53.5. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

53.5. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

Вариант 2.3 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами):

с ЗПР церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость ЦНС;

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

с ЗПР или легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения, с ДЦП;

с ЗПР или с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соматическими заболеваниями.

Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью характерны детерминирующиеся особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в особом характере и низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности. Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих обучающихся и требуют специальных условий организации педагогического пространства в виде специальной полифункциональной образовательной среды. Подобная среда позволяет осуществить постоянный медицинский контроль и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с учетом особенностей сложной структуры нарушения каждого обучающегося. При сложной структуре нарушения обучение носит компенсирующий характер. Основной задачей обучения и воспитания становится формирование социальных компетенций, в том числе элементарной картины мира.

Среди группы слабослышащих и позднооглохших выделена группа обучающихся, имеющих выраженное снижение интеллекта (умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость), может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, может быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Их обучение целесообразно организовать по АООП НОО (вариант 1.4). На основе данного варианта создается АООП НОО, которая при необходимости индивидуализируется СИПР. К АООП НОО может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности обучающихся и требуют специальные условия организации педагогического пространства, то есть наличие специальной полифункциональной образовательной среды в образовательной организации. Подобная среда позволяет осуществить постоянный медицинский контроль и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение с учетом особенностей сложной структуры нарушения каждого слабослышащего и позднооглохшего обучающегося с легкой умственной отсталостью.

В структуру особых образовательных потребностей обучающихся входят:

раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

увеличение сроков освоения АООП;

повышение уровня общего развития;

развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной и жестовой речи; формирование элементарных операций наглядно-образной мыслительной деятельности: сравнение, обобщение;

специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира - слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухо-зрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, обсуждать мысли и чувства), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

коррекция познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическое обучение;

обеспечение формирования социальных компетенций, способствующих получению образования и социальной адаптации обучающихся;

специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, "проработке" впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений обучающегося о будущем;

учет специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений; специальная помощь в умении вступать в коммуникацию и для разрешения возникающих трудностей;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС, нейродинамики психических процессов и дополнительных нарушений здоровья обучающихся;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру; проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;

оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья, в том числе на основе сетевого взаимодействия.