68.11. Программа формирования УУД
Программа формирования УУД, имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования слепых обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей, развитию системы УУД, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей слепым обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем освоения слепыми обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, способов сенсорно-перцептивной деятельности, компенсаторных умений и навыков в рамках курсов коррекционно-развивающей области, сознательного, активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков определяется освоением ими УУД.
68.11.1. Программа формирования УУД слепых обучающихся:
устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся;
определяет понятие, функции, состав и характеристики УУД, доступных для освоения слепым обучающимся;
выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования УУД у слепых обучающихся при переходе от начального к основному общему образованию.
Формирование УУД, обобщенных способов действий выступает основой реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся, обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач, возможность саморазвития слепых.
68.11.2. Ценностными ориентирами начального общего образования слепых обучающихся выступают:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, страну, народ и историю, сопричастности с обществом; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников деятельности; владения способами коммуникативной деятельности в условиях зрительной депривации; использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач; опоры на опыт взаимодействия в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой";
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; принятия позиции активности, самостоятельности и независимости в доступных для освоения и осуществления видах и способах деятельности; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться на основе: понимания значения учения; восприятия "образа Я" как субъекта учебной деятельности; развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие чувственной основы познания, формирование компенсаторных способов учебной деятельности; использования компенсаторных способов для решения различных учебно-познавательных задач;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе: формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; формирования умения избегать ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, безопасности личности; формирования способности уважать окружающих и результаты труда других людей.
Формирование у слепых обучающихся УУД, представляющих обобщенные действия, открывает слепым обучающимся возможность широкой ориентации в учебных предметах, в строении учебной деятельности, способствует освоению слепыми обучающимися всех компонентов учебной деятельности, развитию познавательных и учебных мотивов.
обеспечение возможности слепому обучающемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации; обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков в любой предметной и коррекционно-развивающей области;
обеспечение возможности социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся в учебно-познавательную среду обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
обеспечение преемственности учебно-познавательного процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех уровней образования; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее предметного содержания.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания, развития их самостоятельности и определенной независимости от зрячих.
68.11.4. Программа УУД направлена на формирование у слепых обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий:
внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца "хорошего ученика";
мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
ориентацию на понимание причин успеха и (или) неуспеха в учебной деятельности, на понимание оценок педагогических работников, сверстников, родителей (законных представителей);
способность к оценке своей учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану сохранных анализаторов: остаточного зрения, слуха, кожной чувствительности) и реализацию ее в реальном поведении и поступках;
потребность в двигательной активности, мобильность;
ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
овладение доступными видами искусства.
2. Регулятивные УУД представлены следующими умениями:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные педагогическим работником ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогическим работником;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, сверстников, родителей (законных представителей) и других людей;
адекватно использовать сохранные анализаторы для формирования компенсаторных способов действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;
осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
3. Познавательные УУД представлены следующими умениями:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (на основе использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля) с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, скорописью, плоскопечатным шрифтом об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять аналитико-синтетическую деятельность сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
владеть рядом общих приемов решения задач;
предупреждать вербализм знаний и умений;
устанавливать связь чувственного и логического;
владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
4. Коммуникативные УУД представлены следующими умениями:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
научится адекватно использовать компенсаторные способы, остаточное зрение для решения различных коммуникативных задач;
использовать адекватные невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития слепых обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.
68.11.5. На уровне начального общего образования формирование УУД осуществляется на таких учебных предметах, как "Русский язык", "Литературное чтение", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "Окружающий мир", "Труд (технология)", "Изобразительное искусство (тифлографика)", "Музыка", "Физическая культура (Адаптивная физическая культура)" и на курсах коррекционно-развивающей области: "Социально-бытовая ориентировка", "Предметно-пространственная ориентировка", "Развитие осязания и мелкой моторики", "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия", "Развитие коммуникативной деятельности", "Ритмика", "Тифлотехника".
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
(см. текст в предыдущей редакции)
Каждый учебный предмет, курс коррекционно-развивающей области раскрывает определенные возможности для формирования УУД у слепых обучающихся.
В рамках учебных предметов формируются следующие УУД:
1. Русский язык: логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей; знаково-символические действия-замещения (например, звука буквой); структурирование знаний; актуализация, расширение, уточнение знаний; алгоритмизация учебных действий; построение логической цепочки рассуждений; осознанное и произвольное высказывание в устной и письменной речи; моделирование (например, состава слова путем составления схемы) и преобразование модели (видоизменение слова); планирование, контроль и действенная проверка результата деятельности; творческая самореализация, осмысление слепыми обучающимися "образа Я" как творца умственной деятельности; рефлексия на основе вербальной информации извне способов и условий взаимодействия, контроль и оценка процесса и результатов взаимодействия; использование адекватных возрасту форм и функций речи, включая компенсаторную функцию.
2. Литературное чтение: осмысление слепыми обучающимися "образа Я" как творца речевой деятельности; смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов обучающегося; самоопределение и самопознание на основе сравнения "образа Я" с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; чувство любви к своей Родине; нравственная оценка через выявление содержания и значения действий персонажей; развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; понимание контекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; моделирование (воссоздание) образов героев, картин событий и поступков персонажей на основе получения вербальной информации; произвольное и выразительное построение контекстной речи с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе с использованием аудиовизуальных средств; установление логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения; построение плана литературного произведения с выделением существенной и дополнительной информации; структурирование знаний; формулирование собственного мнения и позиции; смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); взаимодействие с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" при обсуждении прочитанных произведений.
3. Иностранный язык: принятие и сохранение учебной задачи; адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации; построение речевого высказывания в устной и письменной речи; знаково-символические действия, их дифференциация в сопоставлении с русским языком; структурирование знаний; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" при изучении иностранного языка; внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
4. Математика: логические и алгоритмические действия организации и решения математических задач; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; различение способа и результата действия решения задач; выбор способа достижения поставленной цели; использование знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнение и классификация (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию; общие приемы решения задач; восприятие "образа Я" как субъекта учебной деятельности; структурирование знаний; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" при решении математических и практических задач; осознанное использование математической речи при выполнении практического задания; планирование, контроль и действенная проверка результата практической деятельности.
5. Окружающий мир: формирование чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; чувство любви к своей стране, городу (краю); осознание своей национальности; уважение культуры и традиций народов России и мира; формирование умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; умение фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; умение принимать и сохранять учебную задачу; формирование экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; знание основных моральных норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; ориентацию на их выполнение; установка на здоровый образ жизни (в том числе охрану всех анализаторов и нарушенного зрения) и реализацию ее в реальном поведении и поступках; использование знаково-символических средств, в том числе готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов; осуществление аналитико-синтетической деятельности сравнения, сериацию и классификацию объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установление причинно-следственных связей в окружающем мире на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; осуществление алгоритмизации действий как основы компенсации; структурирование знаний; адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения; адекватно использовать сохранные анализаторы для формирования компенсаторных способов действия; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в процессе изучения окружающего мира; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
6. Изобразительное искусство (Тифлографика): личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта художественно-продуктивной деятельности; понимание значение смысла собственного учения, его результата; формирование чувства любви к стране, городу (родному краю); умение принимать и сохранять учебную задачу; учебно-познавательный интерес к результату художественной деятельности; замещения и моделирования явлений и объектов природного и социокультурного мира в продуктивной деятельности обучающихся; формирование логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений в художественно-продуктивной деятельности; организация своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; адекватное понимание своих достижений, умение оценивать конкретный результат художественно-продуктивной деятельности; умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера); актуализация, расширение знаний, кругозора; адекватное использование сенсорных умений, компенсаторных способов в осуществлении продуктивной деятельности; создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь; расширение опыта самовыражения в доступных видах изобразительной деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в процессе освоения изобразительной деятельности.
7. Музыка: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной музыкальной культурой разных жанров; овладение доступными видами музыкального искусства; овладение эстетическими представлениями о музыкальном искусстве; формирование основ гражданской принадлежности через приобщение к музыкальной культуре; развитие эмоционального восприятия музыки; восприятие "образа я" как субъекта учебной (музыкальной) деятельности; развитие положительных личностных свойств и качеств характера, создающих основу для жизненного оптимизма, потребности в музыкальном самовыражении; адекватное использование анализаторов для формирования компенсаторных способов действия на музыкальном материале; участие в коллективной музыкальной деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в процессе освоения музыкальной деятельности (хоровое пение), освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.
8. Труд (технология): личностная готовность осуществлять предметно-преобразующую деятельность; овладение представлениями о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека; понимание значения предметно-практической деятельности для жизни в социуме; умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату предметно-преобразующей деятельности; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения предметно-практических задач; умение выполнять доступные трудовые операции при решении предметно-практических задач; осуществление аналитико-синтетической деятельности (сравнение, анализ, классификация, выделение существенных признаков и их синтез) в процессе овладения трудовыми операциями; использование всех анализаторов (в том числе нарушенного зрения) в предметно-практической деятельности; умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера) для ориентации в совместной с педагогическим работником и сверстниками деятельности; адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач в учебном сотрудничестве с педагогическим работником и сверстниками в процессе предметно-практической деятельности; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в процессе овладения доступными трудовыми умениями и навыками.
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Физическая культура (Адаптивная физическая культура): личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта физкультурной деятельности; чувство гордости за достижения в мировом и отечественном спорте российских спортсменов; понимание значения занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья; понимание значения соблюдения режима дня для развития самостоятельности и социально-бытовой независимости; овладение первоначальными представлениями о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития; овладение опытом выполнения основных видов движений; ориентация на двигательную активность, самореализацию; умение принимать и сохранять учебную задачу в процессе выполнения физических упражнений; накопление, расширение опыта выполнения доступных физических упражнений; овладение умением придерживаться заданной последовательности действий при выполнении физических упражнений; развитие мотивации к преодолению трудностей при выполнении физических упражнений; понимание своих достижений, умение оценивать правильность выполнения физических упражнений; умение предвидеть ближайший результат выполнения физических упражнений; умение принимать и запрашивать необходимую практическую помощь при выполнении физических упражнений; умение привносить необходимые коррективы в движение для достижения его результативности; использование сохранных анализаторов при выполнении произвольных движений; умение различать способ и результат деятельности; установка на здоровый и безопасный образ жизни, здоровьесберегающее поведение; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; использование речи для организации и регуляции движения; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в процессе овладения физическими упражнениями; умение адекватно воспринимать, понимать и воспроизводить вербальные и невербальные средства общения при занятиях физической культурой.
В рамках курсов коррекционно-развивающей области формируются следующие УУД:
10. Социально-бытовая ориентировка: личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта социально-бытовой деятельности; оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; понимание значения овладения навыками социально-бытовой ориентировки для самостоятельности; ориентация на социально-бытовую независимость; ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха и (или) неуспеха в бытовой, коммуникативной сферах деятельности; овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними; развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой ориентировке; алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата по социально-бытовой ориентировке; выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач в зависимости от конкретных условий; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов социально-бытовой ориентировки; использование сохранных анализаторов для овладения практическими умениями и навыками по социально-бытовой ориентировке; овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой ориентировке; развитие коммуникативной компетентности слепых обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности; умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата; развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности в процессе совместной социально-бытовой деятельности; построение речевого высказывания в устной и письменной форме при общении в социально-бытовой ситуации; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в совместной продуктивной деятельности; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой ориентировки.
11. Предметно-пространственная ориентировка: личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством; понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями; ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха и (или) неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве; овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними; развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке; овладение элементарными навыками пространственной ориентировки; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке; выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости от конкретных условий; использование сохранных анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки; овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим; умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве; умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.
12. Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия: осознание необходимости охраны остаточного зрения, умение им пользоваться в учебной и практической деятельности; установление связи между целью деятельности по развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, мотивом и результатом развития базовых зрительных функций; развитие потребности к сенсорно-перцептивной деятельности, использование, использование адекватных учебным задачам способов чувственного познания; развитие зрительного восприятия как перцептивного познавательного процесса; оценивание правильности выполнения перцептивного действия на уровне соответствия результатов требованиям поставленной задачи; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях зрительной перцептивной деятельности; алгоритмизация зрительных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности; анализ объектов с целью выделения опознавательных признаков (цвет, форма, величина, структура); адекватное использование информационно-познавательной и ориентировочно-поисковой роли зрения; осуществление аналитико-синтетической деятельности сравнения, сериации и классификации, выбор основания и критериев для указанных логических операций; развитие зрительно-моторной координации; использование остаточного зрения в пространственной ориентировке; умение взаимодействовать с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" с использованием остаточного зрения.
13. Развитие осязания и мелкой моторики: личностное самоопределение, восприятие "образа Я" как субъекта предметно-практической деятельности; установление связи между целью деятельности по развитию осязания и мелкой моторики, мотивом, результатом предметно-практической деятельности; планирование, регулирование, контроль и оценка осязательных действий; овладение навыками осязательного обследования; развитие мелкой моторики; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях осязательной деятельности; развитие учебно-познавательной деятельности в процессе осязания; формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки алгоритма осязательных действий; контроль результата осязательных действий с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий; умение вносить в ранее освоенные осязательные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата; саморегуляция как способность мобилизации сил к волевому усилию в преодолении препятствий на пути осязательного познания мира; выбор наиболее эффективных и оптимальных способов решения осязательной задачи; контроль и оценка результатов тактильно-осязательного восприятия; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) на основе тактильно-осязательного способа восприятия; составление целого из частей в результате изучения объектов в предметно-практической деятельности; алгоритмизация осязательных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности; развитие двигательной сферы и координации движений.
14. Развитие коммуникативной деятельности: личностное самоопределение, восприятие "образа Я" как субъекта коммуникативной деятельности; установление связи между целью коммуникативной деятельности, мотивом и результатом общения; понимание значения овладения навыками коммуникации для осмысления социального окружения, своего места в нем; установка на деловое общение, социальное взаимодействие в учебной и внеурочной деятельности; использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи; моделирование ситуаций общения, социального взаимодействия как способа устранения коммуникативных трудностей; использование компенсаторных способов, остаточного зрения для решения различных коммуникативных задач; постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой"; умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.
15. Ритмика: установление связи между целью занятий ритмической деятельностью, мотивом и результатом выполнения ритмического упражнения; двигательная самореализация слепого обучающегося; восприятие "образа я" как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной деятельности; приобщение к достижениям национальной, российской и мировой танцевальной культуры и традициям, многообразию танцевального фольклора России, образцам народного танца; планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений, действий; эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в двигательном и творческом самовыражении; развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации движений; саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий; аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов движения и их функций; установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на выполнение правил здорового и безопасного образа жизни; развитие мотивации к преодолению трудностей; умение принимать и сохранять учебную задачу; потребность в двигательной активности и самореализации; активное использование сохранных анализаторов для формирования компенсаторных способов действия овладения специальными ритмическими упражнениями; развитие пространственного мышления, совершенствование навыков пространственной ориентировки как основы самостоятельного и результативного выполнения ритмических движений; умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных движений; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической гимнастикой; алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений; умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами танцев, танцами; развитие умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции с помощью ритмических движений и элементов танцев, двигательного самовыражения; умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмикой; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в процессе овладения ритмическими упражнениями.
16. Тифлотехника: владение осязательным и слуховым способом восприятия информации; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность использовать полученные знания при изучении других предметов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей