48.2. Предметно-практическое обучение

48.2. Предметно-практическое обучение.

48.2.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предмету "Предметно-практическое обучение" на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Специальный интегративный коррекционный предмет "Предметно-практическое обучение" направлен на формирование житейских понятий обучающихся, развитие их мышления, разговорной и монологической речи в устной и письменной формах, совершенствование предметно-практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе, целенаправленное воспитание обучающихся. Предмет "Предметно-практическое обучение" предполагает реализацию принципа связи речевого развития с предметно-практической деятельностью обучающихся, с целенаправленным обучением разговорной и монологической (устной и письменной) речи.

В ходе уроков предметно-практического обучения педагогический работник организует взаимопомощь, добивается активной мыслительной работы каждого обучающегося, посильной инициативной речи, формируя навыки речевого общения. При этом на уровне конкретного класса планируется учебная работа, различная по содержанию, объему, сложности, методам и приемам, при этом предусматривается вариативность учебных задач и ролей участников учебно-воспитательного процесса, с учетом индивидуальной траектории развития каждого. Здесь ведущим критерием эффективности подхода является темп продвижения обучающегося в овладении знаниями, умениями, навыками; в развитии его когнитивных и креативных способностей. Эти обучающиеся лучше запоминают наглядный материал, чем словесные объяснения. Вместе с тем, они способны к такой учебной деятельности, которая активизирует и развивает некоторые элементы словесно-логического мышления. При этом применяются специфические приемы, облегчающие обучающимся с нарушенным слухом с интеллектуальной недостаточностью воспроизведение изучаемого речевого материала. Для этого используются следующие приемы: в момент объяснения учебного материала педагогический работник широко применяет внешние опоры, держится в поле зрения всех обучающихся, обращаясь к ним с вопросами, вовлекает в обсуждение темы урока на основе письменного образца (таблицы, плаката). Ожидаемые результаты коррекционно-педагогического воздействия: высказывание отношения к ответу других обучающихся и при согласии повторение ответов хорошо успевающих обучающихся; ответы с опорой на составленный план; использование схем, сигнальных (учебных карт) и в том числе наглядно-инструкционных, предметных и других наглядных знаковых средств; образцов моделей речевых высказываний различной степени сложности.

Учет имеющегося своеобразия психофизического развития каждого обучающегося важен при организации самостоятельной работы, варьирования объема заданий и видов помощи при его выполнении. На уроках уменьшается число этих заданий, используются следующие виды помощи: помощь в планировании учебной деятельности; дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности; стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления справочно-информационного, иллюстративного и демонстративного материала, образцов речевых высказываний; стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха. Организуются различные виды контроля за учебной деятельностью обучающихся: пооперационный контроль с отчетом (сначала с опорой на образцы речевых высказываний, на учебные карты, а затем самостоятельный); взаимоконтроль при работе парами, тройками, бригадами. Дифференцированный подход к обучающимся реализуется в следующем порядке: для наиболее успешных в учебной деятельности обучающихся педагогическим работником создаются учебные ситуации, способствующие активизации их речевого развития, то есть им предоставляется возможность выполнять учебные задания в несколько большем объеме и повышенной сложности, с учетом опережающего в сравнении с основным составом класса темпа учебной деятельности; при выполнении работы между именно этими обучающимися распределяются прежде всего, роли руководителя - ведущего в паре, "контролера" и "оценщика" в рамках личностно-деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса; при работе с более слабыми обучающимися предусматривается оптимальная помощь со стороны педагогического работника и сверстников.

48.2.2. Содержание обучения.

Основные содержательные линии предмета "Предметно-практическое обучение": речевая деятельность, житейские понятия, познавательная деятельность, основы культуры труда и общетрудовые компетенции, воспитание и социокультурная адаптация, использование информационных технологий.

Ситуативность предметно-практической деятельности обеспечивает более активное овладение практическими речевыми навыками:

понимать и выполнять инструкции;

отвечать на вопросы педагогического работника и одноклассников;

сообщать о желании выполнить работу и о выполненной работе;

выполнять коллективную работу по устной и письменной инструкции;

называть изготовляемые изделия;

определять и называть размеры изделий.

48.2.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Результаты освоения предметной области "Русский язык и литературное чтение", включая учебный предмет "Предметно-практическое обучение", могут быть оценены только в совокупности, как целостный единый результат овладения языком.

Предусматривается достижение обучающимися необходимого уровня академической (образовательной) и социальной компетентности, развития универсальных (метапредметных) учебных действий:

1) понимание житейских понятий, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации;

2) адекватное использование житейских понятий в урочной и внеурочной деятельности;

3) использование различных видов речевой деятельности, устной и письменной форм речи, диалогической и монологической речи;

4) понимание и выполнение поручений, умение выражать просьбу, желание, побуждение; сообщение о проделанной работе;

5) умение участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения, соблюдать нормы речевого этикета, составлять несложные высказывания, а также навыки планирования предметно-практической деятельности;

6) способность к взаимодействию со взрослыми и сверстниками с целью обмена и получения информации;

7) способность к позитивному стилю общения; проявление инициативности и самостоятельности в общении, способность договариваться, учитывать интересы, настроение и чувства других; сопереживать неудачам и радоваться успехам одноклассников;

8) способность выражать свое мнение, отношение, разрешать споры;

9) сформированность личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, психологическая готовность к коллективному труду, элементарные умения работать в команде (коллективе);

10) владение элементарными знаниями о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры;

11) достаточный уровень графической грамотности, а также осведомленности о материалах и инструментах (на основе изученного); умение создавать несложные конструкции из разных материалов.