XXXVII. Организационный раздел ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

XXXVII. Организационный раздел ФАОП ООО для обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

180. Федеральный учебный план федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).

180.1. Федеральный учебный план ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных занятий по Программе коррекционной работы за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю.

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования образовательной организации может включать как один, так и несколько учебных планов.

В соответствии с ФГОС ООО в учебный план ФАОП ООО для обучающихся с НОДА вместо учебного предмета "Физическая культура" включен учебный предмет "Адаптивная физическая культура".

180.2. Федеральный учебный план:

фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;

распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.

180.3. Федеральный учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации.

180.4. Для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок.

Индивидуальный учебный план разрабатывается для обучающихся со стойкими трудностями овладения содержанием адаптированной основной общеобразовательной программы, причины возникновения которых требуют выявления и поиска путей решения; для длительно болеющих обучающихся; обучающихся, поступивших на обучение из других образовательных организаций, в случае обучения в одном классе обучающихся с разными образовательными потребностями и в других случаях, требующих особой индивидуализации образовательного процесса.

Индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач:

усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности;

введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся, в том числе потребностям в сохранении и укреплении здоровья;

проведение коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы;

организация и проведение индивидуальных консультаций педагогических работников по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении;

реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении.

180.5. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

180.5.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

180.5.2. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с НОДА.

Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на:

увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;

введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;

другие виды учебной, коррекционно-развивающей, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

КонсультантПлюс: примечание.

Пп. 180.6 в части, касающейся учебных предметов "История", "Обществознание", "ОДНКНР", действует без учета изменений, внесенных Приказом Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495, которые вступают в силу с 01.09.2025 и применяются при приеме на обучение начиная с 2025/26 уч. г.

180.6. Для обучающихся по ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) представлен следующий федеральный учебный план (минимальный в расчете на не менее 6086 часов за шесть лет обучения):

180.6.1. Федеральный недельный учебный план основного общего образования обучающихся с НОДА (1 вариант).

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

X

Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

5

5

4

3

3

3

23

Литература

3

3

2

2

2

2

14

Иностранные языки

Иностранный язык

2

2

2

2

2

2

12

Математика и информатика

Математика

5

5

-

-

-

-

10

Алгебра

-

-

3

3

3

3

12

Вероятность и статистика

-

-

-

1

1

1

3

Геометрия

-

-

2

2

2

2

8

Информатика

-

-

1

1

1

1

4

Общественно-научные предметы

История

3

3

3

3

2

2

16

Обществознание

-

-

-

-

1

-

1

География

1

1

2

2

2

2

10

Естественно-научные предметы

Биология

1

1

2

2

2

2

10

Химия

-

-

-

2

2

2

6

Физика

-

-

2

2

2

2

8

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

-

-

-

3

Музыка

1

1

1

-

-

-

3

Технология

Труд (технология)

2

2

2

1

1

1

9

Основы безопасности и защиты Родины

Основы безопасности и защиты Родины

-

-

-

1

1

-

2

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

2

2

2

2

2

2

12

Итого

26

26

29

29

29

27

166

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений

3

4

1

1

1

3

13

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

29

30

30

30

30

30

179

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

10

10

60

Обязательные занятия по программе коррекционной работы

5

5

5

5

5

5

30

Другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

5

30

Всего часов

39

40

40

40

40

40

239

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося.

180.6.2. Федеральный недельный учебный план основного общего образования обучающихся с НОДА (2 вариант).

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

X

Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

5

5

4

3

3

3

23

Литература

3

3

2

2

2

2

14

Иностранные языки

Иностранный язык

2

2

2

2

2

2

12

Математика и информатика

Математика

5

5

-

-

-

-

10

Алгебра

-

-

3

3

3

3

12

Вероятность и статистика

-

-

-

1

1

1

3

Геометрия

-

-

2

2

2

2

8

Информатика

-

-

1

1

1

1

4

Общественно-научные предметы

История

3

3

3

3

2

2

16

Обществознание

-

-

-

-

1

1

2

География

1

1

2

2

2

2

10

Естественно-научные предметы

Биология

1

1

2

2

2

2

10

Химия

-

-

-

2

2

2

6

Физика

-

-

2

2

2

2

8

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

-

-

-

3

Музыка

1

1

1

-

-

-

3

Технология

Труд (технология)

2

2

2

1

1

1

9

Основы безопасности и защиты Родины

Основы безопасности и защиты Родины

-

-

-

1

1

-

2

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

2

2

2

2

2

2

12

Итого

26

26

29

29

29

28

167

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе

3

4

1

1

1

2

12

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

29

30

30

30

30

30

179

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

10

60

Обязательные занятия по программе коррекционной работы

5

5

5

5

5

5

30

Другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

5

30

Всего часов

39

40

40

40

40

40

239

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося.

(п. 180.6 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)

181. Федеральный календарный учебный график:

181.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятий в рамках внеурочной деятельности <60>.

--------------------------------

<60> Пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований.

181.2. Продолжительность учебного года при получении основного общего образования составляет 34 недели.

181.3. Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.

181.4. Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год заканчивается в предыдущий рабочий день. Для 10 классов окончание учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.

(пп. 181.4 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)

181.5. С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.

181.6. Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть - 8 учебных недель (для 5 - 10 классов), II четверть - 8 учебных недель (для 5 - 10 классов), III четверть - 10 учебных недель (для 5 - 10 классов), IV четверть - 8 учебных недель (для 5 - 10 классов).

181.7. Продолжительность каникул составляет:

по окончании I четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для 5 - 10 классов);

по окончании II четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для 5 - 10 классов);

по окончании III четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней (для 5 - 10 классов);

по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.

181.8. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.

181.9. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 20 - 30 минут.

181.10. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами.

181.11. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

для обучающихся 5 - 10 классов - не более 6 уроков.

181.12. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.

181.13. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

181.14. Календарный учебный график образовательной организации составляется с учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

При составлении календарного учебного графика образовательная организация может использовать организацию учебного года по триместрам.

182. План внеурочной деятельности.

182.1. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

182.2. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО.

182.3. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:

1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

2) внеурочную деятельность по проведению коррекционно-развивающих занятий в соответствии с программой коррекционной работы;

3) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);

4) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;

5) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

6) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других;

7) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);

8) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).

182.4. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа.

Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть основной для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства.

182.5. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 6 лет обучения на уровне основного общего образования не более 2 100 часов, в год - не более 350 часов.

182.6. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов выделяются на обязательные и, при необходимости, дополнительные коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой коррекционной работы.

182.7. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более половины количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие).

182.8. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о важном".

182.8.1. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

182.8.2. Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном": разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

182.9. При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом особых образовательных потребностей, особенностей развития и интересов обучающихся.

182.10. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) в образовательной организации могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности:

модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности;

модель плана с преобладанием коррекционно-развивающей работы, когда наибольшее внимание уделяется коррекции нарушений развития обучающих с НОДА и реабилитационной (абилитационной) работе;

модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы;

модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.

182.11. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.

182.12. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое.

182.13. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

182.14. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.

183. Федеральный календарный план воспитательной работы.

183.1. Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных организаций.

183.2. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.

183.3. Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

Сентябрь:

1 сентября: День знаний;

3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;

8 сентября: Международный день распространения грамотности.

Октябрь:

1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;

4 октября: День защиты животных;

5 октября: День учителя;

25 октября: Международный день школьных библиотек;

Третье воскресенье октября: День отца.

Ноябрь:

4 ноября: День народного единства;

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;

Последнее воскресенье ноября: День Матери;

30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.

Декабрь:

3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;

5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;

9 декабря: День Героев Отечества;

12 декабря: День Конституции Российской Федерации.

Январь:

25 января: День российского студенчества;

27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста.

Февраль:

2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;

8 февраля: День российской науки;

15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;

21 февраля: Международный день родного языка;

23 февраля: День защитника Отечества.

Март:

8 марта: Международный женский день;

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра.

Апрель:

12 апреля: День космонавтики.

Май:

1 мая: Праздник Весны и Труда;

9 мая: День Победы;

19 мая: День детских общественных организаций России;

24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь:

1 июня: День защиты детей;

6 июня: День русского языка;

12 июня: День России;

22 июня: День памяти и скорби;

27 июня: День молодежи.

Июль:

8 июля: День семьи, любви и верности.

Август:

12 августа: День физкультурника;

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;

27 августа: День российского кино.