I. Цели, задачи и принципы построения ПКР

1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.1) адресована слепым обучающимся, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО (варианты 3.1) при совместном обучении с нормативно развивающимися сверстниками в те же сроки (5 - 9 классы) в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности.

2. ФАОП ООО для слепых обучающихся (вариант 3.1) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности слепых обучающихся и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижение планируемых результатов основного общего образования.

4. Цель ПКР: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи слепым обучающимся для успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.

5. Задачи ПКР:

определение индивидуальных образовательных потребностей и затруднений слепых обучающихся, оказание коррекционной помощи при освоении АООП ООО;

определение оптимальных психолого-педагогических и организационных условий для получения основного общего образования слепыми обучающимися, развития, совершенствования и универсализации компенсаторных умений и навыков, формирования информационных, коммуникативных и тифлотехнических компетенций, всестороннего развития способностей обучающихся;

разработка и использование программ курсов коррекционно-развивающей области, программ дополнительной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы для слепых обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения слепых обучающихся в соответствии с рекомендациями ППк и ПМПК;

реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации слепых обучающихся;

обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексном психолого-педагогическом сопровождении слепых обучающихся;

осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) слепых обучающихся.

6. Содержание ПКР определяют следующие принципы:

6.1. Принцип преемственности и перспективности.

Обеспечивает продолжение коррекционно-развивающей работы, начатой на уровне начального общего образования, в основной школе (расширение и конкретизация представлений, развитие и совершенствование компенсаторных навыков, формирование специальных компетенций).

6.2. Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Обеспечивает включение коррекционно-развивающей работы в урочную и внеурочную деятельность;

6.3. Принцип индивидуального подхода.

Основывается на учете при организации и проведении коррекционно-развивающей работы индивидуальных особенностей психофизического развития слепых обучающихся, уровня сформированности компенсаторных способов действий, их образовательных и абилитационно-реабилитационных потребностей;

6.4. Принцип дифференцированного подхода.

Обеспечивает дифференциацию методов и приемов коррекционно-развивающей работы в зависимости от вариативных типологических особенностей слепых обучающихся (тотально слепые и слепые с остаточным зрением, обучающиеся с различным уровнем сформированности компенсаторных способов действий).

7. Перечень и содержание направлений работы.

7.1. Содержание ПКР определяется на основе решения ППк образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, ИПРА каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.

7.2. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения слепых обучающихся.

7.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы.

7.3.1. Диагностическое направление предполагает:

проведение комплексной диагностики психофизического развития слепых обучающихся и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях общеобразовательной организации;

определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития слепых обучающихся, прогнозирование эффективности коррекционно-развивающей работы;

проведение мониторинга динамики успешности освоения АООП ООО слепых обучающихся, включая программу коррекционной работы.

7.3.1.1. Диагностическое направление реализуется учителем-дефектологом (тифлопедагогом), педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками.

7.3.1.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает:

выявление компенсаторных возможностей слепых обучающихся в учебной, познавательной, ориентировочно-поисковой, социально-коммуникативной, социально-бытовой и трудовой деятельности;

проведение комплексной диагностики психофизического развития слепых обучающихся и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях общеобразовательной организации;

изучение познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей слепых обучающихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепых обучающихся;

выявление адаптационных, компенсаторных возможностей и уровней социализации слепых обучающихся;

изучение индивидуальных образовательных и коррекционно-абилитационно-реабилитационных потребностей слепых обучающихся;

выявление исходного уровня готовности к освоению программы коррекционного курса "Тифлотехника" в основной школе;

выявление сформированных умений и навыков пространственной ориентировки, а также уровней готовности к освоению программы коррекционного курса "Пространственное ориентирование и мобильность";

выявление сформированных умений и навыков социально-бытовой ориентировки и уровней готовности к освоению программы коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка";

системный мониторинг уровня и динамики развития обучающихся, а также создания необходимых условий, соответствующих индивидуальным образовательным потребностям, склонностям, способностям, компенсаторным возможностям, профессиональной направленности слепых обучающихся.

7.3.1.3. Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания обсуждаются на заседании ППк образовательной организации, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том числе при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного консультирования обучающегося в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты).

7.3.1.4. На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК и ИПРА разрабатывается "Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося", который утверждается психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.

7.3.2. Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление.

7.3.2.1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в системе реализации АООП ООО (вариант 3.1) отражается в следующей документации:

индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы, разработанных для каждого обучающегося и утвержденных руководителем психолого-педагогического консилиума образовательной организации;

рабочих программах учебных предметов и планов каждого урока, проектируемых на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей каждого обучающегося;

рабочих программах коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы, включенных во внеурочную деятельность по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации на основе Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося и направленных на обеспечение наиболее полноценного развития слепых обучающихся, их социальную адаптацию, преодоление трудностей в достижении планируемых результатов обучения;

планах работы учителя-дефектолога (тифлопедагога), педагога-психолога, социального педагога, тьютора и других специалистов, проектируемых с учетом индивидуальных особенностей каждого слепого обучающегося;

программе внеурочной деятельности, проектируемой на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

7.3.2.2. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно составляется для каждого слепого обучающегося. В течение учебного года может происходить корректировка индивидуального плана с учетом достижения обучающимся планируемых результатов.

7.3.2.3. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося содержит:

направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, выявленных в процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе ПКР;

описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению.

7.3.2.4. Рекомендуемый образец формы Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы представлен в таблице 1.

Таблица 1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося

Класс

Возраст обучающегося

Причины, время и характер нарушения зрения

Состояние зрения в настоящее время

Рекомендации ПМПК и ИПРА

Индивидуальные особенности обучающегося:

Направления коррекционно-развивающей работы

Основное содержание коррекционно-развивающей работы

Организационные формы коррекционно-развивающей работы

Примерные сроки

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника

7.3.2.5. Обязательными направлениями коррекционно-развивающей работы, которые включаются в Индивидуальные планы каждого обучающегося, является:

развитие осязательного и зрительно-осязательного восприятия обучающихся учетом зрительной депривации, пространственной ориентировки и мобильности, социально-бытовой ориентировки;

выявление компенсаторных возможностей слепых обучающихся в учебной, познавательной, ориентировочно-поисковой, социально-коммуникативной, социально-бытовой и трудовой деятельности;

коррекция и (или) развитие учебно-познавательной деятельности с целью обеспечения качественного достижения планируемых результатов образовательной программе (с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся).

7.3.2.6. Направления коррекционно-развивающей работы, в зависимости от индивидуальных особенностей слепых обучающихся, могут также включать:

проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

расширение и обогащение чувственного опыта слепых обучающихся, коррекцию вербализма речи, уточнение и конкретизацию представлений;

развитие, совершенствование и универсализацию компенсаторных навыков;

формирование специальных компетенций, необходимых для получения, использования и обработки информации без визуального контроля;

стабилизацию психоэмоционального состояния слепых обучающихся;

формирование адекватной самооценки, жизненной позиции, преодоление иждивенческих взглядов, коррекцию негативных установок на инвалидность;

развитие мотивационно-потребностной сферы, личной автономии, независимости от родителей (законных представителей) и других значимых взрослых, готовности самостоятельно принимать жизненно значимые, в том числе финансовые решения;

преодоление тревожности, личных комплексов и психологических барьеров, страхов самостоятельного передвижения в закрытом и свободном пространстве, реального и виртуального общения со взрослыми и сверстниками с сохранным зрением, обращения за помощью к незнакомым людям, переезда в другой регион для продолжения образования, самостоятельного решения социально-бытовых вопросов, осуществления социально-коммуникативной и социально-бытовой деятельности и другие;

формирование социальных ролей, отношений и моделей поведения в соответствии с гендерной принадлежностью;

овладение нормами и правилами бесконфликтного общения, способами конструктивного разрешения или избегания специфических трудных жизненных ситуаций, обусловленных нарушениями зрения;

формирование умений и навыков поиска нестандартных решений учебных, коммуникативных, бытовых и профессиональных задач;

развитие мотивации к профессиональному самоопределению и самореализации, готовности к осознанному выбору доступной и востребованной профессии в соответствии со способностями, интересами и склонностями, конструктивному диалогу с работодателем, обоснованию своей конкурентоспособности на открытом рынке труда;

формирование представлений о правилах и нормах межличностного взаимодействия в профессиональном коллективе, понимания необходимости ответственного отношения к выполнению трудовых функций;

психологическую подготовку к прохождению государственной итоговой аттестации.

7.3.2.7. Направления коррекционно-развивающей работы могут быть расширены с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на основании рекомендаций ППк образовательной организации, базирующихся на рекомендациях ПМПК, ИПРА, результатах комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся. Занятия по коррекционно-развивающим курсам включаются во внеурочную деятельность.

7.3.2.8. Слепые обучающиеся, как правило, нуждаются в следующих коррекционно-развивающих курсах: "Тифлотехника", направленном на формирование у слепых обучающихся тифлоинформационных и тифлотехнических компетенций, а также их подготовке к самостоятельному и эффективному выполнению учебных задач с применением компьютера и другой цифровой техники, "Пространственное ориентирование и мобильность", направленном на подготовку слепых обучающихся к самостоятельному пространственному ориентированию и мобильности, с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей психофизического развития и личностных качеств, "Социально-бытовая ориентировка" направлена на формирование компенсаторных умений и навыков в сфере самообслуживания и повышение уровня социальной компетентности обучающихся.

7.3.2.9. Специальный (коррекционный) курс "Тифлотехника" является неотъемлемой частью единого модуля "Информатика", при этом "Тифлотехника" может реализовываться за счет часов урочной и внеурочной деятельности. Освоение коррекционных курсов "Пространственное ориентирование и мобильность" и "Социально-бытовая ориентировка" осуществляется за счет часов внеурочной деятельности учебного плана, входящих в коррекционно-развивающую область.

7.3.2.10. Занятия по коррекционно-развивающему курсу "Тифлотехника" проводятся в последовательности, определяемой потребностями других учебных предметов, в частности, учебным предметом "Информатика". Каждая тема может изучаться несколько раз на все более глубоком уровне освоения материала. Содержание коррекционного курса "Пространственное ориентирование и мобильность" разработано с учетом норм и требований СанПиН, базируется на современных исследованиях в и научных достижениях в области тифлопедагогики, тифлопсихологии, методики обучения пространственному ориентированию и мобильности, учитывает время и характер зрительных нарушений, степень сформированности компенсаторных навыков использования сохранных анализаторов при ориентировке, физическую и психологическую готовность к обучению. Содержание коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" на каждом году обучения представлено основными разделами, которые ежегодно расширяются и дополняются по концентрическому принципу с учетом возраста, интересов и социального опыта обучающихся. Педагог самостоятельно определяет количество часов, отводимых на изучение каждого раздела. Продолжительность изучения раздела определяется с учетом уровня социальной адаптации обучающихся.

Преподавание специального (коррекционного) курса "Тифлотехника" реализуется только учителем информатики с соответствующим базовым образованием, прошедшим повышение квалификации по вопросам обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.

7.3.2.11. Направления, содержание и формы организации коррекционно-развивающих курсов могут изменяться по решению ППк образовательной организации, в том числе в течение учебного года, с учетом результатов мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов "Индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы". Занятия по коррекционно-развивающему курсу могут проводиться индивидуально, в разных формах фронтальной работы (парами, малыми группами). Решение об организационных формах проведения работы (индивидуально, парами, малыми группами), а также комплектование пар (малых групп) обучающихся принимает ППк образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и результатов комплексного специализированного психолого-педагогического обследования.

7.3.2.12. При разработке рабочих программ коррекционно-развивающего курса "Тифлотехника" темы изучаются в последовательности, определяемой потребностями других учебных предметов, в частности, учебным предметом "Информатика". Каждая тема может изучаться несколько раз на все более глубоком уровне освоения материала. Последовательность и глубину освоения тем выбирает преподаватель курса.

7.3.2.13. Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося может быть предусмотрена возможность проведения в процессе внеурочной деятельности дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, а также в случаях, связанных с особыми жизненными обстоятельствами (в том числе с длительной болезнью обучающего, проведением его медицинской реабилитации), и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.

7.3.2.14. Направления, общее содержание и организацию дополнительных занятий (сроки проведения, количество часов в неделю, формы проведения - индивидуально, парами или малыми группами) определяет психолого-педагогический консилиум образовательной организации с учетом выявленных особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

7.3.2.15. В зависимости от направления коррекционно-развивающей работы на дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, определенного для каждого обучающегося психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации, в ней могут участвовать учитель-дефектолог (тифлопедагог), учителя-предметники и другие педагогические работники.

7.3.2.16. Время, отведенное на коррекционно-развивающие курсы и дополнительные коррекционно-развивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.

7.3.2.17. Занятия коррекционно-развивающих курсов и дополнительные занятия в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося", могут быть организованы модульно, в том числе на основе сетевого взаимодействия.

7.3.2.18. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность при проведении коррекционно-развивающих курсов, а также дополнительных коррекционно-развивающих занятий разрабатывают индивидуально ориентированные рабочие программы с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся, проводят занятия в соответствии с расписанием, осуществляют стартовую диагностику и мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов, анализ и оценку полученных данных, проводят консультативную и информационно-просветительскую работу.

7.3.2.19. Рабочая программа коррекционно-развивающего курса может иметь следующую структуру:

пояснительная записка;

общая характеристика коррекционно-развивающего курса;

цели изучения коррекционно-развивающего курса;

место коррекционно-развивающего курса в учебном плане;

основные содержательные линии программы коррекционно-развивающего курса;

содержание коррекционно-развивающего курса (по классам);

планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса.

7.3.3. Консультативное направление.

7.3.3.1. Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического сопровождения слепых обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации обучающихся, повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей (законных представителей) в воспитании своих детей.

7.3.3.2. Консультативная работа включает разработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально ориентированных методов и приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образовательно-коррекционной работы.

7.3.3.3. Консультативную работу осуществляют все педагогические работники образовательной организации.

7.3.3.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по консультативной работе, проводимой педагогическими работниками с обучающимися класса и их семьями (на четверть или полугодие).

7.3.3.5. Примерная форма плана консультативной работы представлена в таблице 2.

Таблица 2. План консультативной работы

Направления консультативной работы

Задачи консультативной работы

Содержание консультативной работы

Формы проведения консультативной работы

Сроки проведения консультативной работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника

7.3.4. Информационно-просветительское направление.

7.3.4.1. Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями слепых обучающихся, обеспечением наиболее полноценного образования и развития, созданием необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям.

7.3.4.2. Информационно-просветительская работа может проводиться с обучающимися, с педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций, включая в том числе организации дополнительного и профессионального образования, социальной сферы, здравоохранения, правопорядка, с родителями (законными представителями), представителями общественности.

7.3.4.3. Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники образовательной организации.

7.3.4.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по информационно-просветительской работе, проводимой педагогическими работниками образовательной организации (на четверть или полугодие).

7.3.4.5. Рекомендуемая форма плана информационно-просветительской работы представлена в таблице 3.

Таблица 3. План информационно-просветительской работы

Направления информационно-просветительской работы

Задачи информационно-просветительской работы

Содержание информационно-просветительской работы

Формы проведения информационно-просветительской работы

Сроки проведения

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника