103.6. Программа коррекционной работы

103.6. Программа коррекционной работы.

Программа коррекционной работы является неотъемлемым структурным компонентом адаптированной основной образовательной программы образовательной организации. Программа коррекционной работы разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и соответствует требованиям, предъявляемым в ФОП НОО.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ТНР определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программа коррекционной работы вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.

Программа коррекционной работы уровня начального общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с ТНР. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.

Структура программы коррекционной работы включает инвариантные коррекционно-развивающие курсы "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", "Развитие речи", "Логоритмика", "Произношение" и возможность проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию первичных и вторичных дефектов.

Программа коррекционной работы разрабатывается на период получения начального общего образования и включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.

103.6.1. Цели и задачи построения программы коррекционной работы.

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР для успешного освоения адаптированной основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося.

Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское).

При составлении программы коррекционной работы выделяются следующие задачи:

определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы начального общего образования;

определение оптимальных специальных условий для получения начального общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для обучающихся с ТНР, методов и приемов обучения, специального дидактического материала;

реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями ПМПК, ППк, ИПРА);

реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;

обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР;

осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.

Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности) возможно адаптировать с учетом категорий обучающихся.

103.6.2. Содержательный раздел программы коррекционной работы включает перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с ТНР ФАОП НОО.

Направления коррекционной работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское, которые раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной), а также реализуются путем создания речевого режима.

103.6.2.1. Механизмы реализации программы.

103.6.2.1.1. Для реализации требований к программе коррекционной работы может быть создана рабочая группа, в которую наряду с основными педагогическими работниками целесообразно включить следующих специалистов, в зависимости от особенностей и динамики проявления нарушения, в том числе, на временной основе: педагога-психолога, учителя-логопеда, других специалистов психолого-педагогического сопровождения.

103.6.2.1.2. Для реализации программы коррекционной работы в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР обеспечивается специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.

Взаимодействие специалистов при участии педагогических работников образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей) является одним из ключевых условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся.

Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, других работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

103.6.2.1.3. Одним из условий успешной образовательно-коррекционной работы с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи, является создание благоприятной речевой среды, что обеспечивается организацией и соблюдением единого речевого режима.

Это предполагает создание индивидуализированной коррекционно-развивающей коммуникативно ориентированной среды в стенах образовательного учреждения и, по возможности, вне его.

Речевой режим обеспечивается:

образцовой речью окружающих (педагогических работников, администрации, сотрудников образовательной организации);

созданием условий для речевого общения обучающихся с окружающими, целенаправленной организацией коммуникативных ситуаций;

стимуляцией речевой активности обучающихся и активизацией их речевых возможностей;

координацией речеязыкового материала, отрабатываемого в учебной и внеучебной работе (словарь, грамматические конструкции, модели текстов), в том числе при проведении режимных и организационных моментов;

соблюдением единой системы требований к речи и речевому поведению обучающихся, постоянным доброжелательным и тактичным вниманием к качеству речи.

Индивидуализация речевого режима предполагает:

осведомленность педагогических работников о речевых возможностях обучающегося, их готовность к оказанию необходимой помощи (дать необходимый речевой образец, подсказать необходимые речевые действия);

индивидуализацию выполняемых обучающимся вербализованных заданий в соответствии со структурой нарушения речи, степенью его проявления, а также изученным программным материалом;

проведение специальной работы при подготовке к устным публичным выступлениям, включающей отработку текстов в смысловом и произносительном планах, а также формирование мотивации к публичной речи с учетом личностных особенностей обучающегося.

Для полноценного соблюдения речевого режима важно обеспечить полноценное взаимодействие учителей-логопедов, педагогических работников, работающих с обучающимся, а также поддерживать заинтересованность родителей (законных представителей) в создании благоприятной речевой среды дома.

Рекомендуется планировать коррекционную работу во всех организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).

Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке педагогический работник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала этими обучающимися осуществляется с помощью специальных методов и приемов.

При наличии нелинейного расписания в учебной урочной деятельности возможно проведение уроков специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных классов параллели по специальным предметам (разделам), в частности, по "Развитию речи".

Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным предметам.

103.6.2.1.4. Программа коррекционной работы включает реализацию коррекционно-развивающего курса "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия" и предусматривает возможность проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, инструкторы адаптивной или лечебной физической культуры (далее - ЛФК) и другие педагогические работники, реализующие АООП НОО) по индивидуально ориентированным или групповым коррекционным программам при наличии заключения ПМПК о необходимости их организации.

Дополнительные коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной или подгрупповой форме.

Необходимость проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий также может возникнуть в следующих случаях:

необходимость дополнительно психолого-педагогического сопровождения после длительной болезни или медицинской реабилитации,

низкая динамика формирования речеязыковых и коммуникативных компетенций или их распад, обусловленные наличием органической патологии,

зачисление обучающегося с ТНР в течение учебного года,

недостаточная активность когнитивно-познавательной деятельности,

и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе, индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи.

103.6.2.1.5. Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций является одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы на уровне начального общего образования.

103.6.2.1.6. Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, логоритмика), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие обучающихся с ТНР.

Для развития потенциала обучающихся с ТНР специалистами и педагогическими работниками с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы.

Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.