1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.2) адресована глухим обучающимся, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми предметными, личностными и метапредметными результатами, определенными в АООП НОО (вариант 1.2), в пролонгированные сроки (5 - 10 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
2. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.2) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности глухих обучающихся и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.
3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что ее реализация в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию глухих обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижение планируемых результатов АООП ООО (вариант 1.2).
4. Цель ПКР: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи глухим обучающимся для успешного освоения адаптированной основной общеобразовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе.
выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей глухих обучающихся в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;
определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования на основе адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями глухих обучающихся (с учетом рекомендаций ПМПК, ИПРА, ППк образовательной организации);
разработка и реализация Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы каждого глухого обучающегося с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, а также ППк образовательной организации по результатам комплексного психолого-педагогического обследования;
разработка и проведение коррекционно-развивающих курсов в соответствии с Индивидуальным планом коррекционной работы обучающегося, реализуемых в процессе внеурочной деятельности;
оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в процессе развития личностных качеств глухих обучающихся, их социальных компетенций, в том числе расширение социальной практики при взаимодействии со слышащими людьми и с лицами с нарушениями слуха;
оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в развитии у глухих обучающихся словесной речи - устной (в том числе ее восприятия и воспроизведения) и письменной;
оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в развитии учебно-познавательной деятельности глухих обучающихся в контексте достижения ими планируемых результатов образования;
своевременное выявление трудностей обучающихся в достижении планируемых результатов образования и оказание им специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи;
при желании обучающихся, а также согласованном решении участников образовательных отношений, организация и проведение в процессе внеурочной деятельности специальных занятий, направленных на развитие у обучающихся навыков русского жестового языка, его использования в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха, калькирующей жестовой речи, а также ознакомление их с социокультурной жизнью лиц с нарушениями слуха;
выявление у глухих обучающихся особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности; создание условий, способствующих наиболее полноценному их развитию.
оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи глухим обучающимся в профессиональной ориентации и социальной адаптации;
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха;
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с глухими обучающимися, их родителями (законными представителями), с педагогическими работниками образовательной организации и организаций дополнительного образования, а также с другими обучающимися, со специалистами разного профиля, работниками общественных организаций, которые активно взаимодействуют с обучающимися, имеющими нарушение слуха, в процессе образования и в различных видах совместной социокультурной деятельности вне образовательной организации.
6. Содержание ПКР определяют следующие принципы:
6.1. Преемственность. Реализация принципа способствует созданию единого образовательно-коррекционного пространства при переходе от уровня начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, необходимых глухим обучающимся для продолжения образования, социальной адаптации. Принцип обеспечивает связь ПКР с другими разделами адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования: программой формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся. Принцип реализуется при обязательной преемственности в образовательно-коррекционном процессе в учебной и внеурочной деятельности, в том числе при проведении коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы, а также в условиях семейного воспитания при взаимодействии всех участников образовательных отношений.
6.2. Соблюдение интересов глухих обучающихся. Принцип определяет позицию педагогических работников, которые призваны решать проблемы обучающихся с максимальной пользой и в их интересах, в том числе в их качественном образовании с учетом особых образовательных потребностей.
6.3. Непрерывность. Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
6.4. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования глухих обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей, имеющихся трудностей в обучении и социализации.
6.5. Комплексность и системность. Принцип комплексности и системности базируется на единстве процессов диагностики, обучения и коррекции нарушений развития у глухих обучающихся (с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей). Реализация данного принципа предполагает:
создание в образовательной организации условий, учитывающих особые образовательные потребности глухих обучающихся;
реализация ПКР в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе при включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих курсов и дополнительных занятий в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы каждого обучающегося;
комплексное сопровождение каждого обучающегося при систематическом взаимодействии всех участников образовательных отношений;
создание комфортной психологической и социальной ситуации развития, обучения и воспитания с учетом психологических и социальных факторов в формировании личности, возрастных и индивидуальных особенностей глухих обучающихся;
применение специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, способствующих качественному освоению обучающимися образовательной программы;
обеспечение развития у глухих обучающихся словесной речи (устной и письменной) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды при применении на уроках звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций), в процессе внеурочной деятельности - индивидуальных слуховых аппаратов (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций); при необходимости, использование в образовательно-коррекционном процессе в качестве вспомогательных средств дактилологии и жестовой речи с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
максимальное обогащение речевой практики обучающихся, в том числе за счет организации активного взаимодействия со слышащими людьми, включая сверстников;
развитие учебно-познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся; расширение их познавательных интересов;
обеспечение социальной адаптации глухих обучающихся на основе овладения ими социокультурными нормами и правилами, в том числе межличностного взаимодействия с окружающими людьми;
при желании обучающихся, а также согласованном решении участников образовательных отношений, организация и проведение в процессе внеурочной деятельности специальных занятий, направленных на развитие у обучающихся навыков русского жестового языка, его использования в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха, калькирующей жестовой речи, а также ознакомление их с социокультурной жизнью лиц с нарушениями слуха; применение глухими обучающимися в межличностном общении с лицами, имеющими нарушение слуха, средств общения, способствующих их взаимопониманию и взаимодействию, в том числе русского жестового языка;
содействие приобщению обучающихся к здоровому образу жизни;
обеспечение профессиональной ориентации глухих обучающихся с учетом их интересов, способностей, индивидуальных особенностей, имеющихся ограничений в связи с нарушением слуха.
7. Перечень и содержание направлений работы.
7.1. Содержание ПКР определяется на основе решения ППк образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, ИПРА каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.
7.2. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения глухих обучающихся.
7.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
7.3.1. Диагностическое направление предполагает:
проведение специализированного комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся при переходе на уровень основного общего образования (в начале обучения в 5 классе) с целью выявления их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей;
проведение систематического мониторинга (текущий и промежуточный контроль) достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, в том числе ПКР;
проведение систематического мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания.
7.3.1.1. Диагностическое направление реализуется учителем-дефектологом (сурдопедагогом), педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками.
7.3.1.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает:
изучение индивидуальных особенностей личности глухого обучающегося, в том числе самооценки личности с учетом собственных возможностей, способностей и ограничений; стремления к личностному саморазвитию и его реализации; межличностного взаимодействия (в коллективе сверстников, а также с окружающими людьми разного возраста (с нормальным и нарушенным слухом) в процессе учебной и внеурочной деятельности на основе взаимного уважения, толерантности, соблюдения социально значимых нравственно-этических норм; сформированности оценочного отношения к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; готовности обучающегося к здоровому образу жизни, готовности прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, а также готовности к участию в жизни семьи, образовательной организации (города или иного населенного пункта); резервов личностного развития;
изучение познавательной сферы обучающихся, включая мотивацию к учебно-познавательной деятельности, познавательные интересы; выявление резервов активизации ее развития;
изучение особенностей овладения обучающимися словесной речью - письменной и устной, в том числе ее восприятием и воспроизведением, устной коммуникацией; выявление резервов активизации развития у глухих обучающихся словесной речи, речевой деятельности, навыков устной коммуникации;
изучение овладения обучающимися универсальными учебными действиями; выявление резервов активизации их развития;
изучение достижения обучающимися планируемых результатов обучения по каждому учебному предмету, выявление причин трудностей в обучении и резервов их преодоления;
выявление особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности;
изучение готовности обучающихся к осознанному выбору профессии, образовательной организации для получения профессионального и (или) среднего (полного) образования с учетом собственных интересов, возможностей, способностей и ограничений.
7.3.1.3. Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания и другое обсуждаются на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том числе, при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного консультирования обучающегося в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты).
7.3.1.4. На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК и ИПРА разрабатывается "Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося", который утверждается ППк.
7.3.2. Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление.
7.3.2.1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в системе реализации АООП ООО (вариант 1.2) отражается в следующей документации:
индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы, разработанных для каждого обучающегося и утвержденных руководителем психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
рабочих программах учебных предметов и планов каждого урока, проектируемых на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей каждого обучающегося;
рабочих программах коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы, включенных во внеурочную деятельность по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации на основе "Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося" и направленных на обеспечение наиболее полноценного развития глухих обучающихся, их социальную адаптацию, преодоление трудностей в достижении планируемых результатов обучения, в овладении словесной речью (в письменной и устной формах, в том числе восприятием и воспроизведение устной речи), устной коммуникацией;
планах работы педагога-психолога, социального педагога, тьютора и других специалистов, проектируемых с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
программе внеурочной деятельности, проектируемой на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
7.3.2.2. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно составляется для каждого обучающегося с нарушенным слухом. В течение учебного года может происходить корректировка индивидуального плана с учетом достижения обучающимся планируемых результатов.
7.3.2.3. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося содержит:
направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, выявленных в процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе результатов ПКР;
описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению.
7.3.2.4. Рекомендуемый образец формы Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы:
7.3.2.5. Обязательными направлениями коррекционно-развивающей работы, которые включаются в Индивидуальные планы каждого обучающегося, являются:
развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся как важного условия их наиболее полноценного развития, качественного образования, социальной адаптации (с учетом достигнутого уровня развития слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи);
коррекция и (или) развитие учебно-познавательной деятельности с целью обеспечения качественного достижения планируемых результатов образовательной программы (с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся).
7.3.2.6. Направления коррекционно-развивающей работы, в зависимости от индивидуальных особенностей глухих обучающихся, могут также включать:
развитие у глухих обучающихся словесной речи письменной и (или) устной как важного условия их наиболее полноценного развития, качественного образования, социальной адаптации;
коррекцию и (или) развитие высших психических функций, эмоционально-волевой и познавательной сфер;
коррекцию и (или) развитие коммуникативно-речевой сферы;
коррекцию и (или) развитие личностных установок в соответствии с социально-этическими нормами и правилами межличностного взаимодействия; развитие межличностного общения в группе сверстников (со взрослыми);
развитие способов регуляции поведения, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
развитие компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и профессионального образования;
совершенствование навыков получения и использования информации (в том числе на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
социально-педагогическую защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
7.3.2.7. Направления коррекционно-развивающей работы могут быть расширены с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на основании рекомендаций ППк образовательной организации, базирующихся на рекомендациях ПМПК, ИПРА, результатах комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся. Занятия по коррекционно-развивающим курсам включаются во внеурочную деятельность.
7.3.2.8. Программой коррекционной работы предусмотрены два обязательных коррекционно-развивающих курса - "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" и "Развитие учебно-познавательной деятельности", что обусловлено особыми образовательными потребностями обучающихся.
7.3.2.9. Коррекционно-развивающий курс "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" включает: проведение стартовой диагностики (в начале обучения на уровне основного общего образования или при переводе из другой образовательной организации) - слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи, а также мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов обучения восприятию и воспроизведению устной речи, который проводится не реже одного раза в полугодие; кроме этого, в начале каждого учебного года проводится обследование произносительной стороны речи; проведение специальной работы по достижению обучающимися планируемых результатов коррекционно-развивающего курса на основе индивидуализированных рабочих программ, разработанных с учетом особенностей каждого обучающегося, включая, в том числе фактическое состояние слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи, достигнутый уровень слухоречевого развития.
7.3.2.9.1. Коррекционно-развивающий курс "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" включен во внеурочную деятельность; на его проведение предусмотрено в 5 и 6 классах по 3 часа в неделю на каждого обучающегося, в 7 - 10 классах - по два часа в неделю на каждого обучающегося.
7.3.2.9.2. Решение об организационных формах реализации коррекционно-развивающего курса "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" принимает ППк. При этом учитывается фактическое состояние восприятия и воспроизведения устной речи каждого обучающегося по результатам специального обследования, индивидуальные особенности обучающихся, в том числе уровень общего и слухоречевого развития, а также возможности в достижении планируемых результатов овладения восприятием и воспроизведением устной речью при реализации работы индивидуально и (или) парами.
Включение занятия парами способствует активизации развития коммуникативных действий в процессе обучения восприятию и воспроизведению устной речи глухих обучающихся. В то же время, с учетом большой потери слуха, обучающимся необходима целенаправленная индивидуальная работа по развитию слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи.
Коррекционно-развивающий курс "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" ведет учитель-дефектолог (сурдопедагог).
7.3.2.10. Коррекционно-развивающий курс "Развитие учебно-познавательной деятельности" направлен на оказание обучающимся с нарушениями слуха специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в развитии учебно-познавательной деятельности в контексте достижения ими планируемых результатов образования. Это предполагает выявление причин трудностей обучающихся в развитии учебно-познавательной деятельности в контексте достижения планируемых результатов образования (на основе данных специализированного комплексного психолого-педагогического обследования); оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с целью коррекции и развития учебно-познавательной деятельности в контексте достижения планируемых результатов учебных предметов; осуществление пропедевтики возникновения учебных трудностей у обучающихся; выявление у обучающихся особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности (на основе данных специализированного комплексного психолого-педагогического обследования).
Направления, содержание и формы организации коррекционно-развивающего курса "Развитие учебно-познавательной деятельности" могут изменяться по решению ППк образовательной организации, в том числе в течение учебного года, с учетом результатов мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов "Индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы". Занятия по коррекционно-развивающему курсу "Развитие учебно-познавательной деятельности" могут проводиться индивидуально, а также в разных формах фронтальной работы (парами, малыми группами).
Решение об организационных формах проведения работы (индивидуально, парами, малыми группами), а также комплектование пар (малых групп) обучающихся принимает ППк образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и результатов комплексного специализированного психолого-педагогического обследования. С учетом индивидуально ориентированных направлений и содержания коррекционно-развивающей работы по курсу "Развитие учебно-познавательной деятельности" занятия с обучающимися могут проводить педагоги-предметники, имеющие специальную подготовку в области сурдопедагогики, или учителя-дефектологи (сурдопедагоги).
7.3.2.11. При разработке рабочих программ коррекционно-развивающего курса "Развитие учебно-познавательной деятельности" учитывается, что для части обучающихся для эффективного развития учебно-познавательной деятельности с учетом выявленных трудностей в процессе образования, а также пропедевтики их возникновения по решению ППк образовательной организации в "Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы" включены занятия с педагогом-психологом (социальным педагогом и другими специалистами). Качественному достижению планируемых результатов развития учебно-познавательной деятельности у обучающихся способствует обеспечение преемственности в коррекционной работе на занятиях коррекционно-развивающего курса "Развитие учебно-познавательной деятельности", занятиях педагога-психолога (социального педагога и других специалистов), а также на уроках и в процессе внеурочной деятельности.
7.3.2.12. Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося может быть предусмотрена возможность проведения в процессе внеурочной деятельности дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, а также в случаях, связанных с особыми жизненными обстоятельствами (в том числе с длительной болезнью обучающего, проведением его медицинской реабилитации), и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.
7.3.2.13. Направления, общее содержание и организацию дополнительных занятий (сроки проведения, количество часов в неделю, формы проведения - индивидуально, парами или малыми группами) определяет психолого-педагогический консилиум образовательной организации с учетом выявленных особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
7.3.2.14. В зависимости от направления коррекционно-развивающей работы на дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, определенных для каждого обучающегося психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации, в ней могут участвовать учитель-дефектолог (сурдопедагог), учителя-предметники и другие педагогические работники.
7.3.2.15. Время, отведенное на коррекционно-развивающие курсы и дополнительные коррекционно-развивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.
7.3.2.16. Занятия коррекционно-развивающих курсов и дополнительные занятия в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося", могут быть организованы модульно, в том числе на основе сетевого взаимодействия.
7.3.2.17. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность при проведении коррекционно-развивающих курсов, а также дополнительных коррекционно-развивающих занятий разрабатывают индивидуально ориентированные рабочие программы с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся, проводят занятия в соответствии с расписанием, осуществляют стартовую диагностику и мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов, анализ и оценку полученных данных, проводят консультативную и информационно-просветительскую работу.
7.3.2.18. Рабочая программа коррекционно-развивающего курса должна иметь следующую структуру:
общая характеристика коррекционно-развивающего курса;
цели коррекционно-развивающего курса;
место коррекционно-развивающего курса в учебном плане;
основные содержательные линии программы коррекционно-развивающего курса;
планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса;
содержание коррекционно-развивающего курса (по классам):
планируемые результаты обучения;
календарно-тематическое планирование;
мониторинг достижения планируемых результатов.
7.3.3. Консультативное направление.
7.3.3.1. Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического сопровождения глухих обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации обучающихся, повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей (законных представителей) в воспитании своих детей.
7.3.3.2. Консультативная работа включает разработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально ориентированных методов и приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образовательно-коррекционной работы.
7.3.3.3. Консультативную работу осуществляют все педагогические работники образовательной организации.
7.3.3.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по консультативной работе, проводимой педагогическими работниками с обучающимися класса и их семьями (на четверть или полугодие).
7.3.3.5. Примерная форма плана консультативной работы:
7.3.4. Информационно-просветительское направление.
7.3.4.1. Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями глухих обучающихся, в том числе с возможностями и особенностями коммуникации с ними, с обеспечением наиболее полноценного образования и развития, созданием необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям, в том числе лиц с нарушениями слуха.
7.3.4.2. Информационно-просветительская работа может проводиться с обучающимися, с педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций, включая организации дополнительного и профессионального образования, социальной сферы, здравоохранения, правопорядка, а также с родителями (законными представителями), представителями общественности.
7.3.4.3. Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники образовательной организации.
7.3.4.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по информационно-просветительской работе, проводимой педагогическими работниками образовательной организации (на четверть или полугодие).
7.3.4.5. Рекомендуемая форма плана информационно-просветительской работы:
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей