Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Цели, задачи и принципы построения ПКР

1. При проектировании ПКР следует иметь в виду, что ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) адресована обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, демонстрирующим готовность к получению основного общего образования в соответствии с достигнутыми личностными, метапредметными и предметными результатами, определенными в ФАОП НОО (варианты 6.1) при совместном обучении с нормативно развивающимися сверстниками или в отдельных классах (школах) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в те же сроки (5 - 9 классы) в условиях, учитывающих их особые образовательные потребности.

2. ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности разных категорий обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и определяющих логику построения образовательного процесса, его организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.

3. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5 - 7% детей в популяции) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности.

Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней тяжести, легкие).

Группа обучающихся по варианту 6.1. - это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести. На этом возрастном этапе недостатки произносительной стороны речи обычно не препятствуют освоению образовательной программы, но в некоторых случаях по решению ПМПК обучающимся могут быть рекомендованы занятия с логопедом, особенно в случаях прогрессирования основного заболевания.

4. Коррекционно-развивающие курсы в Программе коррекционной работы АООП ООО обучающих с НОДА вариант 6.1 реализуются в виде коррекционно-развивающих занятий по трем направлениям:

логопедические занятия (по рекомендации ПМПК);

занятия с психологом (по рекомендации ПМПК);

специальные коррекционные занятия по предметам, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях.

Необходимость логопедической работы с обучающимися с НОДА (в том числе индивидуальных занятий) обусловлена тем, что:

У большинства обучающихся с НОДА отмечаются дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести (чаще стертая дизартрия); они обуславливают недостаточную разборчивость речи, что может приводить к коммуникативным затруднениям.

У многих обучающихся наблюдается недоразвитие устной речи, имеют место недостатки связной речи.

Часто у обучающихся отмечаются дислексия и дисграфия, они испытывают трудности в овладении навыками чтения и письма.

У небольшой части обучающихся с НОДА может отмечаться распад речи (афазия) как следствие травмы головного мозга или текущего неврологического заболевания.

У обучающихся с НОДА не наблюдается четкой взаимосвязи между тяжестью двигательных, психических и речевых нарушений.

Логопедические занятия организовываются в соответствии с рекомендацией ПМПК. Содержание и срок реализации Программы индивидуальной коррекционной работы (логопедические занятия) зависят от структуры и тяжести речевого нарушения. Требования к результатам освоения Программы определяются индивидуально для каждого обучающегося.

Необходимость индивидуальных и малогрупповых занятий с психологом обусловлена тем, что у обучающихся с НОДА в подростковом возрасте часто возникают негативные переживания, связанные с осознанием имеющегося нарушения и ограничением жизнедеятельности. Эти переживания приводят к реакциям пассивного и активного протеста, невротическим реакциям, декомпенсациям акцентуаций характера. У части обучающихся формируется неадекватная самооценка, что становится источником нереальных профессиональных намерений. Эти негативные проявления в формировании личности обучающихся с НОДА должны быть скорректированы в ходе занятий с психологом.

Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется:

недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире;

нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов;

недостаточным уровнем развития внимания;

снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти.

Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к родителям.

Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания.

Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога:

В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.

В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития.

В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье.

В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога по коррекции межличностных отношений.

Занятия с психологом организуются в соответствии с рекомендацией ПМПК. Содержание и срок реализации Программы индивидуальной коррекционной работы с психологом зависят от особенностей и тяжести проявлений личностной декомпенсации. Требования к результатам освоения Программы определяются индивидуально для каждого обучающегося.

Необходимость специальных коррекционных занятий по предметам, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях, вызвана тем, что у обучающихся с НОДА пробелы в знаниях обусловлены дефицитом отдельных когнитивных функций, в первую очередь недостаточной сформированностью пространственных представлений, что выявляется при обследовании с помощью сенсибилизированых проб. Этот дефицит сохраняется у части обучающихся в подростковом и юношеском возрасте и вызывает затруднения в овладении геометрическим понятиями, знаниями по отдельным темам предметной области "Естественно-научные предметы", при работе с картами (особенно контурными), при овладении программными материалом по предметам "Изобразительное искусство", "Технология".

5. Программа коррекционно-развивающих занятий разрабатывается, исходя из трудностей, которые испытывают обучающиеся с НОДА. Занятия проводятся с использованием специальных методов коррекционно-развивающего обучения, индивидуально или малыми группами. Группы комплектуются из обучающихся с двигательными нарушениями, испытывающих сходные трудности.

6. Цели, задачи и принципы построения ПКР логопеда

6.1. Основная цель логопедической работы с обучающимися с НОДА - выявление и преодоление нарушений речевого развития, а также дальнейшее развитие устной и письменной речи, совершенствование коммуникации обучающихся с НОДА для успешного усвоения академического компонента образовательной программы.

6.2. В структуре программы коррекционно-логопедической работы в варианте 6.1 (основное образование) для обучающихся с НОДА выделяются следующие задачи:

1) развитие коммуникативных навыков:

формирование новых форм общения, соответствующих среднему школьному возрасту. Развитие и тренировка различных коммуникативных умений;

формирование умения решать актуальные образовательные и житейские задачи, используя различные виды коммуникации как средства достижения цели;

развитие вербальной (устной) коммуникации. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и коммуникативным потребностям обучающихся;

2) коррекция нарушений речи:

развитие лексико-грамматических навыков экспрессивной речи и коррекция ее нарушений;

развитие связной речи;

улучшение общей разборчивости речевого высказывания:

формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие артикуляционной моторики (в более тяжелых случаях - уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата - спастического пареза, гиперкинезов, атаксии);

развитие речевого дыхания, голоса и просодики; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; формирование синхронности речевого дыхания, голоса и артикуляции.

3) коррекция нарушений чтения и письма:

совершенствование навыков осмысленного чтения и письма;

развитие умения анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом и синтаксическом уровне;

развитие зрительно-пространственных функций и коррекция их нарушений;

совершенствование двигательного навыка письма. Развитие динамических моторных функций.

6.3. Содержание ПКР логопеда определяют следующие принципы:

принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционно-логопедической работы для каждого обучающегося с НОДА определяются на основании данных логопедического обследования;

принцип учета индивидуальных психофизических особенностей развития, уровня актуального речевого развития обучающегося с НОДА;

принцип учета взаимовлияния речевых и двигательных нарушений в динамике развития обучающихся с НОДА. Логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех сторон речи (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций;

принцип онтогенетического последовательного поэтапного логопедического воздействия с опорой на сохранные функции;

принцип комплексности: логопедическую работу следует рассматривать в комплексе с учетом всех клинических и психолого-педагогических особенностей обучающихся с НОДА и социальных факторов. Данный принцип обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции трудностей в обучении и социализации, взаимодействие педагогических работников и специалистов различного профиля в решении проблем обучающихся с НОДА;

принцип тесного единства с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных, речевых функций. Необходима согласованность действий логопеда, психолога, других специалистов сопровождения, невролога, врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и коррекции;

принцип преемственности, который обеспечивает связь ПКР логопеда с другими разделами программы основного общего образования: программой формирования универсальных учебных действий, рабочей программой воспитания.

7. Цели, задачи и принципы построения ПКР психолога.

7.1. Цель коррекционной работы психолога - коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА.

7.2. Задачи коррекционной работы психолога:

психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных склонностей и намерений;

психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов;

психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности;

психологическое консультирование участников образовательного процесса;

психологическая помощь семье обучающегося с НОДА;

участие в профориентационной работе;

психологическая подготовка к ГИА.

7.3. Принципы реализации Программы:

принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов;

принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей;

принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной деятельности обучающихся;

принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого обучающегося определяются на основании данных диагностики;

принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий коррекционной работы;

принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс.

8. Перечень и содержание направлений коррекционной работы логопеда.

В содержание профессиональной деятельности логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская работа.

8.1. Диагностическое направление логопедической работы включает в себя углубленное изучение обучающегося с НОДА, выявление индивидуальных особенностей речевого развития. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития обучающегося с НОДА, о сформированности коммуникативных навыков. Оно позволяет сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с обучающимися с НОДА. В процессе осуществления логопедической помощи обучающемуся предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития обучающегося (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее их сформированность. Логопеду в каждом случае очень важно выявить ведущую структуру и механизм нарушения для разработки дифференцированных коррекционно-логопедических мероприятий.

8.2. Коррекционно-развивающее направление логопедической работы включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры речевого дефекта. Содержание коррекционно-логопедических занятий определяется логопедом в зависимости от структуры речевых и двигательных нарушений каждого обучающегося.

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

выбор оптимальных для развития обучающегося с НОДА методик и приемов логопедической работы в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков обучающихся с НОДА.

Особенностью логопедической работы является строгое соблюдение ортопедического режима во время проведения логопедических занятий. Логопед должен постоянно следить за осанкой обучающегося, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций логопед способствует их преодолению путем пассивно-активных движений.

При проведении коррекционно-логопедических занятий необходима широкая опора на все анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую), способствующие развитию межанализаторных связей. Это особенно важно в работе над коррекцией нарушений звукопроизношения, которая обязательно проводится перед зеркалом.

Наибольшую специфику имеет логопедическая работа по совершенствованию звукопроизношения и коррекции нарушений произносительной стороны речи у обучающихся с церебральным параличом. При совершенствовании произносительной стороны речи используются дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий), пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, голосовые упражнения. При проведении дыхательной гимнастики предусматривается включение упражнений, построенных на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков. Комплексы этих упражнений подбираются индивидуально в зависимости от двигательных и речевых возможностей обучающихся. Голосовые упражнения направлены на формирование у обучающихся произвольного изменения силы, тембра голоса, длительности звучания, тренировку голоса в произнесении различного речевого материала.

8.3. Организационно-методическое направление работы логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед ведет следующую документацию:

журнал регистрации обследованных обучающихся;

речевая карта на каждого обучающегося с НОДА, имеющего речевые нарушения;

перспективный план работы с обучающимся (на месяц, четверть, год);

индивидуальные тетради на каждого обучающегося;

дневник наблюдений за речевой динамикой обучающихся;

журнал посещаемости логопедических индивидуальных и групповых занятий;

план консультативно-методической работы с педагогическими работниками;

план работы с родителями;

годовой отчет о результатах работы.

Логопед готовит необходимые для занятий дидактические и методические пособия и применяет эти пособия с учетом речевых, двигательных и познавательных возможностей обучающихся, обращая особое внимание на нарушения зрительно-моторной координации и пространственные нарушения.

8.4. Консультативно-просветительское направление работы включает:

индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации обучающихся, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей), задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у обучающихся;

консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с обучением обучающегося с НОДА в процессе реализации инклюзивной практики.

Логопед дает рекомендации по включению коррекционных компонентов в различные формы образовательного процесса.

9. Перечень и содержание направлений коррекционной работы психолога.

9.1. Диагностическая деятельность психолога.

В задачи психолого-педагогического исследования обучающихся с двигательными нарушениями входит выявление особенностей развития познавательной деятельности с оценкой потенциальных возможностей интеллектуального развития и определения основных направлений коррекционно-педагогического воздействия. С этой целью изучается состояние сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), понимание речи, исследуются особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и психической деятельности обучающегося.

После проведенного обследования составляется заключение, где отмечаются особенности познавательной деятельности, развитие речи, а именно, что обучающийся знает, что может делать сам, какие формы деятельности превалируют (конструирование, игра, рассматривание, беседа и другие формы). Изучаются особенности психической деятельности, мышления, эмоционально-волевой сферы, объем внимания и его устойчивость, тормозимость, импульсивность и инертность психической деятельности, активность и самостоятельность, настойчивость в действиях, ведущая направленность интересов. Указывается степень влияния этих факторов на характер мыслительных процессов.

9.2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.

На основании анализа результатов диагностики особенностей развития психолог определяет потребность обучающегося с НОДА в психокоррекционной работе по совершенствованию когнитивных процессов. У большинства обучающихся нарушения когнитивных процессов были компенсированы в ходе подготовки к школе или в период получения начального общего образования. Однако у некоторых из них могут выявляться нарушения высших психических функций, затрудняющих овладением учебным материалом и требующих коррекционного воздействия. Для обучающихся по варианту 6.1. такими нарушениями являются истощаемость психических процессов, колебания умственной работоспособности и внимания. Эти нарушения проявляются постоянно, носят стойкий характер, отражают физическое и психическое состояние обучающегося с НОДА. Диагностировав эти особенности, психолог разрабатывает рекомендации для педагогического работника, который учитывает данные состояния в учебном процессе. Реже встречаются нарушения пространственно-временных представлений, наглядно-действенного мышления. В этих случаях психолог разрабатывает программу коррекционной работы. Содержание программы, сроки ее реализации, результаты ее освоения определяются индивидуально. Программа реализуется в виде индивидуальных коррекционных занятий за счет часов внеурочной деятельности.

9.3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности.

Особенности личностного развития лиц с НОДА обусловлены двумя основными факторами: переживанием своего состояния в связи с имеющимися двигательными нарушениями; особенностями семейного воспитания по типу гиперопеки, реже - эмоционального отвержения больного ребенка. Психолог, диагностировав высокий уровень тревожности, низкую или компенсаторно-завышенную самооценку, высокий уровень невротизации, риск декомпенсации акцентуации характера и (или) другие негативные личностные проявления, разрабатывает программу коррекционной работы для обучающихся, определяет формы и сроки ее реализации, планирует результаты освоения программы. Программа реализуется в виде индивидуальных коррекционных занятий за счет часов внеурочной деятельности.

9.4. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.

Основные направления в работе психолога с семьей обучающегося с НОДА представляются следующими:

гармонизация семейных взаимоотношений;

установление правильных детско-родительских отношений;

помощь в адекватной оценке физических и психологических возможностей своего ребенка;

обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенная тренировка, элементы игротерапии, сказкотерапии, игровые занятия по развитию психических функций и другие).

Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после исследования семьи, бесед с родителями и обучающимся, психодиагностических исследований. Соответственно, и сама работа может строиться в моделях психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя такое разделение является относительным).

Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед психологом, и его профессиональной подготовки. Это могут быть родительские клубы, систематические групповые занятия и индивидуальная работа с матерью или отцом.

Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры, драматизации, родительские сочинения и другие методы могут быть использованы для работы с семьей. Конкретные приемы коррекционной работы, представлены в исследовании В.В. Ткачевой и И.Ю. Левченко.

9.5. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.

Важным направлением деятельности психолога является психологическое консультирование участников образовательного процесса - педагогических работников, тьюторов, родителей и других. Это консультирование осуществляется по итогам диагностического этапа. Участникам образовательного процесса предоставляются сведения об индивидуальных особенностях обучающихся с НОДА и даются рекомендации. Рекомендации направлены на учет выявленных особенностей в образовательном процессе, профилактику и коррекцию нарушений. Особую значимость эти рекомендации имеют для педагогических работников, так как они часто не знают особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с НОДА, не владеют приемами коррекционной работы.

9.6. Участие психолога в профориентационной работе.

Профориентационную работу с обучающимися с НОДА необходимо осуществлять с начала обучения на уровне основного общего образования. Конкретное содержание работы зависит от многих факторов и определяется по результатам диагностики. Работу по профориентации и профконсультированию психолог ведет совместно с классным руководителем. Обучающийся с НОДА в среде здоровых сверстников должен быть включен в профориентационные мероприятия совместно с ними. Однако для него необходимо организовать дополнительную профориентационную работу. Основной задачей психолога в структуре этой работы является коррекция неадекватных профессиональных намерений, которые отмечаются у большинства обучающихся с НОДА, и препятствуют профессиональному выбору.

Система работы предусматривает два этапа.

На подготовительном этапе создается примерный перечень профессий, рекомендованных каждому обучающемуся с учетом его профессиональных склонностей и функциональных возможностей.

Основной этап психокоррекционной работы строится по типу занятий интенсивного общения в группах социально-психологического тренинга. Работа проводится в виде групповых занятий 2 раза в неделю по 45 мин. - 1 ч.

Реализация этого этапа возможна на любом году обучения, но особенно важно включить эту деятельность психолога в программу коррекционной работы в последние годы обучения на уровне основного общего образования для подготовки к адекватному профессиональному выбору после ее окончания.

Участвуя в групповых занятиях, подростки часто впервые осознают, что другие участники группы имеют аналогичные проблемы, связанные с профессиональным будущим; кроме того, совершенствуются навыки общения, расширяется и сам круг общения.

Профориентационная работа психолога с обучающимися обязательно должна сочетаться с работой с родителями по оптимизации родительских позиций в отношении профессионального будущего их детей.

9.7. Психологическая помощь при подготовке к ГИА.

Выпускники с НОДА при подготовке к ОГЭ испытывают когнитивные, личностные, процессуальные трудности. Это обусловлено особенностями развития обучающихся с двигательными нарушениями.

Для преодоления трудностей необходимо:

помогать выпускнику осваивать навыки работы с экзаменационными материалами;

помогать выпускнику в выработке индивидуальной стратегии сдачи экзамена.

Работа по преодолению личностных трудностей заключается в проведении занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятию тревожности.

Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных брошюр, памяток для выпускников, родителей.

На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки:

классные часы, мини-лекции, беседы с выпускниками об условиях эффективной подготовки к экзаменам: соблюдение режима сна и бодрствования, питания, организация рабочего пространства и по другим вопросам;

групповые психологические занятия для различных категорий обучающихся;

индивидуальные консультации для выпускников;

разработка рекомендаций для выпускников и их родителей.

Рекомендации могут быть представлены как в устной (на родительских собраниях, классных часах, во время консультаций), так и в письменной форме (в виде памяток, стендовой информации, информации на сайте образовательной организации).

10. Перечень и содержание направлений коррекционной работы на специальных коррекционных занятиях по предметам определяется на основе выявленных у обучающихся трудностей освоения АООП.