93.1. Русский язык

93.1. Русский язык:

1. Виды речевой деятельности:

а) слушание: осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение с помощью учителя основной мысли текста, передача его содержания по вопросам;

б) говорение: практическое овладение диалогической формой речи, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), соблюдение правильной интонации;

в) чтение: понимание учебного текста, выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала, нахождение информации, заданной в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации;

г) письмо: письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте, списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами текстов объемом не более 35 слов, письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста из 3 - 4 предложений, создание небольших собственных текстов (сочинений) по тематике, интересной для обучающихся.

2. Подготовка к усвоению грамоты:

а) подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения: развитие слухового внимания, фонематического слуха, элементарный звуковой анализ, совершенствование произносительной стороны речи, формирование первоначальных "речеведческих" понятий: "слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные", деление слов на части, выделение на слух некоторых звуков, определение наличия и (или) отсутствия звука в слове на слух;

б) подготовка к усвоению первоначальных навыков письма: развитие зрительных представлений и ориентировки на плоскости листа, совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук, усвоение гигиенических правил письма, подготовка к усвоению навыков письма;

в) речевое развитие: понимание обращенной речи, выполнение несложных словесных инструкций, расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения, формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.

3. Обучение грамоте:

а) фонетика: звуки речи, выделение звуков на фоне полного слова, определение места звука в слове, осознание единства звукового состава слова и его значения, установление числа и последовательности звуков в несложных по структуре словах, сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками, различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих, слог как минимальная произносительная единица, деление слов на слоги, определение места ударения;

б) графика: различение звука и буквы: буква как знак звука, овладение позиционным способом обозначения звуков буквами, гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков, обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я, и, знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв;

в) чтение: формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося, осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания, развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений, знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами), орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;

г) письмо: развитие мелкой моторики, координации и точных движений руки, развитие умения ориентироваться на листе, в тетради и на классной доске, письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений, дословное списывание слов и предложений, письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста, понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;

д) слово и предложение: восприятие слова как объекта изучения, наблюдение над значением слова, различение слова и предложения, работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка; обозначение на письме границ предложения;

е) орфография: знакомство с некоторыми правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения;

ж) развитие речи: пересказ прослушанного и предварительно разобранного небольшого по объему текста с опорой на вопросы учителя, составление небольших рассказов повествовательного характера по серии простых сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения.

4. Систематический курс:

а) фонетика и орфоэпия: различение гласных и согласных звуков, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков, различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков, различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости - глухости согласных звуков, определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный, деление слов на слоги, ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка, фонетический разбор слова;

б) графика: различение звуков и букв, обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков, использование на письме разделительных ь и ъ, установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа "стол", "конь"; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными, использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности;

в) лексика: понимание слова как единства звучания и значения, представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, "Слова - друзья". "Слова - враги";

г) состав слова (морфемика): овладение понятием "родственные (однокоренные) слова", различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова, родственные слова, подбор гнезд родственных слов, общая часть родственных слов, проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов, слова с непроверяемой орфограммой в корне;

д) морфология:

имя существительное: значение и употребление в речи, умение опознавать имена собственные, большая буква в имени собственном, различение имен существительных, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?", слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

имя прилагательное: значение и употребление в речи, определение признака предмета по вопросам "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", называние признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета;

глагол: значение и употребление в речи, слова, обозначающие действия, название действий по вопросам "что делает?", "что делал?", "что делают?", "что будет делать?", согласование слов - действий со словами - предметами, дифференциация слов, относящихся к разным категориям, различение глаголов, отвечающих на вопросы;

предлог: знакомство с часто употребляемыми предлогами, предлог как отдельное слово, раздельное написание предлога со словами, роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов;

е) синтаксис: смысловая законченность предложения, признаки предложения, оформление предложений в устной и письменной речи, различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий), различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные, нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого, установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении, работа с деформированными предложениями, работа с диалогами;

ж) орфография и пунктуация: использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове, применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

з) развитие речи: осознание ситуации общения, с какой целью, с кем и где происходит общение, практическое овладение диалогической формой речи, овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание), овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), различение не текста, текст (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, выбор заголовка из нескольких предложенных, последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста, комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев), работа с деформированным текстом, коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора, план текста, составление планов к данным текстам), знакомство с жанрами письма и поздравления, знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений), коллективное составление коротких (из 3 - 4 предложений) изложений, сочинений по плану, опорным словам или иллюстрациям.

93.1.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета "Русский язык" слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся понимать, что язык является основным средством человеческого общения, у них будет формироваться позитивное отношение к русскому и родному языкам, русский язык и родной язык станут для обучающихся основой всего процесса обучения, средством их развития.

При изучении учебного предмета "Русский язык" у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут закрепляться умения пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики, развиваться и повышаться возможности нарушенного зрения, развиваться навыки ориентировки в микропространстве (в книге, в тетради).

93.1.2. Содержательная линия "Система языка".

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков:

1. Фонетика и графика:

умением различать звуки и буквы;

умением характеризовать звуки русского языка: гласные ударные и (или) безударные; согласные твердые или мягкие, парные и (или) непарные твердые и мягкие; согласные звонкие и (или) глухие, парные и (или) непарные звонкие и глухие;

знанием последовательности букв в русском алфавите, умением правильно называть буквы, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

умением делить слово на слоги;

знаниями грамоты, основными речевыми формами и правилами их применения;

правильным звукопроизношением;

умением проводить слого-звуковой, звуко-буквенный разбор слова.

2. Орфоэпия:

первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилами речевого этикета;

умением использования освоенных речевых форм в устной и письменной речи в процессе коммуникации;

умением соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи.

3. Состав слова (морфемика):

умением различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

4. Морфология:

умением дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу (название предметов; действий и признаков);

умением различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);

умением применять дидактический материал ко всем видам грамматического разбора;

пользоваться дидактическим материалом при разборе предложений.

5. Синтаксис:

умением различать предложение, словосочетание, слово;

умением составлять предложения из слов, восстанавливать нарушенный порядок слов;

умением выделять из текста предложения на заданную тему;

умением устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

умением классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;

умением определять восклицательную и (или) невосклицательную интонацию предложения;

умением находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

Содержательная линия "Орфография и пунктуация"

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:

навыком применять правила правописания (в объеме содержания предмета);

умением списывать с учебника или карточки текст объемом 30 - 35 слов; умением писать под диктовку тексты объемом 30 - 35 слов в соответствии с изученными орфограммами;

умением ориентироваться в своих учебных принадлежностях и самостоятельно готовиться к уроку;

знаниями о собственных возможностях в учебной деятельности.

Содержательная линия "Развитие речи"

Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:

умением соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

умением делить текст на предложения;

умением участвовать в обсуждении темы текста и выборе заголовка к нему;

умением самостоятельно озаглавливать текст;

умением составлять план текста под руководством учителя;

умением самостоятельно записывать 3 - 4 предложения из составленного текста после его анализа;

умением писать под руководством учителя изложение и сочинение из 3 - 4 предложений;

умением сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения (письма, поздравительные открытки, записки).