Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Цели, задачи и принципы построения ПКР

1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра адресована обучающимся с РАС, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности.

2. ФАОП ООО для обучающихся с РАС предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

3. Ценностные ориентиры ПКР связаны с тем, что реализация программы в ходе всего образовательно-коррекционного процесса способствует качественному образованию обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, достижению планируемых результатов основного общего образования.

4. Цель ПКР: определение комплексной системы психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с РАС с трудностями в обучении и в социализации для успешного освоения основной общеобразовательной программы на основе компенсации имеющихся нарушений и пропедевтики производных трудностей; формирование социальной компетентности, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

5. Задачи ПКР:

определение особых образовательных потребностей, связанных с организацией образовательного процесса, направленного на преодоление патологических форм аутистической защиты у обучающихся с РАС и на развитие активных форм взаимодействия с людьми и с окружающей средой;

определение оптимальных психолого-педагогических и организационных условий для получения основного общего образования обучающимися с трудностями в обучении и социализации, для развития личности обучающихся, их познавательных и коммуникативных способностей;

реализация комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся (в соответствии с рекомендациями ППк и ПМПК при наличии);

разработка и использование специфичных для обучающихся с РАС эффективных методов, методик, приемов и способов подачи учебного материала, необходимых для успешного освоения образовательной программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

обеспечение психологической устойчивости обучающихся с РАС; преодоление трудностей в развитии их эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации;

реализация системы профессиональной ориентации и содействие в профессиональном самоопределении обучающегося с РАС;

организация и обеспечение согласованной работы команды педагогических работников и специалистов, непосредственно участвующих в сопровождении обучающихся с РАС, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;

оказание родителям (законным представителям) консультативной и организационной помощи по вопросам решения проблем в развитии; воспитании, социальной адаптации обучающегося с РАС; вопросам реализации ФАОП ООО; привлечение родителей (законных представителей) обучающегося с РАС к совместной работе с педагогическими работниками и специалистами.

6. Содержание ПКР определяют следующие принципы:

6.1. Преемственность.

Принцип обеспечивает создание единого образовательно-коррекционного пространства при переходе от уровня начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с РАС для продолжения образования, социальной адаптации и интеграции в обществе. Принцип обеспечивает связь ПКР с другими разделами адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования: программой формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся. Принцип реализуется при обязательной преемственности в образовательно-коррекционном процессе в учебной и внеурочной деятельности, в том числе при проведении коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы, а также в условиях семейного воспитания при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

6.2. Соблюдение интересов обучающихся.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающихся с максимальной пользой и в интересах обучающихся.

6.3. Непрерывность.

Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

6.4. Вариативность.

Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные трудности в обучении и социализации.

6.5. Комплексность и системность.

Принцип обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции трудностей в обучении и социализации, взаимодействие педагогических работников и специалистов различного профиля в решении проблем обучающихся. Принцип предполагает комплексный психолого-педагогический характер преодоления трудностей и включает совместную работу педагогов и ряда специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).

В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с РАС:

принцип системности обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений обучающихся с РАС, взаимодействие педагогических работников и специалистов различного профиля в решении проблем этих обучающихся;

принцип комплексности: преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и другие);

принцип гуманизации, который определяет, что образование обучающихся с РАС направлено на личностное развитие, обеспечивающее возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

принцип педагогической инверсии, который выражается в постоянной готовности к изменению педагогической стратегии и тактики. Этот принцип также отражает изменчивость и нелинейность развития обучающегося с РАС;

принцип преемственности: программа коррекционной работы, разработанная для обучающихся с РАС на уровне основного общего образования, должна учитывать достижения обучающимся результатов в ходе коррекционной работы на уровне начального общего образования;

принцип сотрудничества с семьей обеспечивает участие родителей (законных представителей) и членов семьи обучающегося с РАС в коррекционно-развивающей работе, направленной на его успешную интеграцию в общество.

7. Перечень и содержание направлений работы.

7.1. Содержание ПКР определяется на основе решения ППк образовательной организации, базирующегося на рекомендациях ПМПК, ИПРА каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования.

7.2. Направления коррекционной работы: диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское.

Данные направления раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями в обучении и социализации.

7.3. Характеристика содержания направлений коррекционной работы.

7.3.1. Диагностическое направление предполагает:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС при освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление сильных сторон обучающегося с РАС и специфических трудностей в овладении содержанием образования;

контроль динамики развития познавательной и речевой сферы обучающихся с РАС, уровня сформированности высших психических функций;

изучение личностных особенностей, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня адаптивных возможностей, сформированности навыков социального поведения и коммуникации обучающегося с РАС;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования;

анализ результатов диагностики с целью разработки, уточнения и изменения индивидуального образовательного маршрута, учебного плана, ПКР.

7.3.1.1. Диагностическое направление реализуется учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, тьютором и другими педагогическими работниками.

7.3.1.2. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает:

изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося с РАС, в том числе самооценки с учетом собственных возможностей, способностей и ограничений; стремления к личностному саморазвитию и его реализации; межличностного взаимодействия (в коллективе сверстников, а также с окружающими людьми разного возраста в процессе учебной и внеурочной деятельности на основе взаимного уважения, толерантности, соблюдения социально значимых нравственно-этических норм; сформированности оценочного отношения к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; готовности обучающегося к здоровому образу жизни, готовности прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, а также готовности к участию в жизни семьи, образовательной организации; резервов личностного развития;

изучение познавательной сферы обучающихся, включая мотивацию к учебно-познавательной деятельности, познавательные интересы; выявление резервов активизации ее развития;

изучение особенностей овладения обучающимися с РАС словесной речью - письменной и устной, в том числе ее восприятием и воспроизведением, навыками устной коммуникации; выявление резервов активизации развития у обучающихся с РАС словесной речи - письменной и устной, в том числе ее восприятия и воспроизведения;

изучение овладения обучающимися с РАС универсальными учебными действиями; выявление резервов активизации их развития;

изучение достижения обучающимися с РАС планируемых результатов обучения по каждому учебному предмету, выявление причин трудностей в обучении и резервов их преодоления;

выявление у обучающихся с РАС особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности;

изучение готовности обучающихся к осознанному выбору профессии, образовательной организации для получения профессионального и (или) среднего (полного) образования с учетом собственных интересов, возможностей, способностей и ограничений.

Следует учесть, что для оценки особенностей развития специалисту чаще всего необходим определенный период, включающий время для установления контакта с обучающимся с РАС. При проведении направленного диагностического обследования, кроме использования тестовых методик, дополнительно необходимо также учитывать данные внетестовой диагностики. Для оценки состояния высших психических функций, навыков функционирования, оценивания психологического функционирования обучающихся с РАС обязательно используются методы наблюдения, клинической беседы, оценка продуктов деятельности и так далее. Также важно использовать данные, полученные различными специалистами, непосредственно контактирующими с обучающимся, их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками.

7.3.1.3. Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга достижений каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания обсуждаются на заседании ППк образовательной организации, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том числе, при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного консультирования обучающегося в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты).

7.3.1.4. На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций ПМПК и ИПРА разрабатывается "Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося", который утверждается психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации.

7.3.2. Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление.

7.3.2.1. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в системе реализации ФАОП ООО отражается в следующей документации:

индивидуальных планах коррекционно-развивающей работы, разработанных для каждого обучающегося и утвержденных руководителем психолого-педагогического консилиума образовательной организации;

рабочих программах учебных предметов и планов каждого урока, проектируемых на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей каждого обучающегося;

рабочих программах коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы, включенных во внеурочную деятельность по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации на основе индивидуального плана коррекционно-развивающей работы обучающегося и направленных на обеспечение наиболее полноценного развития обучающихся с РАС, их социальную адаптацию, преодоление трудностей в достижении планируемых результатов обучения, в овладении коммуникацией;

планах работы педагога-психолога, социального педагога, тьютора и других специалистов, проектируемых с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с РАС;

программе внеурочной деятельности, проектируемой на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

7.3.2.2. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно составляется для каждого обучающегося с РАС. В течение учебного года может происходить корректировка индивидуального плана с учетом достижения обучающимся планируемых результатов.

7.3.2.3. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося содержит:

направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА, особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, выявленных в процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе ПКР;

описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению.

7.3.2.4. Рекомендуемый образец формы Индивидуального плана коррекционно-развивающей работы представлен в таблице 1.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося

Класс

Возраст обучающегося

Причины, время и характер нарушения слуха

Состояние слуха в настоящее время

Слухопротезирование

Рекомендации ПМПК и ИПРА

Индивидуальные особенности обучающегося:

Направления коррекционно-развивающей работы

Основное содержание коррекционно-развивающей работы

Организационные формы коррекционно-развивающей работы

Примерные сроки

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника

7.3.2.5. Обязательными направлениями коррекционно-развивающей работы, которые включаются в Индивидуальные планы каждого обучающегося, является:

коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;

разработка и реализация индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС;

помощь в осмыслении личного опыта и его использования для развития и построения картины окружающего мира, понимания социальных отношений, преодоление социальной наивности;

7.3.2.6. Направления коррекционно-развивающей работы, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с РАС, могут также включать:

организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний, помощь в познании собственного "Я";

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции, обучение ролевым и социотипическим формам поведения в различных ситуация;

развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

развитие жизненных компетенций, навыков организации самостоятельной повседневной жизни в соответствии с возрастом;

совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

социальную защиту обучающегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

7.3.2.7. Направления коррекционно-развивающей работы могут быть расширены с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на основании рекомендаций ППк образовательной организации, базирующихся на рекомендациях ПМПК, ИПРА, результатах комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся.

В программе коррекционной работы конкретизируются направления поддержки обучающегося с РАС в освоении адаптированной образовательной программы. Индивидуально ориентированная программа коррекционной работы, которую реализуют специалисты разных направлений (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог), разрабатывается с учетом трудностей в освоении предметного материала и согласовывается с учителями-предметниками. Так, например, в рабочую программу учителя-логопеда должны быть включены учебные темы, дополняющие учебную программу по литературе. Это может быть совместное изучение текстов, фильмов, спектаклей, помогающее обучающемуся с РАС преодолеть трудности, связанные с неполным пониманием текста программных произведений по литературе, неумением запоминать и удерживать сложные сюжетные линии, с непониманием скрытых мотивов поступков литературных персонажей и другие. Дополнительные занятия с педагогическими работниками и специалистами сопровождения в рамках коррекционной программы также могут быть направлены на развитие жизненной компетенции, помощь в преодолении формализации полученных знаний и умений и на формирование переноса полученных знаний. Для этого в рамках ПКР необходимо обеспечивать связь изучаемого материала с интересами обучающегося и опираться на его актуальный персональный опыт. Кроме этого, работа над жизненными компетенциями предполагает направленное обучение обучающегося с РАС использованию полученных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях, в специально созданных учебных и тренинговых ситуациях, а также активное использование метода индивидуальных проектов.

Занятия по коррекционно-развивающим курсам включаются во внеурочную деятельность.

7.3.2.8. Обучающиеся с РАС, как правило, нуждаются в коррекционно-развивающих занятиях, помогающих освоить использование индивидуальных вспомогательных приемов и умений, облегчающих усвоение программного материала. Это могут быть умение составлять и пользоваться индивидуальными справочными материалами (схемы и последовательности математических действий, карточки с формулами и другие), умение выделять цветными маркерами структурные составляющие текстовой задачи, умение самостоятельно иллюстрировать пройденный материал и другие. Учителю-предметнику необходимо знать о наличии этих материалов и использовать их при планировании работы на уроке.

7.3.2.9. Особую роль на уровне основного общего образования приобретают занятия со специалистами сопровождения, направленные на личностное и социальное развитие. Это связано с тем, что дальнейшее развитие личностной и эмоционально-волевой сферы обучающихся с РАС в подростковом возрасте зависит прежде всего от возможностей выстроить общение с окружающими людьми. Следует учесть, что по мере взросления обучающихся с РАС эмоциональные трудности и аффективные проблемы (например, депрессия, тревожность) могут становиться более выраженными. Обучающиеся с РАС находятся в зоне повышенного риска в связи с опасностью социальной изоляции и буллинга со стороны сверстников.

7.3.2.10. Для продвижения обучающегося с РАС в личностном и социальном развитии в ПКР могут быть включены следующие методы и приемы:

проведение доверительных бесед, совместное изучение литературных текстов, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов и телепрограмм;

фиксация впечатлений и событий жизни обучающегося в письменном виде (в совместных дневниках, воспоминаниях и в другой форме);

обучение навыкам коммуникации, помощь в освоении новых социальных ролей в условиях естественных социальных контактов, в условиях групповых коррекционных занятий, в группах общения;

использование различных игр, развивающих творческое воображение, образное мышление, мимическую и пантомимическую экспрессию и другие функции;

игры-упражнения из практики психологических тренингов, психодрамы;

видеомоделирование, "социальные истории";

помощь в участии в хобби-группе, специальных клубах для подростков, социальных группах в сети Интернет.

7.3.2.11. Важным направлением реализации содержания ПКР является включение коррекционных курсов "Развитие коммуникативного поведения" и "Развитие познавательной деятельности" в систему коррекционно-развивающих занятий.

7.3.2.12. Коррекционно-развивающий курс "Развитие коммуникативного поведения" направлен на преодоление выраженных трудностей в области установления и поддержания социально приемлемых форм коммуникации с взрослыми и со сверстниками, свойственных обучающимся с РАС. Указанные трудности проявляются в проблемах инициации, поддержания и завершения контакта с другим человеком. Значительные затруднения вызывают также недостаточность понимания "негласных" правил поддержания диалога, трудности в установлении приемлемой дистанции в межличностном общении, плохая ориентировка в установлении обратной связи от партнера по общению. Таким образом, развитие общения и коммуникативного поведения является как необходимым условием для общего развития обучающихся с РАС, так и обладает огромными возможностями для поддержки освоения ими адаптированной основной общеобразовательной программы. Программа реализуется во внеурочное время.

7.3.2.13. Основной целью реализации курса "Развитие коммуникативного поведения" является развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия обучающихся с РАС в условиях образовательной организации. Задачи курса:

формирование коммуникативной мотивации, создание положительного эмоционального настроя и доверительных отношений обучающегося с РАС с взрослыми и сверстниками;

преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для среднего школьного возраста;

формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога);

формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики и пантомимики);

обучение способности ориентации на партнера по общению, умения оценивать его эмоциональное состояния;

формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать различные коммуникативные роли в общении;

формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на социально приемлемые формы поведения.

7.3.2.14. Коррекционный курс "Развитие коммуникативного поведения" реализуется во внеурочное время в форме индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Курс может быть реализован как в учебный период, так и в период каникулярного времени. Курс может быть реализован как специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, тьютором), так и специалистами сетевого взаимодействия образовательной организации с организациями дополнительного образования, психолого-медико-социальными центрами.

7.3.2.15 Коррекционный курс "Развитие познавательной деятельности" направлен на преодоление трудностей адаптации обучающегося с РАС к новым усложняющимся учебным задачам на уровне основного общего образования. Основой формирования содержания данного курса являются данные о результатах овладения обучающимся с РАС адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования, результаты итоговой диагностики, в том числе, независимой итоговой диагностики, и результаты стартовой психолого-педагогической диагностики на уровне основного общего образования.

7.3.2.16. Основной целью реализации коррекционного курса "Развитие познавательной деятельности" является поддержка достижения всего комплекса образовательных результатов обучающимися с расстройствами аутистического спектра в предметных областях с наиболее выраженными дефицитарными результатами освоения в соответствие с требованиями ФГОС ООО, и с учетом их особых образовательных потребностей.

Задачами реализации коррекционного курса являются:

содействие достижению необходимых образовательных результатов в различных предметных областях, наиболее дефицитарных для обучающегося с РАС:

создание учебных ситуаций в рамках индивидуальных и подгрупповых занятий, направленных на преодоление указанных дефицитов,

расширение у обучающихся с РАС возможностей формирования навыков активной переработки учебной информации и учебного материала различных предметных областей;

развитие познавательной активности и мотивации к обучению у обучающихся с РАС.

7.3.2.17. Содержание коррекционного курса максимально индивидуализировано (в соответствие с выделенными дефицитами). В работе также необходимо опираться на сильные стороны, специфические интересы обучающихся с РАС. Основой тематического планирования коррекционного курса являются рабочие программы педагогов по учебным предметам образовательных областей. При составлении индивидуальной или подгрупповой программы курса рекомендуется обратить особое внимание на такие предметы как русский язык, литература, обществознание, история, поскольку при изучении этих предметов специфическая дефицитарность обучающегося с РАС, их особый когнитивный профиль может проявиться в максимальной степени.

7.3.2.18. Содержание курса "Развитие познавательной деятельности" направлено на формирование у обучающихся с РАС необходимых умений, которые соотносятся с достижением необходимого уровня метапредметных результатов освоения ФАОП, с учетом их индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Это такие умения, как:

развитие владения навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

развитие владения изучающим видом чтения;

развитие умения письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно;

развитие умения выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;

развитие умения подробно и сжато передавать устно, а также в письменной форме, содержание исходного текста, преимущественно предметной направленности;

развитие умения представлять содержание научно-учебного текста, текста задачи в виде таблицы, схемы.

7.3.2.19. Курс "Развитие познавательной деятельности" реализуется в форме индивидуальных или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, которые планируются и проводятся специалистами службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации на основе принципов междисциплинарного взаимодействия. Важным является привлечение к планированию содержания и реализации данного курса педагогов-предметников. Модульный принцип реализации коррекционного курса позволяет, при необходимости, распределить часы курса между педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом, учителем-предметником, имеющим соответствующие дополнительные профессиональные компетенции. Такое распределение рекомендуется проводить на основе обсуждения результатов комплексной диагностики на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

7.3.2.20. Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося может быть предусмотрена возможность проведения в процессе внеурочной деятельности дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, а также в случаях, связанных с особыми жизненными обстоятельствами (в том числе с длительной болезнью обучающего, проведением его медицинской реабилитации), и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.

7.3.2.21. Время, отведенное на коррекционно-развивающие курсы и дополнительные коррекционно-развивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию федеральной адаптированной образовательной программы.

7.3.3. Консультативное направление.

7.3.3.1. Данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС и их семей по вопросам образования и социализации обучающихся, повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей (законных представителей) в воспитании своих детей.

7.3.3.2. Консультативная работа включает разработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально ориентированных методов и приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образовательно-коррекционной работы.

7.3.3.3. Консультативную работу осуществляют все педагогические работники образовательной организации.

7.3.3.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по консультативной работе, проводимой педагогическими работниками с обучающимися класса и их семьями (на четверть или полугодие).

7.3.3.5. Примерная форма плана консультативной работы представлена в таблице 2.

Таблица 2. План консультативной работы

Направления консультатив ной работы

Задачи консультативной работы

Содержание консультативной работы

Формы проведения консультативной работы

Сроки проведения консультативной работы

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника

7.3.4. Информационно-просветительское направление.

7.3.4.1. Данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС, в том числе с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечением наиболее полноценного образования и развития, созданием необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям в том числе лиц с РАС.

7.3.4.2. Информационно-просветительская работа может проводиться с обучающимися, с педагогическими и другими работниками образовательных или иных организаций, включая в том числе организации дополнительного и профессионального образования, социальной сферы, здравоохранения, правопорядка, с родителями (законными представителями), представителями общественности.

7.3.4.3. Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники образовательной организации.

7.3.4.4. Рекомендуется составление совместного плана и отчета по информационно-просветительской работе, проводимой педагогическими работниками образовательной организации (на четверть или полугодие).

7.3.4.5. Рекомендуемая форма плана информационно-просветительской работы представлена в таблице 3.

Таблица 3. План информационно-просветительской работы

Направления информацио нно-просветительской работы

Задачи информационно-просветительской работы

Содержание информационно-просветительской работы

Формы проведения информационно-просветительской работы

Срок и проведения

Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность педагогического работника