36.2. Математические представления. Пояснительная записка

36.2. Математические представления. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предмету "Математические представления" на уровне начального общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, глухой с умеренной, тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трех человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора.

У большинства глухих обучающихся без дополнительных нарушений основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Глухие обучающиеся с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых обучающиеся непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы обучающийся научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда.

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Программа предполагает работу по следующим разделам: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимся в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, то есть во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-либо общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков. Зная цифры, обучающийся сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами) помогут обучающемуся отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.

В учебном плане курс представлен отдельным предметом в каждом классе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание "Математических представлений" не включается в индивидуальную образовательную программу и предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природный); наборы предметов для занятий (типа "Нумикон", Монтессори-материал); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений.

36.2.1. Содержание обучения.

Временные представления. Определение временного промежутка ("сейчас", "вчера", "сегодня", "завтра"). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Соотнесение величины предмета с названием. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме. Представление о геометрических телах. Различение геометрических тел ("шар", "куб", "призма", "параллелепипед"). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб - квадрат, шар - круг, треугольная призма - треугольник, параллелепипед - прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры ("треугольник", "квадрат", "прямоугольник", "круг").

Пространственные представления. Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве ("близко", "около", "рядом", "далеко", "сверху", "снизу", "спереди", "сзади", "справа", "слева"). Перемещение в пространстве в заданном направлении ("вверх", "вниз", "вперед", "назад", "вправо", "влево"). Ориентация на плоскости ("верх", "низ", "середина", "правая сторона", "левая сторона"). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

36.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

1. Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количестве, пространственных, временных отношениях на основе предметно-практической деятельности:

умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности;

способность к перемещению и ориентировке в пространстве в бытовых ситуациях;

использованию словесных и невербальных средств для передачи пространственных отношений в быту, в предметной, изобразительной и конструктивной деятельности;

формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных обучающемуся пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;

умение соотносить количество предметов (в допустимых пределах для каждого обучающегося - один - много, один, два, три, четыре, пять... десять) с количеством пальцев, подбором соответствующей цифры (слова);

пересчет предметов в доступных обучающемуся пределах в процессе деятельности;

обучение выполнению простых арифметических действий на наглядной основе, пониманию значений арифметических знаков;

умение обозначать арифметические действия знаками.

2. Развитие умения самостоятельно пользоваться математическими представлениями и умениями при решении элементарных житейских задач:

понимание назначения приборов и приспособлений для измерения длины, объема, веса, умение применять сформированные измерительные навыки в практической деятельности;

участие вместе со взрослыми в покупке продуктов и других вещей, понимание назначения денег;

умение распознавать цифры, обозначающие возраст самого обучающегося, номер дома, квартиры, автобуса.