Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

XLIV. Целевой раздел ФАОП ООО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

XLIV. Целевой раздел ФАОП ООО для обучающихся

с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

211. Пояснительная записка.

211.1. ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

211.2. ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающую коррекцию нарушений развития.

ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) предполагает увеличение сроков освоения ФАОП ООО на один год - шесть лет обучения (5 - 10 классы).

211.3. Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) являются:

достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с РАС среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, особыми образовательными потребностями;

становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

211.4. Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение преемственности уровней начального общего, основного общего, среднего общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования (вариант 8.2) обучающимися с РАС;

обеспечение коррекционно-развивающей направленности учебного процесса, психолого-педагогическое содействие коррекции недостатков в развитии обучающихся с РАС;

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся с РАС как к части образовательной программы и к соответствующему усилению воспитательного и социализирующего потенциала образовательной организации, инклюзивного подхода в образовании, к обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с РАС, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном и социальном уровне развития личности обучающегося с РАС, к созданию необходимых условий для ее развития и самореализации, с учетом особых образовательных потребностей;

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;

взаимодействие образовательной организации при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы с социальными партнерами, в том числе с центрами психолого-педагогической и социальной помощи, общественными организациями;

выявление и развитие способностей обучающихся с РАС, их интересов через включение их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включение в общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;

организацию включения обучающихся с РАС в интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество, проектную и учебно-исследовательскую деятельность с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;

участие обучающихся с РАС, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной инклюзивной социальной среды, уклада образовательной организации;

включение обучающихся с РАС в процессы познания внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения необходимого опыта социального взаимодействия;

профессиональная ориентация обучающихся с РАС при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с учреждениями профессионального образования, центрами профориентации;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с РАС, обеспечение их безопасности.

211.5. ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) учитывает следующие принципы:

опора на системно-деятельностный подход как методологическую основу, определяющую принципы формирования ФАОП ООО обучающихся с РАС (вариант 2);

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся с РАС в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся с РАС;

ориентацию на достижение основного результата образования развитие личности обучающегося с РАС, его учебно-познавательной деятельности, жизненных навыков, формирование его готовности к дальнейшему образованию и самообразованию на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности, коррекционно-развивающей направленности учебного процесса и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся с РАС;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся с РАС, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося с РАС.

211.6. ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.

ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) предполагает, что обучающиеся с РАС получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения планируемым результатам основного общего образования нормативно развивающихся сверстников, и пролонгированные сроки обучения (5 - 10 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.

211.7. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с РАС могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы основного общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации <69>.

--------------------------------

<69> Пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

212. Планируемые результаты освоения ФАОП ООО.

212.1. В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся с РАС овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Необходимо также принимать во внимание особенности формирования коммуникативной сферы у обучающихся с РАС для выстраивания индивидуализированной, в каждом случае, системы учебных действий.

212.1.1. В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся с РАС и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять их продвижение, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития обучающегося с РАС.

212.1.2. В Федеральной образовательной программе основного общего образования обучающихся с РАС в соответствие с ФГОС ООО устанавливаются требования к трем группам результатов освоения обучающимися с РАС программ основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

212.1.3. Личностные результаты освоения ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

212.1.4. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

212.1.5. Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Требования к предметным результатам ФАОП ООО РАС:

сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретные умения;

определяют минимум содержания гарантированного государством основного общего образования, построенного в логике изучения каждого учебного предмета;

определяют требования к результатам освоения программ основного общего образования по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "Английский язык", "История", "Обществознание", "География", "Математика", "Информатика", "Биология", "Физика", "Химия", "Изобразительное искусство", "Музыка", "Технология", "Адаптированная физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности" на базовом уровне.

Для части обучающихся с РАС (особенно, в случаях включения содержания предмета в зону так называемых специфических интересов обучающегося), учебные предметы или модули "Информатика", "Биология" могут быть освоены не только на базовом, но и на углубленном уровнях. Требования к предметным результатам освоения этих предметов на углубленном уровне установлены в Федеральной образовательной программе основного общего образования, что следует учитывать при разработке индивидуализированных рабочих программ по предметам или модулям углубленного уровня изучения для обучающихся с РАС.

212.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с РАС ФАОП ООО дополняются результатами освоения ПКР.

213. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП ООО.

213.1. Система оценки достижения планируемых результатов (далее - система оценки) является частью управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией собственного "Положения об оценке образовательных достижений обучающихся с ОВЗ".

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с РАС и обеспечение эффективной "обратной связи", позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

213.1.1. При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) должны быть созданы специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС. Специальные условия проведения оценочных процедур текущего контроля и промежуточной аттестации для обучающегося с РАС могут включать несколько видов адаптаций:

1) адаптация временной и пространственной организации среды:

увеличение времени на выполнение заданий;

выполнение заданий в привычной, эмоционально комфортной обстановке, минимизирующей возникновение аффективных вспышек у обучающегося с РАС;

индивидуальная форма выполнения заданий, в том числе выполнение письменных заданий на компьютере;

визуальный план выполнения работы;

присутствие педагога, постоянно осуществляющего учебно-воспитательный процесс с обучающимся с РАС;

оказание педагогом организующей и направляющей помощи, осуществление поэтапного контроля педагогом общего хода выполнения проверочной работы, стимулирование деятельности обучающегося с РАС.

2) адаптация подачи информации о содержании оценочных процедур:

дублирование инструкции (прочитывание педагогом с замедленном темпе со смысловыми акцентами, или замена устной инструкции письменной);

уточнение инструкции, контроль понимания инструкции;

увеличение (при необходимости) шрифта в тестовых материалах;

пространственное изменение размещения заданий (по одному на листе);

упрощение формулировок инструкции по грамматическому и семантическому оформлению;

использование визуальной поддержки, опорных схем, справочных материалов, индивидуальных алгоритмов и вспомогательных средств.

3) адаптация контрольно-измерительных материалов может содержать:

адаптацию бланка для выполнения работы (включение в бланк структурных элементов задания);

дублирование инструкции к заданию в виде перечисления последовательности действий;

визуализацию слов в текстах заданий, вызывающих особые семантические трудности,

замену выполнения по ряду предметов самостоятельных письменных работ (эссе, сочинение) проведением тестирования.

213.1.2. На заседаниях ППк определяется объем и содержание рекомендуемых специальных условий проведения диагностических мероприятий. Решение ППк вносится в специальный раздел индивидуального образовательного маршрута и доводится до сведения педагогических работников, родителей (законных представителей) администрации в соответствие с установленными правилами образовательной организации.

213.2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются:

оценка образовательных достижений обучающихся с РАС на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней;

оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;

оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.

213.3. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2). Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

213.4. Внутренняя оценка включает:

стартовую диагностику;

текущую и тематическую оценку;

психолого-педагогическое наблюдение;

внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.

213.5. Внешняя оценка включает:

независимую оценку качества образования <70>;

--------------------------------

<70> Статья 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 48, ст. 8332).

мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

213.6. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

213.7. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся с РАС к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности учащихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме и в терминах, обозначающих компетенции функциональной грамотности учащихся.

213.8. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися с РАС. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.

Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися с РАС планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся с РАС решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.

213.9. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется с помощью:

оценки предметных и метапредметных результатов;

использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки;

использования контекстной информации (особенности обучающихся с РАС, условия в процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;

использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей усвоения знаний и развитие умений, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий.

213.10. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:

оценку предметных и метапредметных результатов;

использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;

использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ;

использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);

использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.

213.11. Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО.

213.12. При оценивании личностных результатов необходимо обеспечить индивидуализацию этапности освоения образовательных результатов в связи с неравномерностью и особенностями развития обучающегося с РАС. Например, поскольку эмоционально-волевое и личностное развитие аутичного обучающегося нередко задерживается по сравнению с типично развивающимися сверстниками, допустима ориентация на личностные результаты с учетом его реального психологического возраста.

213.13. При проведении внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований по оценке достижения личностных результатов обучающихся с РАС в образовательной организации необходимо предусмотреть возможность изменения процедуры исследования, адаптации и модификации используемого инструментария, разрабатываемого на федеральном и региональном уровнях, с учетом особенностей личностного, эмоционально-волевого и познавательного развития обучающихся с РАС.

Внутришкольный мониторинг результатов образовательной деятельности по достижению личностных результатов обучающихся с РАС должен проводиться регулярно и иметь комплексный характер. Целями проведения внутренней оценки достижения личностных результатов должно стать оценивание индивидуальной динамики развития личностных результатов конкретного обучающегося с РАС.

213.14. Для оценки достижения личностных результатов обучающегося с РАС используются следующие методы: наблюдения (педагогическими работниками, специалистами, членами семьи, тьюторами), экспертная оценка (заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации), анализ продуктов деятельности (творческих работ, проектов и других). В силу особенностей познавательного и личностного развития обучающихся с РАС применение стандартизированных и проективных методик имеет ряд ограничений. Поэтому при отборе инструментария для проведения обследования нужно выбирать специализированные методики психолого-педагогической диагностики и использовать методы и приемы обследования, разработанные для обучающихся с РАС.

213.15. Одним из основных методов оценки достижения личностных результатов обучающимся с РАС является метод экспертной оценки. Реализация данного метода в рамках образовательной организации осуществляется на основе создания рабочей экспертной группы, в которую входят педагогические работники и специалисты, непосредственно контактирующие с обучающимся с РАС. Для получения объективных результатов в ходе работы экспертной группы обязательно учитывается мнение родителей (законных представителей) обучающегося с РАС. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

213.16. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2), которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий.

213.17. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.

213.18. Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:

универсальными учебными познавательными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);

универсальными учебными коммуникативными действиями (приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером);

универсальными учебными регулятивными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

213.19. Наиболее адекватными формами оценки являются:

для проверки читательской грамотности письменная работа на межпредметной основе;

для проверки цифровой грамотности практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;

для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года.

213.20. Основное содержание оценки метапредметных результатов обучающихся с РАС на уровне основного общего образования связано, прежде всего, с овладением продуктивными способами деятельности, применимыми в конкретной учебной общественной и личностной ситуации, и определяет готовность к дальнейшему обучению, в том числе профессиональному, и готовность обучающегося с РАС выстраивать эффективные социальные связи.

213.21. Оценка достижения метапредметных результатов обучающегося с РАС прежде всего должна быть направлена на получение информации об индивидуальном прогрессе обучающегося в достижении образовательных результатов. Важно также обеспечить индивидуализацию этапности освоения метапредметных результатов в связи с неравномерностью и особенностями развития обучающегося с РАС.

213.22. Для оценки достижения метапредметных результатов обучающимся с РАС в образовательной организации необходимо разработать комплекс процедур, адаптирующих процедуры оценивания, предложенные во ФГОС. В зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося с РАС выбирается наиболее подходящая процедура. Для обучающихся с РАС такими процедурами преимущественно являются использование накопительной системы оценивания (учебных портфолио), защита итогового индивидуального проекта, наблюдение по специальной оценочной схеме за выполнением обучающимся конкретного задания или проекта.

213.23. Метапредметные диагностические работы, разработанные для типично развивающихся обучающихся, должны быть адаптированы и модифицированы. Так, например, для оценивания читательской грамотности необходим правильный подбор текста для чтения с учетом таких особенностей обучающегося с РАС как сложности при понимании переносного и скрытого смысла, пословиц и поговорок, как фрагментарность представлений о социальных отношениях. При необходимости может быть индивидуализирована процедура выполнения диагностических заданий с учетом особенностей конкретного обучающегося с РАС.

213.24. Одной из основных процедур итоговой оценки достижения обучающимися с РАС метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, которая может рассматриваться как допуск к государственной итоговой аттестации.

213.24.1. Выбор темы итогового проекта осуществляется обучающимися совместно с педагогическими работниками, специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.

213.24.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть одна из следующих работ:

а) письменная работа (реферат, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другое);

б) художественная творческая работа (в области музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и другом виде;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

213.24.3. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются педагогами и специалистами службы психолого-педагогического сопровождения с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования обучающихся с РАС, их особыми образовательными потребностями, в соответствии с основной общеобразовательной программой основного общего образования и с особенностями организации проектной деятельности в конкретной образовательной организации.

213.25. Предметные результаты освоения ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение.

213.26. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

213.27. Основным предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности.

213.28. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.

Обобщенный критерий "Знание и понимание" включает знание и понимание роли изучаемой области знания или вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.

Обобщенный критерий "Применение" включает:

использование изучаемого материала при решении учебных задач или проблем, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием когнитивных операций и универсальных познавательных действий, степенью проработанности в учебном процессе;

использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач или проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.

Обобщенный критерий "Функциональность" включает использование теоретического материала, методологического и процедурного знания при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.

В отличие от оценки способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием критериев "знание и понимание" и "применение", оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся действовать во внеучебной ситуации, в ситуациях, приближенных к реальной жизни.

213.29. Оценка предметных результатов ведется педагогическими работниками в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

213.30. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включить:

список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая или тематическая; устно, письменно или практика);

требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры).

213.31. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования.

213.31.1. Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса (первого года обучения на уровне основного общего образования) и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.

213.31.2. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями.

213.31.3. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.

213.32. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.

213.32.1. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность), и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении.

213.32.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.

213.32.3. В текущей оценке используется различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета.

213.32.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

208.33. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.

213.34. Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным обучающимся. В портфолио включаются как работы обучающегося (в том числе фотографии, видеоматериалы и другие), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и прочее). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения на уровне основного общего образования. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике.

213.35. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:

стартовая диагностика;

оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;

оценка уровня функциональной грамотности;

оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся.

Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника.

213.36. Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения ФАОП ООО для обучающихся с РАС (вариант 8.2) должна предусматривать оценку достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения ПКР.