202. Федеральный учебный план

202. Федеральный учебный план.

Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Федеральный учебный план должен обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для обучающихся с РАС и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Федеральный учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

202.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

202.1.1. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с РАС, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.

Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся с РАС, имеющих умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), ТМНР, к продолжению образования в последующие годы;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния нарушений на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.

202.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;

внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с РАС;

коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния РАС на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

202.1.2.1. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие", "Сенсорное развитие", "Двигательное развитие", "Предметно-практические действия", "Коррекционно-развивающие занятия".

В учебном плане указано максимально возможное количество часов на реализацию коррекционно-развивающей области. Допускается их перераспределение (сокращение), в том числе для проведения занятий по другим направлениям внеурочной деятельности. Общее количество времени, отводимого на коррекционно-развивающую область, не может составлять менее 5 часов в неделю, из которых 2 часа обязательно отводятся на коррекционный курс "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие".

При распределении часов коррекционно-развивающей области необходимо обеспечить направленность коррекционной работы на социально-коммуникативное развитие обучающихся, поскольку всестороннее развитие обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР возможно только при обеспечении социально-коммуникативной и практико-ориентированной направленности процесса обучения. Учитывая недостаточность развития произвольной деятельности и высокую утомляемость обучающихся, также необходимо обеспечить достаточную двигательную активность за счет часов курса "Двигательное развитие" или иных коррекционных курсов по выбору образовательной организации.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

(пп. 202.1.2.1 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)

202.2. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.

Продолжительность урока во 2 - 5-х классах - 40 минут, в 1-ом классе - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут.

Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут, во 2 - 5 классах - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.

202.3. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета "Труд (технология)"). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)

Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе - до 1,5 часов (90 минут), в 4 - 5-м - до 2 часов (120 минут).

202.4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

202.5. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4).

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Всего

I доп.

I доп.

I

II

III

IV

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

3

2

2

16

Математика

Математические представления

2

2

2

2

2

2

12

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

2

2

2

2

2

12

Человек

3

3

3

3

3

3

18

Домоводство

-

-

-

-

2

2

4

Окружающий социальный мир

1

1

1

1

2

2

8

Искусство

Музыка и движение

2

2

2

2

2

2

12

Изобразительная деятельность

3

3

3

3

2

2

16

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

2

2

2

2

2

12

Технологии

Труд (технология)

-

-

-

2

3

3

8

Итого

18

18

18

20

22

22

118

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3

3

3

3

1

1

14

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

21

21

21

23

23

23

132

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

10

60

Коррекционные курсы, из них:

9

9

9

9

9

9

54

эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие

2

2

2

2

2

2

12

сенсорное развитие

1

1

1

1

1

1

6

двигательное развитие

2

2

2

2

2

2

12

предметно-практические действия

2

2

2

2

2

2

12

коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

2

2

2

12

Другие направление внеурочной деятельности

1

1

1

1

1

1

6

Всего часов

31

31

31

33

33

33

192

(пп. 202.5 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)