130.6. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)"
130.6.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета.
130.6.1.1. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психолого-педагогических предпосылок к его изучению обучающимися с НОДА и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам.
130.6.1.2. Содержание программы распределено по годам обучения и разделам с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учитывает особенности психофизического развития обучающихся данной категории, при этом содержание может адаптироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В программе заложены два уровня освоения учебного материала: достаточный и минимальный.
130.6.1.3. Планируемые результаты включают личностные результаты за период обучения, а также предметные достижения за каждый год обучения.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для введения обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
130.6.2. Пояснительная записка.
130.6.2.1. Учебный предмет "Труд (технология)" способствует получению обучающимися первоначальной трудовой подготовки, формированию трудовых умений и навыков, а также мотивов, способствующих правильному профессиональному самоопределению с учетом двигательных возможностей, индивидуальных психофизических особенностей, личных интересов, склонностей и состояния здоровья.
130.6.2.2. В ходе реализации учебного предмета "Труд (технология)" необходимо учитывать наличие у обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ряда особенностей. Отмечаются двигательные нарушениями разной степени выраженности, нейросенсорные нарушения, а также дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи, недостаточность высших форм познавательной деятельности, абстрактно-логического мышления и гностических функций. Нарушения манипулятивной функции рук, наличие гиперкинезов, ограничение способности к передвижению (использование коляски, ортопедических приспособлений) необходимо учитывать при выборе форм и приемов обучения трудовым операциям. Степень выраженности указанных затруднений значительно увеличивается при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостаточностью зрительно-моторной координации, что в значительной степени мешает выполнению трудовых операций с инструментами, оборудованием, работе с компьютером. Для части обучающихся необходим подбор индивидуальных ассистивных средств, без которых выполнение практических операций затруднено или невозможно, а также необходима помощь тьютора или ассистента (помощника).
130.6.2.3. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при реализации предметной области "Труд (технология)":
непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной коррекционной работы;
введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в программах для традиционно развивающихся сверстников;
использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации.
Перечисленные особые образовательные потребности определяют особенности организации педагогического процесса при реализации программы по учебному предмету "Труд (технология)".
В зависимости от состава класса, двигательных и интеллектуальных возможностей каждого обучающегося с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимо отбирать наиболее доступные для выполнения работы. Необходима специальная подготовка руки к более сложным манипуляциям с учетом последовательности в формировании, развитии движений руки, координации руки и глаза, ориентировки в пространстве, снятия напряженности и усталости.
Педагог, исходя из уровня подготовленности обучающихся, вправе менять и корректировать содержание работы на уроке. Может быть увеличено количество времени на изучение темы, упрощены задания и инструкции к ним. Многие действия (умственные и физические) на уроках труда (технологии) обучающиеся выполняют медленнее своих сверстников, поэтому времени на освоение даже доступных трудовых операций им требуется гораздо больше.
Изложение теоретического материала на уроках "Труд (технология)" следует сопровождать показом мультимедийных презентаций, фрагментов видеофильмов, демонстрацией таблиц, схем, чертежей и рисунков, поясняющих учебный материал.
Для эффективного освоения учебного предмета "Труд (технология)" необходимо: дозирование интеллектуальной нагрузки; планирование смены видов деятельности; проведение двигательных разминок и специальных релаксационных упражнений; использование специальных методов и приемов предъявления материала с учетом характера двигательного нарушения. Задания следуют усложнять по мере выработки прочных умений и навыков с учетом двигательных нарушений. Для повышения эффективности усвоения учебного материала рекомендуется применять коллективные формы работы и работу в парах, а также активно использовать информационно-коммуникационные технологии с учетом двигательных возможностей обучающихся.
Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. На каждом уроке после 20 минут занятий необходимо проводить 5-минутную физкультпаузу с включением коррекционных упражнений.
130.6.2.4. Основной целью изучения учебного предмета "Труд (технология)" является всестороннее развитие личности обучающегося с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
130.6.2.5. Для реализации основной цели необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих воспитательных и коррекционных.
130.6.2.5.1. Образовательные задачи:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся современных производствах и профессиях;
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений с учетом психофизических возможностей обучающихся;
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
130.6.2.5.2. Развивающие задачи:
развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности с учетом двигательных возможностей обучающихся и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
развитие познавательных психических процессов и приемов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие у обучающихся представления об основных видах ручного труда;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
130.6.2.5.3. Воспитательные задачи:
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отраженных в материальном мире;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения.
130.6.2.5.4. Коррекционные задачи:
обучение правильным и рациональным действиям при выполнении трудовых действий с учетом двигательных возможностей и ограничений, способам захвата и удержания различных предметов и инструментов, движениям руки при выполнении различных трудовых действий;
поэтапное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения учебных и трудовых заданий;
коррекция нарушений познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития;
развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, усвоение элементарного технического словаря;
формирование и развитие мотивации к участию в продуктивной деятельности;
овладение безопасными приемами труда (при наличии такой возможности с использованием доступных инструментов), с учетом двигательных возможностей и ограничений.
130.6.2.6. Основные принципы и подходы к реализации учебного предмета "Труд (технология)".
130.6.2.6.1. Программа реализуется на основе системно-деятельностного и индивидуально-дифференцированного подходов.
Системно-деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающегося с двигательными нарушениями и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста определяется характером организации доступной для него деятельности.
Индивидуально-дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющихся в неоднородности возможностей освоения содержания учебного предмета "Труд (технология)". Применение индивидуально-дифференцированного подхода к созданию образовательной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
130.6.2.6.2. В основу разработки программы положены следующие принципы:
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип вариативности, который предполагает возможность использования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования с учетом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся, формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип учета типологических и индивидуальных психофизических особенностей обучающегося с НОДА и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно (неправильно); хорошо (плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации;
принцип сотрудничества с семьей.
130.6.3. Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц учебного предмета "Труд (технология)", которые являются общими для каждого года обучения:
В программе учебного предмета "Труд (технология)" осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами:
"Математика": выполнение простых вычислений, работа с геометрическими фигурами, телами;
"Изобразительное искусство": использование средств художественной выразительности, правил декоративно-прикладного искусства;
"Мир природы и человека": природные формы; природа как источник сырья, этнокультурные традиции;
"Русский язык": использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности;
Возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Содержание предмета охватывает основные виды ручного труда: обучение работе с бумагой и картоном, природными материалами, пластическими материалами (глиной, пластилином и другими), нитками и тканью, металлоконструктором, проволокой, древесиной. Большое внимание в процессе обучения следует уделять развитию умения подготавливать рабочее место, определять необходимые материалы и инструменты, знанию и выполнению правил безопасности при работе с разными инструментами и материалами, рациональному, бережному использованию материалов при выполнении изделий.
130.6.3.1. Содержание обучения в подготовительном классе.
Адаптационное занятие. Выявление знаний и умений обучающихся. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Ознакомление с требованиями к поведению обучающихся во время урока труда. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Работа с пластилином. Формирование представлений о пластилине как о поделочном материале и о его физических свойствах. Закрепление знаний об основных цветах. Подбор пластилина по цвету. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Правила обращения с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: "разминание", "отщипывание кусочков пластилина", "размазывание по картону" (аппликация из пластилина), "раскатывание столбиками" (аппликация из пластилина), "скатывание шара", "раскатывание шара до овальной формы", "вытягивание одного конца столбика", "сплющивание", "пришипывание", "примазывание" (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Лепка из пластилина изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Обучение конструктивному способу лепки. Работа с предметно-операционным планом.
Работа с природными материалами. Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Развитие представлений о природных материалах, их свойствах, применении. Сбор, хранение природных материалов. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые в работе с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками, грецкими орехами и другими материалами. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина.
Работа с бумагой. Рассматривание и называние изображения предметов в иллюстрациях, книгах или на электронных образовательных ресурсах. Поиск в окружающем пространстве предметов, сделанных из бумаги. Изучение технических сведений: свойства бумаги. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Определение сорта бумаги на основе слухового и тактильного восприятия. Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Анализ с помощью педагога образца аппликации и объемных изделий, сделанных из бумаги. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации. Приемы разметки по шаблону. Пространственная ориентировка на листе бумаги (картона) и размещение предметного изображение на его поверхности. Приемы сгибания, сминания, скатывания, разрывания, обрывания бумаги. Выполнение изделия в соответствии с намеченным планом работы с помощью педагога.
130.6.3.2. Содержание обучения в 1 классе.
Вводное занятие. Проведение беседы о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Работа с пластилином и глиной. Изучение технических сведений о пластилине: свойства, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Обучение приемам лепки предметов. Работа с предметно-операционным планом.
Работа с природным материалом. Изучение понятий, характеризующих природные материалы, их свойства: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина, природного материала и дополнительных материалов для оформления макета. Последовательное конструирование с использованием изобразительно-графического пооперационного плана. Работа с различными поделочными материалами.
Работа с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Устройство ножниц. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Имитация движения ножницами на весу (без бумаги). Приемы вырезания ножницами. Способы вырезания. Назначение и сорта бумаги. Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги. Обрывание по контуру. Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги. Сорта бумаги. Цвета бумаги. Физические свойства бумаги.
Работа с нитками. Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Приемы работы с нитками. Тренировочные упражнения с нитками (сматывание в клубок, наматывание на катушку, разрывание, разрезание). Виды работы с нитками. Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Формирование умений узнавать и называть предметы, сделанные из ниток, определять их функциональную значимость в быту, игре.
130.6.3.3. Содержание обучения во 2 классе.
Вводное занятие. Выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке. Основные виды деятельности человека, профессии. Поделочные материалы для уроков труда, инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда (технологии).
Работа с глиной и пластилином. Предметы, сделанные из глины. Физические свойства пластилина, правила обращения с пластилином, инструменты и приемы работы с пластилином. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Приемы и правила работы с пластилином. Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Аппликация из пластилина. Конструктивный способ лепки. Работа с опорой на предметно-операционный план с незначительной помощью педагога. Соблюдение пропорций и пространственных соотношений деталей, частей при лепке объемной фигуры. Осуществление контроля за выполнением практического действия с использованием схемы из учебника.
Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно). Экскурсии на природу с целью сбора природного материала. Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции педагога и технической карте изделия. Приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина. Работа с различными поделочными материалами. Последовательное конструирование с использованием изобразительно-графического пооперационного плана.
Работа с бумагой и картоном. Предметы, сделанные из бумаги. Сорта бумаги (писчая, печатная, рисовальная, впитывающая, упаковочная, обойная, бумага для творчества). Свойства бумаги (плотная, тонкая, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая). Составление коллекции сортов бумаги. Назначение сортов бумаги. Сгибание бумаги пополам и совмещение углов с опорными точками в разных пространственных направлениях (сверху вниз, снизу-вверх). Устройство ножниц, их функциональное назначение, правила их хранения, техника безопасности (в том числе при передаче их другому лицу). Работа с ножницами. Разметка по шаблону. Имитация движения ножницами на весу (без бумаги). Сборка конструкций с использованием предметно-операционного плана. Работа с предметно-операционным планом. Осуществление контроля за выполнением практического действия с использованием схемы из учебника.
Работа с текстильными материалами. Называние свойств ниток, способы их хранения и приемы использования в быту. Определение свойств ниток. Использование инструментов (иглы, ножницы, наперсток). Разбор правил безопасной работы с иглой. Выполнение приема шитья "игла вверх-вниз". Выполнение вдевания нитки в иголку. Выполнение предметно-практических действий в заданном пространственном направлении. Разбор образца и планирование хода работы по предметно-операционному плану. Предметно-практические действия в заданном пространственном направлении (на себя, от себя).
130.6.3.4. Содержание обучения в 3 классе.
Повторение пройденного во 2 классе. Выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке.
Работа с глиной и пластилином. Глина и пластилин как поделочный материал. Глина как строительный материал. Представления о глине как о материале для изготовления посуды. Проверка знаний о пластилине и его физических свойствах. Обработка пластилина с применением резака, стеков. Анализ объекта по вопросам педагога, составление плана работы над изделием с использованием наглядного материала с помощью педагога. Лепка из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной формы. Лепка изделия конической формы конструктивным способом. Анализ изделия, ориентируясь на образец. Составление плана работы над изделием с использованием предметно-операционного плана с помощью педагога. Планирование работы с использованием изобразительно-графического плана. Работа по плану с использованием предметно-операционного плана с незначительной помощью педагога. Приемы соединения деталей в одно целое. Осуществление контроля способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради.
Работа с природным материалом. Виды природных материалов, их применение, правила сбора, сушки и хранения. Изделия, игрушки, сделанные из природных материалов. Представления о деревьях, листьях. Представления о растительном мире (хвойные деревья). Представления о природном материале как о поделочном, представления о художественно-выразительных свойствах природного материала. Столярные инструменты и правила работы с шилом. Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала. Навыки обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание. Понятие "аппликация". Анализ аппликации и выделение основных признаков и свойств аппликационных изображений. Составление аппликации из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план, составленный в коллективной беседе. Составление плана выполнения многодетальной поделки и оценивание своего изделия по вопросам педагога. Анализ изделия с ориентировкой на образец по вопросам педагога. Изготовление объемных изделий из природных материалов. Рассказ о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам педагога с опорой на наглядный материал.
Работа с проволокой. Рассказ о проволоке, познавательные сведения. Определение понятия "проволока", применение проволоки в изделиях из природных и других материалов, Знакомство с видами и свойствами проволоки, инструментами, используемыми при работе с проволокой. Подготовка рабочего места для работы с проволокой, правила обращения с проволокой. Освоение технологических приемов работы с проволокой. Формообразование при работе с проволокой. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки по предметно-операционному плану самостоятельно и с незначительной помощью педагога.
Работа с бумагой и картоном. Сорта бумаги (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная), свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Соблюдение правил организации рабочего места. Фактура бумаги. Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага. Словарная работа: газетная, книжная, писчая, почтовая, конвертная, салфеточная, туалетная, обойная, упаковочная. Приемы сгибания бумаги: "сгибание квадрата и прямоугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол". Составление композиции из бумажных фигурок. Технологии работы с бумажными полосами. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос. Изготовление складных игрушек из бумажных полос. Правила работы с клеем и кистью. Пространственная ориентировка на листе бумаги (картона) и размещение предметного изображение на его поверхности. Картон. Предметы, сделанные из картона, функциональная значимость в быту, игре, учебе. Технические сведения о картоне: сорт (переплетный, коробочный); цвет (серый, белый, желтый, цветной), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифленый); особенности (картон впитывает влагу и коробится; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Понятие "шаблон" и его геометрические формы. Правила работы с шаблоном. Разметка фигур на бумаге по образцу. Резание ножницами по размеченным линиям. Составление аппликаций из размеченных деталей. Карнавальные головные уборы, применение, способы изготовления, материалы, используемые при их изготовлении. Составление плана работы с использованием наглядного образца самостоятельно или по вопросам педагога. Изготовление изделий по предметно-операционному плану с незначительной помощью педагога. Анализ изделия из бумаги и картона, выделение признаков и свойств.
Работа с металлоконструктором. Знакомство с профессией слесаря. Знакомство с условиями труда и техникой безопасности в школьной слесарной мастерской (по возможности). Получение познавательных сведений о металлоконструкторе. Подготовка рабочего места и содержания его в порядке. Разбор изделия самостоятельно и с незначительной помощью педагога. Выполнение технологии соединения планок винтом и гайкой. Разбор изделия с незначительной помощью педагога. Проведение сборки треугольника и квадрата из планок (подбор нужного количества планок с соответствующим числом отверстий и нужного количества винтов и гаек для соединения этих планок).
Работа с текстильными материалами. Называние и определение свойств ниток, способы их хранения и приемы использования в быту. Использование инструментов (иглы, ножницы, наперсток). Разбор и соблюдение правил безопасной работы с иглой. Анализ изделия из ниток. Правила хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Приемы наматывания, связывания, резания ниток. Вдевание нитку в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте). Применение и назначение ткани в жизни людей. Процесс изготовления ткани. Различение ткани по окраске и другим свойствам. Сорта ткани и их применение в одежде. Составление коллекции тканей. Профессия портного, швеи. Инструменты и приспособления, необходимые для швейных работ. Технология раскроя и резания ткани по выкройке. Прием шитья "игла вверх-вниз. Назначение пуговиц, цвет, форма, материал, из которых производят пуговицы. Вышивание в два приема: шитье приемом "игла вверх-вниз" и заполнение расстояния между стежками ниткой того же или другого цвета. Оценка качества выполненной работы в сравнении с образцом. Представления об одежде. Планирование с использованием предметно-операционного плана с незначительной помощью педагога.
Работа с древесным материалом. Изделия из древесины. Знакомство с понятиями "дерево" и "древесина", различия между ними. Знакомство с правилами безопасности, подготовка рабочего места для работы с древесиной, правила безопасной работы с древесиной, инструментами и материалами. Рассказ об изделиях из древесины и их назначении. Освоение технологии изготовления опорного колышка. Выполнение способами обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями.
130.6.3.5. Содержание обучения в 4 классе.
Повторение правил поведения и работы на уроках труда (технологии). Подготовка рабочего места и содержания его в порядке. Повторение видов ручного труда, поделочных материалов и инструментов, используемых при их обработке. Работа с учебником и рабочей тетрадью.
Работа с бумагой. Повторение сортов картона. Перечисление предметов, сделанных из картона, и их функциональная значимость в быту, игре, учебе. Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Подготовка и содержание в порядке рабочего места. Соблюдение правил поведения на уроках труда (технологии). Работа с учебником и рабочей тетрадью. Нахождение на линейке длины, заданной в сантиметрах. Выполнение технологических операций: разметка бумаги и картона по линейке, вырезание и склеивание заготовок. Изготовление открытых коробок способом склеивания с помощью клапанов и оклеивание их полосками бумаги. Складывание фигурок из бумаги (оригами). Разбор объекта, выделение его признаков и свойств. Чтение предметно-операционного плана и следование ему. Сборка изделия способом склеивания. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел. Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Осуществление контроля правильности выполнения трудовых действий. Чтение схем-рисунков с условными обозначениями. Выполнение сборки изделия по намеченному плану.
Работа с текстильными материалами. Шитье. Инструменты для швейных работ. Подготовка рабочего места для работы с текстильными материалами и содержания его в порядке. Повторение правил работы иглой. Изучение плотности переплетения нитей в ткани. Выполнение бумажной схемы переплетения нитей. Проверка знаний о ткани. Выполнение различных видов ручных стежков и строчек. Использование строчек прямого и косого стежка в два приема в вышивании. Знакомство с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей. Изготовление куклы-скрутки по плану и самостоятельно. Знакомство со способами отделки изделий из ткани. Определение видов украшения изделий. Знакомство с видами ткани, ткачество. Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Проведение беседы о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Проведение беседы о различных операциях при ремонте одежды. Овладение технологией изготовления и пришивания вешалки. Проведение сборки изделия по намеченному плану.
Работа с древесными материалами. Рассказ об использовании древесины в разных видах работы. Знакомство с изделиями из древесины. Организация рабочего места для работы с опилками. Повторение способов обработки древесины ручными инструментами. Знакомство с условиями труда в школьной столярной мастерской при работе со столярной ручной пилой (ножовкой) и с отходами в виде опилок (по возможности). Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Выполнение приемов получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки и соединения кусочков карандашной стружки. Освоение технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Применение древесных заготовок в аппликации. Самостоятельное выполнение изделия по намеченному плану.
Работа с металлом. Знакомство с функциональным назначением изделий из металла. Проведение беседы о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Выполнение приемов формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги. Выполнение сборки изделия по намеченному плану.
Работа с проволокой. Рассказ о видах проволоки, ее свойствах, приемах сгибания. Выполнение приемов формообразования изделий из проволоки. Разбор изделия. Проведение сборки изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Выполнение изделия по намеченному плану.
130.6.4. При реализации содержания учебного предмета "Труд (технология)" недоступные и (или) небезопасные для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) виды учебно-практической деятельности должны быть исключены или заменены на другие.
130.6.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение содержания предмета "Труд (технология направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов освоения учебного предмета.
130.6.5.1. Личностные результаты.
Личностные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)" с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки.
В результате изучения предмета "Труд (технология)" у обучающегося с НОДА и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы следующие личностные результаты:
положительное отношение и интерес к труду;
понимание значения и ценности труда;
отношение к труду как к первой жизненной необходимости;
понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции "красиво" или "некрасиво";
осознание своих достижений в области трудовой деятельности, способность к самооценке;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием учебного предмета "Труд (технология)" и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
130.6.5.2. Предметные результаты.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Труд (технология)" определяются с учетом психофизических особенностей, речевых и коммуникативных возможностей обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для освоения программы отбираются доступные и безопасные для обучающихся виды деятельности с учетом их индивидуальных возможностей.
Освоение предмета "Труд (технология)" предусмотрено на двух уровнях: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с НОДА и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по варианту 6.3. программы.
130.6.5.2.1. Предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)" на конец обучения в подготовительном классе.
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека, о мире профессий;
знание правил организации рабочего места;
знание правил работы с инструментами, их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними, выполнение их с помощью педагога;
овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия.
развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), характеризовать материалы и инструменты, устанавливать последовательность работы;
формирование навыков организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования);
использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.
130.6.5.2.2. Предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)" на конец обучения в 1 классе.
знание видов деятельности человека;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;
знание правил организации рабочего места;
знание правил работы с инструментами, их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними, соблюдение правил с помощью педагога;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств с помощью педагога;
определение способов соединения деталей с помощью педагога;
составление стандартного плана работы по пунктам с помощью педагога;
использование в работе доступных материалов (глины и пластилина, природных материалов; бумаги и картона; ниток и ткани).
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами, соблюдение правил с помощью педагога;
знание приемов работы (разметки деталей), используемых на уроках ручного труда, их выполнение с помощью педагога;
составление плана работы над изделием с помощью педагога;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий с помощью педагога.
130.6.5.2.3. Предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)" на конец обучения во 2 классе.
знание правил организации рабочего места, умение организовать свое рабочее место с помощью педагога в зависимости от характера выполняемой работы;
знание инструментов для работы на уроках;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними, выполнение правил с помощью педагога;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств с помощью педагога;
определение способов соединения деталей с помощью педагога;
составление стандартного плана работы по пунктам с помощью педагога;
использование в работе доступных материалов (глины и пластилина; природных материалов; бумаги и картона; ниток и ткани).
знание правил рациональной организации труда с помощью педагога;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам с помощью педагога;
составление плана работы над изделием с помощью педагога и его использование в работе;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий с помощью педагога;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец) с помощью педагога.
130.6.5.2.4. Предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)" на конец обучения в 3 классе.
знание правил организации рабочего места;
умение организовать свое рабочее место с помощью педагогов в зависимости от характера выполняемой работы, располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
использование в работе доступных материалов (глины и пластилина; природных материалов; бумаги и картона; ниток и ткани; проволоки и металла; древесины);
использование металлоконструктора;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, соединения деталей, отделки изделия), используемых на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств с помощью педагога;
определение способов соединения деталей;
составление стандартного плана работы по пунктам с помощью педагога; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов.
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
составление плана работы над изделием с помощью педагога и его использование в работе;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
выполнение общественных поручений по уборке класса.
130.6.5.2.5. Предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)" на конец обучения в 4 классе.
знание правил организации рабочего места и умение организовать с незначительной помощью педагога свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках;
знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемых на уроках труда (технологии);
использование в работе доступных материалов (глины и пластилина; природных материалов; бумаги и картона; ниток и ткани; проволоки и металла; древесины);
использование металлоконструктора;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
определение способов соединения деталей;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов с незначительной помощью педагога.
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради с помощью педагога;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
составление плана работы над изделием с использованием предметно-операционного и графического планов, схем, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия с помощью педагога;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы с помощью педагога;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами с помощью педагога.
130.6.6. Программа по предмету "Труд (технология)" допускает вариативный подход к очередности изучения разделов, принципам компоновки учебных тем, выбору форм и методов освоения содержания. Образовательная организация может самостоятельно разработать и утвердить вариант тематического планирования при сохранении общего количества учебных часов на изучение предмета и достижении планируемых результатов.
(пп. 130.6 введен Приказом Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей