35.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения глухими обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 1.4)

35.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения глухими обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 1.4).

Итоговая оценка качества освоения глухими обучающимися АООП НОО (вариант 1.4) осуществляется образовательным учреждением.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной образовательной программы. Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

что обучающийся должен знать и уметь на уровне начального общего образования,

что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;

в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (жесты и жестовая речь, фотографии, рисунки, пиктограммы) и речевые средства (устная, письменная, дактильная речь);

формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных обучающихся, разрабатываться индивидуально, в тесной связи с практической деятельностью обучающихся;

способы выявления умений и представлений глухих обучающихся могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение обучающимся задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);

при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности обучающегося (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной помощью, вместе со взрослым);

выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и "зоны ближайшего развития", то есть возможностей потенциального развития;

выявление представлений, умений и навыков глухих обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы.

35.2. Оценка результатов выполнения специальной индивидуальной образовательной программы по каждой содержательной линии позволяет составить подробную характеристику развития обучающегося, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

Для оценки результатов развития жизненной компетенции обучающегося возможно использовать метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с обучающимся, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения обучающегося и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.