26.5. Программа коррекционной работы

26.5. Программа коррекционной работы.

Программа коррекционной работы направлена на выявление особых образовательных потребностей глухих обучающихся, осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

26.5.1. Программа коррекционной работы содержит:

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся;

систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;

корректировку коррекционных мероприятий.

Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения глухими обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление.

Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы.

26.5.2. Цель программы коррекционно-развивающей работы: оказание комплексной психолого-педагогической помощи глухим обучающимся в освоении АООП НОО, в коррекции недостатков в общем и слухоречевом развитии, в их социальной адаптации.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности глухих обучающихся.

Задачи программы коррекционно-развивающей работы:

выявление особых образовательных потребностей глухих обучающихся;

организация специальных условий образования в соответствии с особыми образовательными потребностями глухих обучающихся;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей психофизического развития;

оказание коррекционной помощи в овладении АООП НОО, в том числе организация индивидуальных и фронтальных занятий по развитию слухового восприятия речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны;

организация специальной психолого-педагогической помощи в формировании социальных компетенций глухих обучающихся;

создание благоприятных условий для наиболее полноценного личностного развития, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом возможностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) глухих обучающихся.

26.5.3. Принципы программы коррекционно-развивающей работы:

соблюдение интересов глухих обучающихся; создание в образовательной организации условий для реализации их возможностей и особых образовательных потребностей, наиболее полноценного развития, социальной адаптации;

приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

взаимодействие всех специалистов образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся при решении образовательно-коррекционных задач, а также оказании согласованной помощи в процессе формирования и развития личности обучающегося, его адаптации и интеграции в общество;

учет социальных факторов в формировании личности обучающегося; содействие созданию благоприятной социальной ситуации развития и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающегося, его особыми образовательными потребностями;

реализация в различных жизненных ситуациях достижений обучающихся в образовательно-коррекционном процессе, обеспечение подготовленности обучающихся к адаптации и интеграции в обществе, развития их самостоятельности при решении жизненных задач;

обеспечение слухоречевого развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, максимальное обогащение их речевой практики, развитие жизненных компетенций при взаимодействии со слышащими детьми и взрослыми в условиях деятельности, интересной и полезной всем ее участникам.

26.5.4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает: проведение психолого-педагогического обследования обучающихся (стартовая диагностика) при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их возможностей и особых образовательных потребностей, составления программы индивидуального маршрута с учетом фактического уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей; разработку рекомендаций к составлению коррекционных программ, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся, в том числе программ по развитию слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, обучению произношению; проведение коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных особенностей; мониторинг динамики общего и слухоречевого развития обучающихся, достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей работы.

26.5.5. Направления и содержание программы коррекционной работы:

1. Коррекционно-развивающая работа: данное направление работы способствует удовлетворению особых образовательных потребностей глухих обучающихся, освоению ими АООП НОО, формированию у обучающихся УУД - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающегося.

В состав предметной области внеурочной деятельности "Коррекционно-развивающая работа" входят следующие обязательные предметы: "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия); "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия); "Развитие слухового восприятия и техника речи" (фронтальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).

Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, а также результатов комплексного психолого-педагогического обследования каждого обучающегося при поступлении в образовательную организацию, рекомендаций ППк образовательной организации к коррекционно-развивающей работе по результатам данного обследования, систематических педагогических наблюдений в учебной и внеурочной деятельности, данных систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования, бесед с детьми, педагогическими работниками, в том числе школьным педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией школы, родителями (законными представителями).

2. Диагностическая работа: данное направление коррекционной работы включает проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся при поступлении в образовательную организацию с целью выявления их особых образовательных потребностей; систематического мониторинга (в конце каждой учебной четверти) достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО; систематического мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов коррекционно-развивающей работы, изменение коррекционной программы по результатам обследования в соответствии с выявленными особенностями и потребностями обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания.

3. Консультативная работа: данное направление работы обеспечивает непрерывность специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам образования и социализации глухих обучающихся, повышение уровня родительской компетентности, активизации их участия в образовательно-коррекционном процессе. Консультативная работа включает выработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образования и проведения коррекционно-развивающей работы во внешкольное время.

4. Информационно-просветительская работа: данное направление предполагает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями глухих обучающихся, в том числе, с возможностями и особенностями коммуникации с ними, обеспечению наиболее полноценного образования и развития, созданию необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в обществе, правам и обязанностям лиц с нарушениями слуха. Информационно-просветительская работа может проводиться как в данной образовательной организации (среди обучающихся, их родителей (законных представителей), так и в других образовательных организациях, включая организации дополнительного и профессионального образования (среди педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей), а также в других организациях.

5. Психолого-педагогическая работа: данное направление предполагает проведение психолого-педагогической диагностики с целью психолого-педагогического изучения индивидуальных особенностей личности обучающегося, резервов ее развития; познавательных возможностей и интересов обучающихся, резервов их развития; выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии обучающихся; изучения интересов обучающихся в связи с профориентационной работой в образовательной организации; осуществление коррекционно-развивающей работы с учетом результатов психолого-педагогической диагностики совместно со специалистами образовательной организации и (или) других организаций на основе сетевого взаимодействия; содействие личным достижениям обучающегося в доступных ему видах учебной и внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; осуществление здоровьесберегающей работы совместно со специалистами образовательной организации и (или) других организаций на основе сетевого взаимодействия; проведение психолого-педагогического консультирования, направленного на оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам в решении актуальных задач развития, социализации, преодоления учебных трудностей, проблем взаимоотношений между обучающимся, родителями (законными представителями), педагогическими работниками; осуществление профилактики, формирование и развитие психологически комфортных отношений в классе, образовательной организации, в семье; профилактику внутриличностных конфликтов; психолого-педагогическое содействие обеспечению управленческих процессов на основе проведения мониторинговых исследований психологического климата в системах администрация - педагогические работники - обучающиеся - родители (законные представители), психолого-педагогического сопровождения эффективного их взаимодействия, участия в разработке программ развития образовательной организации; осуществление просветительской деятельности для повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников, родителей (законных представителей).

Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.