73.1. Русский язык

73.1. Русский язык:

1. Виды речевой деятельности:

а) слушание: осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение с помощью педагогического работника основной мысли текста, передача его содержания по вопросам;

б) говорение: практическое овладение диалогической формой речи, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), соблюдение правильной интонации;

в) чтение: понимание учебного текста: выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала, нахождение информации, заданной в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации, умение соотносить рельефные изображения в учебнике с натуральными объектами и их моделями; умение узнавать предметы окружающего мира, изображенные на ярких рисунках (для слепых с остаточным зрением);

г) письмо: овладение умениями и навыками письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте, списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами текстов объемом не более 35 слов, письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста из 3 - 4 предложений, создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

2. Подготовка к усвоению грамоты:

а) подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения: развитие слухового внимания, фонематического, слуха, элементарный звуковой анализ, совершенствование произносительной стороны речи, формирование первоначальных "речеведческих" понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные", деление слов на части, выделение на слух некоторых звуков, определение наличия и (или) отсутствия звука в слове на слух;

б) подготовка к усвоению первоначальных навыков письма: развитие пространственных представлений и ориентировки в азбуке - колодке по Брайлю (колодке шеститочия), на приборе Л. Брайля, на плоскости листа, стола, совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук, подготовка к усвоению навыков письма;

в) речевое развитие: понимание обращенной речи, выполнение несложных словесных инструкций, расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения, формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.

3. Обучение грамоте:

а) фонетика: звуки речи, выделение звуков на фоне полного слова, определение места звука в слове, осознание единства звукового состава слова и его значения, установление числа и последовательности звуков в несложных по структуре словах, сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками, различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих, слог как минимальная произносительная единица, деление слов на слоги, определение места ударения;

б) графика: различение звука и буквы: буква как знак звука, овладение позиционным способом обозначения звуков буквами, гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков, обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, е, ю, я, и, знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв;

в) чтение: формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося, осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания, развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений, знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами), орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании, овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве: на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе (уметь быстро находить нужную страницу, строку, букву, клетку прибора; уметь правильно размещать на парте школьно-письменные принадлежности; уметь работать с рассыпной кассой, раскладывать и составлять в слова буквы из разрезной азбуки и рельефные схемы слова).

г) письмо: развитие мелкой моторики пальцев, координации и точных движений руки, развитие умения ориентироваться в приборе Л. Брайля, на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски, письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений, дословное списывание слов и предложений, письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста, понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

д) слово и предложение: восприятие слова как объекта изучения, наблюдение над значением слова, различение слова и предложения, работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка; обозначение на письме границ предложения.

е) орфография: знакомство с некоторыми правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

4. Развитие речи.

Пересказ прослушанного и предварительно разобранного небольшого по объему текста с опорой на вопросы педагогического работника. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии простых рельефных сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения.

5. Систематический курс:

а) фонетика и орфоэпия: различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости - глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова;

б) графика: различение звуков и букв, обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков, использование на письме разделительных ь и ъ, установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа "стол", "конь"; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными, использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности;

в) лексика: Понимание слова как единства звучания и значения. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. "Слова - друзья". "Слова - враги". Связь слова и образа предмета;

г) состав слова (морфемика): Овладение понятием "родственные (однокоренные) слова". Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Подбор проверочных слов. Слова с непроверяемой орфограммой в корне.

6. Морфология:

имя существительное: значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Большая буква в имени собственном. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?". Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

имя прилагательное: значение и употребление в речи. Определение признака предмета по вопросам: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Называние признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета;

глагол: значение и употребление в речи. Слова, обозначающие действия. Название действий по вопросам "что делает?", "что делал?", "что делают?", "что будет делать?". Согласование слов - действий со словами - предметами. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Различение глаголов, отвечающих на вопросы;

предлог: знакомство с часто употребляемыми предлогами. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов.

7. Синтаксис. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Оформление предложений в устной и письменной речи. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

8. Орфография и пунктуация: использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в словах, применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

9. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Различение не текста. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выбор заголовка из нескольких предложенных.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.

План текста. Составление планов к данным текстам.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений). Коллективное составление коротких (из 3 - 4 предложений) изложений, сочинений по плану, опорным словам или рельефным иллюстрациям.

73.1.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате изучения учебного предмета "Русский язык" слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся понимать, что язык является основным средством человеческого общения, у них будет формироваться позитивное отношение к русскому и родному языкам, русский язык и родной язык станут для обучающихся основой всего процесса обучения, средством их развития.

При изучении учебного предмета "Русский язык" у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут закрепляться умения пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики, развиваться и повышаться возможности остаточного зрения, развиваться навыки ориентировки в микропространстве (в книге, на плоскости рабочего стола, в тетради), координация и темп движений, навыки осязательного обследования при работе с дидактическим материалом.

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность использовать рельефно-точечный шрифт при письме и чтении по системе Л. Брайля; научиться воспринимать и представлять одну и ту же букву в двух различных положениях: в одном положении при письме, в другом - при чтении. В целях контроля за процессом письма будет формироваться умение читать грифелем написанный текст, не отрывая его от письменного прибора.

73.1.1.1. Содержательная линия "Система языка".

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.

Фонетика и графика:

умением различать звуки и буквы;

умением характеризовать звуки русского языка: гласные ударные и (или) безударные; согласные твердые и (или) мягкие, парные и (или) непарные твердые и мягкие; согласные звонкие и (или) глухие, парные и (или) непарные звонкие и глухие;

знанием последовательности букв в русском алфавите, умением правильно называть буквы, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

умением делить слово на слоги;

знаниями грамоты, основными речевыми формами и правилами их применения;

умением использовать мышечно-суставное чувство и мелкую моторику для использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;

ритмичными движениями для обеспечения возможности освоения рельефно-точечного шрифта письма по системе Л. Брайля и повышения их скорости;

умением списывать по слогам и целыми словами информацию, представленную рельефно-точечным шрифтом, с орфографическим проговариванием;

приемами списывания текста, представленного рельефно-точечным шрифтом;

правильным звукопроизношением;

умением проводить слого-звуковой, звуко-буквенный разбор слова.

Орфоэпия:

первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилами речевого этикета;

умением использовать в процессе коммуникации освоенные речевые формы устной и письменной речи;

умением соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи.

Состав слова (морфемика):

умением различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Морфология:

умением дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу (название предметов; действий и признаков);

умением различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);

умением применять дидактический материал ко всем видам грамматического разбора, используя рельефные схемы;

пользоваться дидактическим материалом при разборе предложений.

Синтаксис:

умением различать предложение, словосочетание, слово;

умением составлять предложения из слов, восстанавливать нарушенный порядок слов с ориентацией на серию рельефных рисунков;

умением выделять из текста предложения на заданную тему;

умением использовать рельефные схемы предложений в готовом виде и элементы этих схем для моделирования предложений;

умением устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

умением классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;

умением определять восклицательную и (или) невосклицательную интонацию предложения;

умением находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

73.1.1.2. Содержательная линия "Орфография и пунктуация".

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:

навыком применять правила правописания (в объеме содержания предмета);

умением списывать с учебника или карточки рельефно-точечный текст объемом 30 - 35 слов;

умением писать под диктовку тексты объемом 30 - 35 слов в соответствии с изученными орфограммами;

умением ориентироваться в своих учебных принадлежностях и самостоятельно готовиться к уроку.

73.1.1.3. Содержательная линия "Развитие речи".

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:

умением соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

умением делить текст на предложения;

умением участвовать в обсуждении темы текста и выборе заголовка к нему;

умением самостоятельно озаглавливать текст;

умением составлять план текста под руководством педагогического работника;

умением самостоятельно записывать 3 - 4 предложения из составленного текста после его анализа;

умением писать изложение и сочинения под руководством учителя (из 3 - 4 предложений);

умением сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения (письма, поздравительные открытки, записки).