожности, личных комплексов и психологических барьеров, страхов самостоятельного передвижения в закрытом и свободном пространстве, реального и виртуального общения со взрослыми и сверстниками с сохранным зрением, обращения за помощью к незнакомым людям, переезда в другой регион для продолжения образования, самостоятельного решения социально-бытовых вопросов, осуществления социально-коммуникативной и социально-бытовой деятельности и другие;
формирование социальных ролей, отношений и моделей поведения в соответствии с гендерной принадлежностью;
овладение нормами и правилами бесконфликтного общения, способами конструктивного разрешения или избегания специфических трудных жизненных ситуаций, обусловленных нарушениями зрения;
формирование умений и навыков поиска нестандартных решений учебных, коммуникативных, бытовых и профессиональных задач;
развитие мотивации к профессиональному самоопределению и самореализации, готовности к осознанному выбору доступной и востребованной профессии в соответствии со способностями, интересами и склонностями, конструктивному диалогу с работодателем, обоснованию своей конкурентоспособности на открытом рынке труда;
формирование представлений о правилах и нормах межличностного взаимодействия в профессиональном коллективе, понимания необходимости ответственного отношения к выполнению трудовых функций;
психологическую подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации.
7.3.2.7. Направления коррекционно-развивающей работы могут быть расширены с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на основании рекомендаций ППк образовательной организации, базирующихся на рекомендациях ПМПК, ИПРА, результатах комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся. Занятия по коррекционно-развивающим курсам включаются во внеурочную деятельность.
7.3.2.8. Слепые обучающиеся, как правило, нуждаются в следующих коррекционно-развивающих курсах: "Тифлотехника", направленном на формирование у слепых обучающихся тифлоинформационных и тифлотехнических компетенций, а также их подготовке к самостоятельному и эффективному выполнению учебных задач с применением компьютера и другой цифровой техники, "Пространственное ориентирование и мобильность", направленном на подготовку слепых обучающихся к самостоятельному пространственному ориентированию и мобильности, с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей психофизического развития и личностных качеств, "Социально-бытовая ориентировка" направлена на формирование компенсаторных умений и навыков в сфере самообслуживания и повышение уровня социальной компетентности обучающихся.
7.3.2.9. Специальный (коррекционный) курс "Тифлотехника" является неотъемлемой частью единого модуля "Информатика", при этом "Тифлотехника" может реализовываться за счет часов урочной и внеурочной деятельности. Освоение коррекционных курсов "Пространственное ориентирование и мобильность" и "Социально-бытовая ориентировка" осуществляется за счет часов внеурочной деятельности учебного плана, входящих в коррекционно-развивающую область.
7.3.2.10. Занятия по коррекционно-развивающему курсу "Тифлотехника" проводятся в последовательности, определяемой потребностями других учебных предметов, в частности, учебным предметом "Информатика". Каждая тема может изучаться несколько раз на все более глубоком уровне освоения материала. Содержание коррекционного курса "Пространственное ориентирование и мобильность" разработано с учетом норм и требований СанПиН, базируется на современных исследованиях в и научных достижениях в области тифлопедагогики, тифлопсихологии, методики обучения пространственному ориентированию и мобильности, учитывает время и характер зрительных нарушений, степень сформированности компенсаторных навыков использования сохранных анализаторов при ориентировке, физическую и психологическую готовность к обучению. Содержание коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" на каждом году обучения представлено основными разделами, которые ежегодно расширяются и дополняются по концентрическому принципу с учетом возраста, интересов и социального опыта обучающихся. Педагог самостоятельно определяет количество часов, отводимых на изучение каждого раздела. Продолжительность изучения раздела определяется с учетом уровня социальной адаптации обучающихся.
Преподавание специального (коррекционного) курса "Тифлотехника" реализуется только учителем информатики с соответствующим базовым образованием, прошедшим повышение квалификации по вопросам обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.
7.3.2.11. Направления, содержание и формы организации коррекционно-развивающих курсов могут изменяться по решению ППк образовательной организации, в том числе в течение учебного года, с учетом результатов мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов "Индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы". Занятия по коррекционно-развивающему курсу могут проводиться индивидуально, в разных формах фронтальной работы (парами, малыми группами). Решение об организационных формах проведения работы (индивидуально, парами, малыми группами), а также комплектование пар (малых групп) обучающихся принимает ППк образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и результатов комплексного специализированного психолого-педагогического обследования.
7.3.2.12. При разработке рабочих программ коррекционно-развивающего курса "Тифлотехника" темы изучаются в последовательности, определяемой потребностями других учебных предметов, в частности, учебным предметом "Информатика". Каждая тема может изучаться несколько раз на все более глубоком уровне освоения материала. Последовательность и глубину освоения тем выбирает преподаватель курса.
7.3.2.13. Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося может быть предусмотрена возможность проведения в процессе внеурочной деятельности дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, а также в случаях, связанных с особыми жизненными обстоятельствами (в том числе с длительной болезнью обучающего, проведением его медицинской реабилитации), и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.
7.3.2.14. Направления, общее содержание и организацию дополнительных занятий (сроки проведения, количество часов в неделю, формы проведения - индивидуально, парами или малыми группами) определяет психолого-педагогический консилиум образовательной организации с учетом выявленных особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
7.3.2.15. В зависимости от направления коррекционно-развивающей работы на дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, определенного для каждого обучающегося психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации, в ней могут участвовать учитель-дефектолог (тифлопедагог), учителя-предметники и другие педагогические работники.
7.3.2.16. Время, отведенное на коррекционно-развивающие курсы и дополнительные коррекционно-развивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.
7.3.2.17. Занятия коррекционно-развивающих курсов и дополнительные занятия в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося", могут быть организованы модульно, в том числе на основе сетевого взаимодействия.
7.3.2.18. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность при проведении коррекционно-развивающих курсов, а также дополнительных коррекционно-развивающих занятий разрабатывают индивидуально ориентированные рабочие программы с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся, проводят занятия в соответствии с расписанием, осуществляют стартовую диагностику и мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов, анализ и оценку полученных данных, проводят консультативную и информационно-просветительскую работу.
7.3.2.19. Рабочая программа коррекционно-развивающего курса может иметь следующую структуру:
общая характеристика коррекционно-развивающего курса;
цели изучения коррекционно-развивающего курса;
место коррекционно-развивающего курса в учебном плане;
основные содержательные линии программы коррекционно-развивающего курса;
содержание коррекционно-развивающего курса (по классам);
планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса.
7.3.3. Консультативное направление.
7.3.3.1. Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического сопровождения слепых обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации обучающихся, повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей (законных представителей) в воспитании своих детей.
7.3.3.2. Консультативная работа включает разработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально ориентированных методов и приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образовательно-коррекционной работы.
7.3.3.3. Консультативную работу осуществляют все педагогические работники образовательной организации.
7.3.3.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по консультативной работе, проводимой педагогическими работниками с обучающимися класса и их семьями (на четверть или полугодие).
7.3.3.5. Примерная форма плана консультативной работы представлена в таблице 2.
7.3.4. Информационно-просветительское направление.
7.3.4.1. Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями слепых обучающихся, обеспечением наиболее полноценного образования и развития, созданием необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям.
7.3.4.2. Информационно-просветительская работа может проводиться с обучающимися, с педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций, включая в том числе организации дополнительного и профессионального образования, социальной сферы, здравоохранения, правопорядка, с родителями (законными представителями), представителями общественности.
7.3.4.3. Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники образовательной организации.
7.3.4.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по информационно-просветительской работе, проводимой педагогическими работниками образовательной организации (на четверть или полугодие).
7.3.4.5. Рекомендуемая форма плана информационно-просветительской работы представлена в таблице 3.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей