55.11. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Развитие познавательной сферы"

55.11. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Развитие познавательной сферы".

55.11.1. Пояснительная записка.

Курс направлен на развитие познавательной сферы, личностное развития обучающихся.

Программа содержит разделы, включающие развитие всей структуры познавательной деятельности обучающихся: развитие видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического); формирование речевого поведения; развитие мелкой моторики пальцев рук; зрительно-пространственной координации, формирование произвольных психических процессов - осознанной регуляции своего поведения, внимания, памяти, выработки навыков самоконтроля.

Обучение реализуется через дидактические игры, упражнения и задания. Темы и содержание занятий, тематический речевой материал подбирается согласно концентрическому принципу обучения. Начиная работать над темой, где предлагается новый речевой материал, необходимо использовать те задания, правила которые обучающемуся уже известны. Знакомый речевой материал предпочтительнее использовать в новых дидактических заданиях. Предъявлять одновременно новое задание и незнакомый или малознакомый речевой материал нецелесообразно, поскольку слабослышащим и позднооглохшим обучающимся с нарушенным интеллектом трудно воспринимать сразу две новые дидактические задачи.

Основные направления коррекционной работы:

1. Развитие различных видов мышления.

2. Коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы.

55.11.2. Содержание обучения.

Коррекция и развитие памяти: развитие памяти; постепенное увеличение объема памяти; развитие логической памяти; развитие механической памяти; развитие смысловой памяти; развитие словесно-логической памяти; развитие скорости запоминания; развитие полноты запоминания; развитие сознательного запоминания; развитие прочности и точности запоминания.

Коррекция внимания: развитие целенаправленного и устойчивого внимания; расширение объема внимания; развитие наблюдательности.

Коррекция ощущений, восприятий, представлений.

Коррекция мышления: классификация предметов (их изображения) на группы на основании родового признака; называние группы предметов (однородных) обобщенными словами; конкретизация понятий.

Коррекция эмоционально-волевой сферы: формирование нравственных и культурных потребностей; воспитание аккуратности и настойчивости при выполнении упражнений.

Развитие общей и мелкой моторики; обучать пальчиковой гимнастике; развитие артикуляционной моторики.

55.11.3. Планируемые результаты освоения курса:

способность запоминать, припоминать,

стремление запомнить важную для учебной деятельности и жизненной практики информацию;

способность не отвлекаться при проведении наблюдения;

способность осмысленного восприятия окружающей действительности;

наличие способности классифицировать предметы (их изображения) на группы на основании родового признака; умение называть группы предметов (однородных) обобщенными словами; способность конкретизировать понятия;

потребность быть аккуратными;

наличие настойчивости в выполнении деятельности;

способность оперировать предметами.