78.12. Курсы коррекционно-развивающей области

78.12. Курсы коррекционно-развивающей области.

Курсы коррекционно-развивающей области могут проводиться как в форме фронтальных, так индивидуальных занятий.

Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.

78.12.1. Основы пространственной ориентировки.

Использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (запахи, звуки, характер поверхности).

Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка на себе, в частях тела: вверху, внизу, спереди, сзади, лево, право. Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось - для двухмерного и трехмерного пространства.

Формирование элементарных навыков ориентировки в макропространстве. Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок, и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки.

78.12.1.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

овладение навыками ориентировки на себе и от себя как точки отсчета;

овладение умением показывать части тела на себе и близких людях;

овладение навыком ориентировки на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом;

овладение элементарными навыками ориентировки в знакомом помещении, в школе.

78.12.2. Социально-бытовая ориентировка.

Личная гигиена. Распорядок дня, необходимость его соблюдения. Правила личной гигиены мальчиков и девочек. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования. Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Хранение индивидуальных наборов туалетных принадлежностей.

Одежда. Назначение разных видов одежды. Виды одежды. Одежда по сезону: зимняя, летняя, демисезонная. Лицевая и изнаночная стороны одежды. Части одежды: воротник, рукава, манжеты, карманы, спинка, полочки. Виды тканей, из которых шьют одежду. Представления о видах труда по уходу за одеждой: складывание отдельно и в стопку, развешивание одежды на крючке, на платяной вешалке, размещение на стуле и в шкафу, чистка щеткой, стирка и глажение. Чистика одежды щеткой по плану: воротник, лацканы, низ изделия, все изделие целиком. Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, правил личной гигиены.

Обувь. Назначение разных видов обуви: защищает ноги человека от пыли, холода, воды, грязи, травм; украшает человека. Различные предметы обуви. Обувь по сезону. Части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька. Виды труда по уходу за обувью. Материалы, инструменты, необходимые для ухода за обувью.

Питание. Основные продукты питания: название, чем отличаются по вкусу, запаху, консистенции. Различные группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, хлебобулочные, молочные, бакалейные. Вкус, запах, тактильные ощущения. Мытье овощей, фруктов, ягод. Приготовление простейших блюд. Обработка продуктов с помощью ножа: разрезание, нарезание, намазывание хлеба. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой, вилкой. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Культура поведения. Соблюдение правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах. Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым. Использование в речи вежливых слов. Соблюдение правил поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми.

78.12.2.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

положительное отношение к выполнению гигиенических процедур, владение элементарными навыками самообслуживания;

владение общими и конкретными представлениями о сезонном, климатическом назначении разных видов одежды;

умение выполнять простейшие хозяйственно-бытовые поручения, действия по самообслуживанию;

владение элементарными навыками пользования бытовыми приборами в процессе самообслуживания.

78.12.3. Ритмика.

Ритмика и занятия ритмикой. Музыка и движение. Красота движения. Упражнения в музыкально-ритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. Движение и речь.

Специальные ритмические упражнения.

Движения. Ритмичная ходьба с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц без музыкального сопровождения. Ритмичные хлопки в ладоши. Ходьба в различном темпе. Ритмичное изменение положения рук. Ритмичные координированные движения рук.

Упражнения на связь движений с музыкой.

Движения под пение. Движение под музыку в соответствии с ее ритмом, темпом и характером. Передача движением звучания музыки. Смена направления движения с началом музыкальной фразы. Хлопки под музыку.

Упражнения ритмической гимнастики.

Общеразвивающие и специальные упражнения. Упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на рече-слухо-двигательную, зрительно-моторную (для слепых с остаточным зрением) координацию. Упражнения на пространственную ориентировку.

Подготовительные упражнения к танцам, элементы танцев.

Упражнения для ступней ног. Вставание на полупальцы. Выставление ноги на носок. Полуприседание. Выставление ноги на пятку. Упражнения для рук, кистей. Выставление ноги на пятку и носок. Шаг с притопом на месте. Выставление ноги на пятку с полуприседом. Музыкально-двигательный образ.

Музыкально-ритмические игры и занятия.

Музыкально-ритмические упражнения и игры по ориентировке в пространстве. Коммуникативные танцы - игры. Корригирующие игры. Речевые игры. Простейшая ритмодекламация.

78.12.3.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

развитие двигательной активности, координированности и ритмичности движений;

развитие двигательных умений, произвольности движений;

развитие чувства ритма;

освоение опыта управления темпом движений и умением подчинять свои движения музыке;

совершенствование осанки; преодоление стереотипных (навязчивых) движений.

78.12.4. Сенсорное развитие.

Осязательное восприятие. Приемы и способы обследования рабочего места, приборов для письма и рисования, учебника, тетради. Чтение рельефных рисунков. Приемы осязательного восприятия простейших графических элементов (точка, линии). Развитие культуры осязательного восприятия. Приемы осязательного восприятия геометрических тел (шар, куб, брусок), выделение их основных признаков. Приемы осязательного восприятия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделение их основных признаков. Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб - квадрат, шар - круг, брусок - прямоугольник) при осязании предметов и их рельефных изображений. Осязательное восприятие предметов окружающего мира, близких по форме к геометрическим телам. Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Чтение их рельефных изображений. Развитие тактильной чувствительности; развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности.

Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Развитие вестибулярного аппарата. Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Узнавание и различение по голосам окружающих людей, определение по голосу эмоционального состояния человека; овладение умением узнавать, локализовать и дифференцировать звуки в окружающем пространстве (в школе, дома, в природе и городских шумов).

Развитие остаточного зрения. Умение подключать и использовать остаточное зрение для безопасного передвижения в школьном и внешкольном пространстве, организации рабочего места; расширение и коррекция зрительных представлений через развитие умений зрительного опознания объектов ближайшего окружения. Умение использовать остаточное зрение в совокупности с другими анализаторами.

Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Способность определять с помощью обоняния запахи, встречающиеся в окружающем пространстве, соотносить запах и предмет (объект), который его издает.

Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). Овладение способностью определения на вкус качества продуктов.

78.12.4.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

владение способами осязательного обследования; повышение кожной чувствительности, развитие моторики кистей рук;

умение использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельности;

умение определять по голосу эмоциональное состояние человека;

умение локализовать, дифференцировать, узнавать звуки в окружающем пространстве, соотносить звук и предмет (объект), который его произвел;

освоение опыта использования остаточного зрения для безопасного передвижения, при организации рабочего места;

умение использовать обоняние для опознания предметов и объектов, востребованных в жизнедеятельности, умение локализовать, дифференцировать запахи в окружающем пространстве;

способность определять на вкус качества продуктов, соотносить вкус с продуктом питания;

развитие вестибулярного аппарата, действия с материалами.

78.12.5. Предметно-практические действия.

Действия с материалами. Развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных микро- и макродвижений: сминание, разрывание, размазывание, разминание, пересыпание, наматывание материала.

Действия с предметами. Расширение представлений о предметах и объектах ближайшего окружения, их назначении и способах использования. Развитие способности выполнения манипулятивных действий с предметами: захват, удержание, отпускание предмета; встряхивание, толкание, вращение предмета; нажимание на предмет (всей рукой, пальцем), сжимание предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками); тянуть предмет, вынимание, складывание, перекладывание предметов; вкладывание, нанизывание предметов. Действия с предметами по их назначению.

78.12.5.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

развитие произвольности выполнения различных по виду манипулятивных действий, их цепочки;

умение выполнять бимануальные манипуляции с предметами;

овладение основными предметно-практическими действиями;

расширение представлений о предметах и объектах ближайшего окружения; знание их назначения, умение использовать по назначению;

развитие мелкой моторики рук;

освоение опыта регуляции и контроля собственных движений в процессе выполнения предметно-практических действий;

развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных микро- и макродвижений;

умение обследовать предметы, объекты.

78.12.6. Двигательное развитие.

Дифференциация движений, двигательных действий.

Формирование и уточнение двигательных представлений. Двигательные действия рук, кисти, пальцев, ног, ступни, головы, туловища (наклоны, повороты), глаз. Уточнение содержания и формы движения (ходьба, бег, бросание, ловля, прыжки). Уточнение пространственной характеристики освоенных упражнений: исходное положение, положение тела и его частей во время выполнения упражнения, траектория движения. Размашистые (с большой амплитудой) и мелкие (с малой амплитудой) движения.

Совершенствование навыка ходьбы и коррекция нарушений.

Развитие навыка осанки, востребованной в ходьбе. Упражнения в согласованности движений рук и ног в ходьбе, в равномерном темпе движения. Формирование постановки ноги на пятку в передвижении. Обогащение опыта переноса тяжести тела с пятки на носок.

Упражнения в естественной ходьбе. Обогащение опыта правильного дыхания в ходьбе. Преодоление скованности, напряженности рук, раскачиваний тела во время ходьбы.

Обогащение опыта ходьбы по различным поверхностям; по пересеченной местности; с преодолением препятствий (перешагиванием); с предметами в руках.

Упражнения для динамических пауз в учебном процессе.

Упражнения с ходьбой на месте. Упражнения с хлопками. Упражнения на движения-имитацию. Общеразвивающие гимнастические упражнения. Упражнения под стихи, речевку.

Упражнения коррекционно-развивающей направленности.

Упражнения на развитие координационных способностей. Упражнения для развития моторики рук, в том числе мелкой моторики рук. Упражнения в имитационных движениях. Упражнения для повышения подвижности глаз (учащихся с остаточным зрением).

Подготовка к освоению упражнений на лечебных тренажерах.

Упражнения на степпере. Упражнения на велотренажере. Упражнения на беговой дорожке. Упражнения на тренажере "Здоровье". Упражнения на гребном тренажере.

Подготовка к освоению подвижной игры.

Содержание игры и игровые действия. Упражнения в игровых действиях. Участники игры и их ролевые функции. Практическое освоение роли участника игры. Правила игры. Представления о предметно-пространственной организации игры. Простейшие подвижные игры.

78.12.6.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

развитие произвольности выполнения различных по виду манипулятивных действий, их цепочки;

умение выполнять бимануальные манипуляции с предметами;

овладение основными предметно-практическими действиями;

расширение представлений о предметах и объектах ближайшего окружения; знание их назначения, умение использовать по назначению;

развитие мелкой моторики рук;

освоение опыта регуляции и контроля собственных движений в процессе выполнения предметно-практических действий;

развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных микро- и макродвижений;

умение обследовать предметы, объекты.

78.12.7. Социально-коммуникативное развитие.

Формирование представлений о себе, семье, ближайшем социальном окружении.

Представления о себе. Идентификация себя со своим имением, своей половой принадлежностью как мальчика или девочки. Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Развитие психомоторного образования "схема тела". Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Умение рассказать о себе.

Семья. Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Умение рассказать о своей семье.

Ученики, учителя. Представления об одноклассниках и учителях. Обогащение опыта узнавания их по голосу и другим признакам. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.

Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование речевых моделей.

78.12.7.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

владение опытом простейших вербальных и невербальных коммуникаций с близким социумом;

способность проявлять эмоциональную отзывчивость, умение понимать чувства и эмоции других людей;

формирование потребности к деятельности, к общению; владение общими представлениями о социальных ролях людей.