26.4. Программа формирования УУД
Программа формирования УУД, имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки федеральных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ глухих обучающихся, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования глухих с учетом их особых образовательных потребностей за счет развития УУД, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путем освоения глухими обучающимися знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков глухим обучающимся определяется освоением им УУД.
26.4.1. Программа формирования УУД у глухих обучающихся:
устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся;
определяет состав и характеристики УУД, доступных для освоения глухими обучающимися в младшем школьном возрасте;
выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Формирование УУД выступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся.
26.4.2. Ценностными ориентирами начального общего образования выступают:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;
опоры на опыт взаимодействий с партнерами по общению;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе:
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;
ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;
восприятия "образа Я" как субъекта учебной деятельности;
внутренней позиции к самостоятельности и активности;
развитие умения учиться на основе:
развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:
формирования самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Формирование у обучающихся УУД, представляющих обобщенные действия, открывает глухим обучающимся возможность широкой ориентации в учебных предметах, в строении самой учебной деятельности, способствует освоению компонентов учебной деятельности, развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.
26.4.3. Функциями УУД выступают:
обеспечение глухому обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области;
оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством формирования УУД;
обеспечение преемственности образовательного процесса.
26.4.4. Программа формирования УУД направлена на формирование у глухих обучающихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий:
В результате изучения всех без исключения предметов и курсов коррекционно-развивающей области АООП НОО для глухих обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД:
внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца "хорошего ученика";
мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
ориентацию на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, на понимание оценок педагогических работников, других обучающихся, родителей (законных представителей);
способность к оценке своей учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов) и ее реализацию в реальном поведении и поступках;
потребность в двигательной активности, мобильность;
ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;
принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
овладение доступными видами искусства.
б) регулятивные УУД представлены следующими умениями:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные педагогическим работником ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогическим работником;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, других обучающихся, родителей (законных представителей) и других людей;
адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;
использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;
осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
в) познавательные УУД представлены следующими умениями:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
владеть рядом общих приемов решения задач;
владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
г) коммуникативные УУД представлены следующими умениями:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
научится адекватно использовать компенсаторные способы для решения различных коммуникативных задач;
использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития глухих обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.
На уровне начального общего образования формирование УУД осуществляется на таких предметах как "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Изобразительное искусство", "Труд (технология)", "Основы религиозных культур и светской этики", "Физическая культура (Адаптивная физическая культура)" и на коррекционно-развивающих курсах, таких как "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая ориентировка".
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей