I. Цели, задачи и принципы построения ПКР

1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) адресована обучающимся с нарушениями речи, демонстрирующими готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО (варианты 5.1) при совместном обучении с нормативно развивающимися сверстниками в те же сроки (5 - 9 классы) в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности.

2. ФАОП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижение планируемых результатов основного общего образования.

4. Цель ПКР: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи обучающимся с тяжелыми нарушениями речи для успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.

5. Задачи ПКР:

определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для обучающихся с ТНР;

реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ППк), индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида);

реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;

обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР;

осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР

6. Принципы, определяющие содержание ПКР.

Единство диагностики и коррекции. Принцип отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи, в том числе логопедической помощи обучающимся с ТНР. Это один из основополагающих принципов, так как эффективность коррекционной работы в большой мере зависит от качества проведенной диагностики. Данный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности требует постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психолого-педагогического воздействия.

Развитие. Принцип предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося.

Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития обучающихся. Принцип предполагает разработку специальных педагогических мероприятий, направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития обучающихся.

Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательно-коррекционного пространства при переходе от уровня начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с тяжелыми нарушениями речи для продолжения образования, социальной адаптации и интеграции в обществе. Принцип обеспечивает связь ПКР с другими разделами адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования: программой формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся. Принцип реализуется при обязательной преемственности в образовательно-коррекционном процессе в учебной и внеурочной деятельности, в том числе при проведении коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы, а также в условиях семейного воспитания при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

Соблюдение интересов обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Принцип определяет позицию педагогических работников, которые призваны решать проблемы обучающихся с максимальной пользой и в их интересах, в том числе в их качественном образовании с учетом особых образовательных потребностей.

Непрерывность. Принцип гарантирует обучающемуся с тяжелыми нарушением речи и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимся с тяжелыми нарушениями речи с учетом их особых образовательных потребностей, имеющихся трудностей в обучении и социализации.

Комплексность и системность. Принцип комплексности и системности базируется на единстве процессов диагностики, обучения и коррекции нарушений развития у обучающихся (с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей). Реализация данного принципа предполагает:

создание в образовательной организации условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

реализация ПКР в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе при включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов и дополнительных занятий в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы каждого обучающегося;

комплексное сопровождение каждого обучающегося с тяжелыми нарушением речи при систематическом взаимодействии всех участников образовательных отношений;

создание комфортной психологической и социальной ситуации развития, обучения и воспитания с учетом психологических и социальных факторов в формировании личности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

применение при необходимости специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, способствующих качественному освоению обучающимися с тяжелыми нарушениями речи образовательной программы;

обеспечение качественного развития речи (устной и письменной), максимальное обогащение речевой практики;

развитие учебно-познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; расширение их познавательных интересов;

обеспечение социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи а на основе овладения ими социокультурными нормами и правилами, в том числе межличностного взаимодействия с окружающими людьми;

содействие приобщению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи к здоровому образу жизни;

обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с учетом их интересов, способностей, индивидуальных особенностей.

7. Перечень и содержание направлений работы.

7.1. Содержание ПКР определяется на основе решения ППк образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, (ИПРА) каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.

7.2. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

7.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы.

7.3.1. Диагностическое направление предполагает:

проведение специализированного комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи при переходе на уровень основного общего образования (в начале обучения в 5 классе) с целью выявления его особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей;

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ТНР, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ТНР;

проведение систематического мониторинга (текущий и промежуточный контроль) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, в том числе ПКР;

проведение систематического мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания.

7.3.1.1. Диагностическое направление реализуется учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогическими работниками, тьютором.

7.3.1.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает:

изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося с тяжелыми нарушениями речи, в том числе самооценки личности с учетом собственных возможностей, способностей и ограничений; стремления к личностному саморазвитию и его реализации; межличностного взаимодействия (в коллективе сверстников, а также с окружающими людьми разного возраста в процессе учебной и внеурочной деятельности на основе взаимного уважения, толерантности, соблюдения социально значимых нравственно - этических норм; сформированности оценочного отношения к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; готовности обучающегося к здоровому образу жизни, готовности прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, а также готовности к участию в жизни семьи, образовательной организации; резервов личностного развития;

изучение познавательной сферы обучающихся, включая мотивацию к учебно-познавательной деятельности, познавательные интересы; выявление резервов активизации ее развития;

изучение особенностей овладения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи словесной речью - письменной и устной, в том числе ее восприятием и воспроизведением, навыками устной коммуникации; выявление резервов активизации развития у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи письменной и устной речи, в том числе ее восприятия и воспроизведения;

изучение овладения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи универсальными учебными действиями; выявление резервов активизации их развития;

изучение достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов обучения по каждому учебному предмету, выявление причин трудностей в обучении и резервов их преодоления;

выявление у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности;

изучение готовности обучающихся обучающимися с тяжелыми нарушениями речи к осознанному выбору профессии, образовательной организации для получения профессионального и (или) среднего (полного) образования с учетом собственных интересов, возможностей, способностей и ограничений.

7.3.1.3. Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания обсуждаются на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том числе при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного консультирования обучающегося в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты).

7.3.1.4. На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК и ИПРА разрабатывается "Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося", который утверждается психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.

7.3.2. Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление.

7.3.2.1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в системе реализации АООП ООО (вариант 5.1) отражается в следующей документации:

индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы, разработанных для каждого обучающегося и утвержденных руководителем психолого-педагогического консилиума образовательной организации;

рабочих программах учебных предметов и планов каждого урока, проектируемых на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей каждого обучающегося;

рабочих программах коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы, включенных во внеурочную деятельность по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации на основе "Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося" и направленных на обеспечение наиболее полноценного развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, их социальную адаптацию, преодоление трудностей в достижении планируемых результатов обучения, в овладении словесной речью (в письменной и устной формах, в том числе восприятием и воспроизведение устной речи), устной коммуникацией;

планах работы педагога-психолога, социального педагога, тьютора и других специалистов, проектируемых с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями речи;

программе внеурочной деятельности, проектируемой на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

7.3.2.2. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно составляется для каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями речи. В течение учебного года может происходить корректировка индивидуального плана с учетом достижения обучающимся планируемых результатов.

7.3.2.3. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося содержит:

направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК (ИПРА), особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, выявленных в процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе ПКР;

описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению.

7.3.2.4. Рекомендуемый образец формы Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы представлен в таблице 1.

Таблица 1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося

Класс

Возраст обучающегося

Логопедическое заключение

Индивидуальные особенности обучающегося:

Направления коррекционно-развивающей работы

Основное содержание коррекционно-развивающей работы

Организационные формы коррекционно-развивающей работы

Примерные сроки

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника

7.3.2.5. Обязательными направлениями коррекционно-развивающей работы, которые включаются в Индивидуальные планы каждого обучающегося, является:

развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся как важного условия их наиболее полноценного развития, качественного образования, социальной адаптации, коррекция недостатков устной и письменной речи;

коррекция и (или) развитие учебно-познавательной деятельности с целью обеспечения качественного достижения планируемых результатов образовательной программы (с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся).

7.3.2.6. Направления коррекционно-развивающей работы, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, могут также включать:

развитие и коррекцию эмоциональной регуляции поведения и деятельности;

профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к неблагоприятному воздействию микросоциума;

развитие личностной сферы, развитие рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности, формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

развитие и коррекцию коммуникативной сферы, освоения сценариев общения в различных ситуациях общения, способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях;

развитие познавательной сферы;

предупреждение и преодоление вторичных вербальных и невербальных нарушений в структуре учебной деятельности обучающегося;

преодоление недостатков речевого развития, на формирование и развитие полноценной речевой деятельности;

психологическую поддержку обучающихся с ТНР.

7.3.2.7. Направления коррекционно-развивающей работы могут быть расширены с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на основании рекомендаций ППк образовательной организации, базирующихся на рекомендациях ПМПК, ИПРА, результатах комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся. Занятия по коррекционно-развивающим курсам включаются во внеурочную деятельность.

7.3.2.8. Программой коррекционной работы предусмотрен обязательный коррекционно-развивающий курс: "Индивидуальные и групповые логопедические занятия", направленный на:

а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности;

б) развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи:

в) коррекция дисграфии и дислексии;

г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу "Русский язык" и "Литература", а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в том числе гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и другими).

7.3.2.9. Коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия" включает:

Диагностический этап:

обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая;

изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;

комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;

установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у обучающихся с ТНР;

анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;

Коррекционный этап.

По итогам обследования обучающиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и график проведения логопедических занятий.

Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях должен коррелировать с программным материалом по другим предметам, но изучаться в практическом плане (без введения терминологии) и с опережением по сравнению с изучением теории. Мониторинг эффективности осуществляется, как правило, в конце учебного года. При необходимости мониторинг может осуществляться в более ранние сроки при необходимости внесения изменений в рабочую коррекционную программу обучающегося. Результаты мониторинга обсуждаются на ППк образовательной организации, на основании решения которого решается вопрос об адекватности выбранной программы.

7.3.2.10. Занятия по коррекционно-развивающему курсу "Индивидуальные и групповые логопедические занятия" проводятся в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельность обучающихся с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения на уровне основной общего образования.

7.3.2.11. Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, однако, каждый обучающийся должен посетить Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия") не реже 3 раз в неделю.

Ориентировочная продолжительность занятий:

групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек - до 30 минут);

подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек - до 25 минут);

индивидуальное занятие (до 20 минут).

Коррекционно-развивающий курс "Индивидуальные и групповые логопедические занятия" ведет учитель-логопед.

7.3.2.12. Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося может быть предусмотрена возможность проведения в процессе внеурочной деятельности дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, а также в случаях, связанных с особыми жизненными обстоятельствами (в том числе с длительной болезнью обучающего, проведением его медицинской реабилитации), и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.

7.3.2.13. Направления, общее содержание и организацию дополнительных занятий (сроки проведения, количество часов в неделю, формы проведения - индивидуально, парами или малыми группами) определяет психолого-педагогический консилиум образовательной организации с учетом выявленных особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

7.3.2.14. В зависимости от направления коррекционно-развивающей работы на дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, определенного для каждого обучающегося психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации, в ней могут участвовать учитель-логопед, учителя-предметники и другие педагогические работники.

7.3.2.15. Время, отведенное на коррекционно-развивающие курсы и дополнительные коррекционно-развивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.

7.3.2.16. Занятия коррекционно-развивающих курсов и дополнительные занятия в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося", могут быть организованы модульно, в том числе на основе сетевого взаимодействия.

7.3.2.17. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность при проведении коррекционно-развивающих курсов, а также дополнительных коррекционно-развивающих занятий разрабатывают индивидуально ориентированные рабочие программы с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся, проводят занятия в соответствии с расписанием, осуществляют стартовую диагностику и мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов, анализ и оценку полученных данных, проводят консультативную и информационно-просветительскую работу.

7.3.2.18. Рабочая программа коррекционно-развивающего курса должна иметь следующую структуру:

пояснительная записка;

общая характеристика коррекционно-развивающего курса;

цели изучения коррекционно-развивающего курса;

место коррекционно-развивающего курса в учебном плане;

основные содержательные линии программы коррекционно-развивающего курса;

содержание коррекционно-развивающего курса (по классам);

планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса.

7.3.3. Консультативное направление.

7.3.3.1. Данное направление работы обеспечивает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ТНР отбора и адаптации содержания предметных программ; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения обучающегося с ТНР; консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ТНР профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

7.3.3.2. Консультативная работа включает разработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально ориентированных методов и приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образовательно-коррекционной работы.

7.3.3.3. Консультативную работу осуществляют все педагогические работники образовательной организации.

7.3.3.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по консультативной работе, проводимой педагогическими работниками с обучающимися класса и их семьями (на четверть или полугодие).

7.3.3.5. Примерная форма плана консультативной работы представлена в таблице 2.

Таблица 2. План консультативной работы

Направления консультативной работы

Задачи консультативной работы

Содержание консультативной работы

Формы проведения консультативной работы

Сроки проведения консультативной работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника

7.3.4. Информационно-просветительское направление.

7.3.4.1. Данное направление предполагает информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ТНР.

7.3.4.2. Информационно-просветительская работа может проводиться с обучающимися, с педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций, включая в том числе организации дополнительного и профессионального образования, социальной сферы, здравоохранения, правопорядка, с родителями (законными представителями), представителями общественности.

7.3.4.3. Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники образовательной организации.

7.3.4.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по информационно-просветительской работе, проводимой педагогическими работниками образовательной организации (на четверть или полугодие).

7.3.4.5. Рекомендуемая форма плана информационно-просветительской работы представлена в таблице 3.

Таблица 3. План информационно-просветительской работы

Направления информационно-просветительской работы

Задачи информационно-просветительской работы

Содержание информационно-просветительской работы

Формы проведения информационно-просветительской работы

Сроки проведения

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника