102.2. Особенности оценки метапредметных результатов

102.2. Особенности оценки метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с ТНР, которые представлены в программе формирования УУД обучающихся с ТНР и отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности.

Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:

универсальных учебных познавательных действий;

универсальных учебных коммуникативных действий;

универсальных учебных регулятивных действий.

102.2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями согласно предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:

1. Базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии на основе алгоритма, заданного педагогическим работником;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку на основе алгоритма, заданного педагогическим работником;

определять существенный признак для классификации;

классифицировать предложенные объекты на основе алгоритма, заданного педагогическим работником;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

2. Базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

коллективно под руководством педагогического работника формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

3. Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

по заданному алгоритму коллективно анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

под руководством педагогического работника создавать схемы, таблицы для представления информации.

102.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:

1. Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде с учетом специфики проявления речевого дефекта;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей с учетом специфики проявления речевого дефекта;

коллективно под руководством педагогического работника создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

под руководством педагогического работника готовить небольшие публичные выступления по заданному плану;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления по заданным критериям;

2. Совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков по заданному алгоритму;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения,

подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

102.2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:

1. Самоорганизация:

по заданному алгоритму планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий, соблюдая заданный алгоритм;

2. Самоконтроль:

устанавливать причины успеха и неудач в учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок под руководством педагогического работника.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании.

В ходе внутришкольного мониторинга проводится оценка сформированности УУД. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.