71.5. Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
71.5. Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Классификация слепых обучающихся по остроте зрения представлена в варианте 3.1.
Высокое значение для обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет время потери (нарушения) зрения. В случаях, когда зрение было потеряно (нарушено) в раннем возрасте, то речь идет не только о своеобразии психофизического развития обучающегося, но и об особенностях развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой ЦНС.
Если потеря (нарушение) зрения произошла в дошкольном возрасте, то в зависимости от условий дошкольного воспитания обучающиеся могут иметь разный уровень развития: у одних обучающихся могут практически отсутствовать даже элементарные навыки ориентировки, контроля над своим поведением, у других - имеют место предпосылки для формирования базовых учебных умений.
Независимо от времени потери (нарушения) зрения многие слепые с интеллектуальной недостаточностью отстают в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, в наличии стереотипных движений. У многих из них имеет место нарушение осанки, отсутствует пластичность и координированность движений, эмоциональная выразительность, что усиливается затрудненностью (невозможностью) зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.
У обучающихся значительно снижены такие показатели, как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (у обучающихся с остаточным зрением, прежде всего, зрительная).
Для данной группы обучающихся характерным является серьезные нарушения психомоторики, что, в частности, проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с резким недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).
У слепых с интеллектуальной недостаточностью значительно снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.
Для данной группы обучающихся характерны следующие особенности восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств.
Особенности зрительного восприятия у слепых с остаточным зрением усугубляются за счет наличия серьезных затруднений, вызванных низкой его остротой (острота зрения находится в пределах от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции), а также сужением границы поля зрения до 10 - 15 градусов или до точки фиксации при более высокой остроте зрения, которая может доходить до 1.0. Кроме того, как правило, у данной подгруппы обучающихся наряду с низкими показателями остроты зрения имеет место нарушение других зрительных функций (поле зрения, цветоразличение, контрастная чувствительность, глазодвигательные функции). Это, в свою очередь, осложняется наличием различных глазных заболеваний. Вместе с тем у многих слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с остаточным зрением, поступающих в школу, не сформировано как умение рационально его использовать для восприятия предметов и объектов окружающего мира, так и умение использовать полисенсорную информацию, получаемую с помощью сохранных анализаторов.
Независимо от состояния зрительного анализатора у слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказываются нарушенными: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных образов.
Для данной группы обучающихся независимо от состояния зрительного анализатора характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий.
У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, наличие скудного словарного запаса.
У слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.
У подавляющего большинства слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдаются нарушения строения и мотивации деятельности, проявляющиеся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действия приобретает формальный характер: обучающиеся не рассчитывают на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Многим из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.
Кроме того, у них имеют место незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у обучающихся нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, не способны адекватно оценивать свои поступки.
У обучающихся данной группы нередко могут проявляться негативные личностные качества и негативные личностные проявления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей