31.7. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи"

31.7. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи".

31.7.1. Пояснительная записка.

31.7.1.1. На индивидуальных занятиях осуществляется развитие слухозрительного восприятия устной речи, формирование речевого слуха, обучение произношению.

В процессе специальной (коррекционной) работы происходит формирование мотивации обучающихся к овладению устной речью, устной коммуникацией, развитие речевого поведения, готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими людьми. У обучающихся формируется готовность и развиваются мотивы к постоянному пользованию индивидуальными слуховыми аппаратами.

При характеристике системы работы по развитию слухового восприятия у глухих обучающихся используются определенные термины, раскрывающие ее особенности: слуховой словарь - речевой материал (фразы, слова и словосочетания), который обучающиеся научились воспринимать на слух при проведении специальных упражнений; речевой материал, знакомый по звучанию - фразы, слова и словосочетания, которые обучающиеся неоднократно воспринимали слухозрительно и на слух; речевой материал, незнакомый по звучанию - фразы, слова и словосочетания, которые обучающиеся воспринимают сразу на слух без предварительного предъявления педагогическим работником образца их звучания; различение - восприятие на слух речевого материала сразу после неоднократного предъявления педагогическим работником образца его звучания в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, письменных табличек; опознавание - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного выбора; распознавание - восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, то есть незнакомого обучающемуся по звучанию, но знакомого по значению; осуществляется вне ситуации наглядного выбора.

Система работы по развитию восприятия устной речи у глухих обучающихся начальных классов предполагает поэтапное формирование речевого слуха (при использовании средств электроакустической коррекции слуха). В начальных классах выделяется два периода развития речевого слуха - первоначальный и основной.

В первоначальный период формируется база для развития речевого слуха, принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи у тех глухих обучающихся, слуховое восприятие которых, в силу разных причин, на начало школьного обучения оказалось практически не развитым; в этот период уточняется состояние нарушенной слуховой функции, подбирается оптимальный режим звукоусиления с помощью стационарных устройств, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов (совместно с врачом-сурдологом). Обучающиеся (при использовании средств электроакустической коррекции слуха) учатся дифференцированно воспринимать речевые сигналы, выделяя в них длительность и интенсивность, что требует специальной работы, в процессе которой у глухого обучающегося сначала формируются умения различать и опознавать слухозрительно и на слух знакомые слова с разной слогоритмической структурой (при выборе из двух - трех, потом из четырех - пяти). Затем в работу включаются короткие фразы разговорного характера, знакомые обучающимся и необходимые при коммуникации в процессе учебной и внеурочной деятельности; фраза становится основной речевой единицей в процессе упражнений по развитию речевого слуха; в работе используются также слова и словосочетания. Обучающиеся учатся различать слухозрительно и на слух фразы, слова и словосочетания сразу после неоднократного предъявления педагогическим работником образца их звучания в условиях ограниченного наглядного выбора, а также опознавать на слух вне ситуации наглядного выбора. При этом они учатся выполнять соответствующие коммуникативные действия: на воспринятые вопросы - отвечать, выполнять воспринятые поручения с соответствующим речевым комментарием, повторять сообщения, а также слова и словосочетания. В процессе развития речевого слуха широко используются микродиалоги и короткие монологические высказывания, представляющие типичные для обучающихся коммуникативные ситуации на уроках и во внеурочное время. Работа над одним текстом проводится примерно на трех индивидуальных занятиях и занимает непродолжительное время от отводимого на специальную работу по развитию восприятия устной речи, наряду с развитием восприятия на слух фраз, слов, словосочетаний.

В основной период глухие обучающиеся с помощью средств электроакустической коррекции слуха (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций) учатся различать и опознавать, а также распознавать на слух речевой материал (фразы, слова, словосочетания) при расширении его лексического состава, усложнении грамматических и синтаксических конструкций. Основным способом восприятия речевого материала глухими обучающимися является слуховой. Важнейшее значение придается обучению распознаванию на слух речевого материала, которое включается в содержание индивидуальных занятий, когда у обучающегося накоплен определенный слуховой словарь, сформированы умения различения и опознавания его на слух. На данном этапе решающим при распознавании речевого материала на слух оказывается не столько уровень сохранности тонального слуха, сколько способность обучающегося к восприятию на слух речевого материала, прогнозированию речевого ответа на основе смыслового контекста, коммуникативной ситуации, к компенсации недостаточной акустической информации смысловой. В содержание работы включаются также тексты диалогического и монологического характера, объем которых постепенно увеличивается.

В первоначальный период подсказывающая ситуация при восприятии на слух речевого материала используется довольно широко; в основной период ее роль постепенно ограничивается: обучающиеся воспринимают на слух речевой материал не только в контексте, но и вне его. Уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, способствует использование различных видов деятельности и видов работы: выполнение поручений, составление аппликаций, работа с фигурками, рассыпным текстом, инсценирование. При восприятии речевого материала слухозрительно или на слух на всех этапах обучения обучающиеся побуждаются действовать адекватно воспринятому, сразу отвечать на вопросы, не повторяя их, выполнять задания с соответствующим речевым комментарием; обучающиеся повторяют только сообщения. В процессе развития речевого слуха важное значение придается побуждению обучающихся говорить грамотно, внятно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности.

Речевой материал, используемый в работе по развитию речевого слуха у глухих обучающихся, включает фразы, слова и словосочетания, а также небольшие по объему тексты диалогического и монологического характера по следующим темам: "В классе", "Я и моя семья", "Завтракаем, обедаем, ужинаем", "Здоровье", "Каникулы", "Времена года", "Мои друзья", "Школьная жизнь", "Спорт", "В гостях", "Речевой этикет (знакомство, приветствия, прощание)", "Изучаем школьные предметы (знакомая лексика по организации учебной деятельности, тематическая и терминологическая лексика учебных предметов)". В процессе обучения на уровне начального общего образования темы, как правило, повторяются при расширении лексического состава речевого материала, усложнении грамматических и синтаксических конструкций, увеличении объема текстов (с учетом уровня общего и слухоречевого развития каждого обучающегося).

При подборе речевого материала учитывается, прежде всего, его знакомость и необходимость обучающимся для устной коммуникации в процессе учебной и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями первоначального периода развития речевого слуха отбор речевого материала осуществляется, в том числе с опорой на фонетический принцип: используются слова, словосочетания и короткие фразы, резко отличающиеся по слогоритмической структуре.

На одном занятии в процессе работы по развитию восприятия устной речи используется речевой материал не менее чем из двух тем.

Начиная с первого года обучения, обучающиеся также учатся воспринимать на слух слоги, слогосочетания и даже отдельные звуки в процессе работы по формированию, коррекции и автоматизации произносительных навыков, а также при исправлении в речи грамматических ошибок.

31.7.1.2. Обучение произношению направлено на развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Достижение максимальной членораздельности речи, возможно полнее отображающей фонетическую систему языка, важно для реализации устной речью роли носителя языка, инструмента мышления.

В процессе обучения произношению реализуются аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод. Большое значение придается выработке у обучающихся соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании звукоусиливающей аппаратуры); в процессе обучения произношению применяются специальные компьютерные программы, визуальные приборы. В ходе всего образовательно-коррекционного процесса используется фонетическая ритмика - методический прием обучения произношению, базирующийся на взаимодействии речедвижений, развивающегося слухового восприятия и различных движений тела, рук, ног, соответствующих по характеру отрабатываемому элементу речи и способствующих достижению планируемых результатов.

Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы, направленных на формирование у обучающихся умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы; формирование и развитие умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте; развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи и ее ритмико-интонационной структуры, слов и фраз. В процессе обучения на каждом занятии используются разные виды речевой деятельности (от менее самостоятельных - подражание, чтение, к более самостоятельным - называние картинок, рядовая речь, ответы на вопросы, самостоятельная речь) и различные виды работы, способствующие развитию у обучающихся интереса и высокой работоспособности на занятии.

Важное значение придается формированию у обучающихся самоконтроля произносительной стороны речи.

У обучающихся развивается естественная манера речи, умение пользоваться при передаче речевой информации соответствующими естественными неречевыми средствами коммуникации (мимика лица, поза, пластика).

Система работы по развитию произносительной стороны речи у глухих обучающихся предполагает поэтапное обучение произношению. На первоначальном этапе формирование звукового состава речи осуществляется на основе концентрического метода при использовании сокращенной системы фонем. Для обучающихся с невнятной речью в дополнение к сокращенной системе фонем возможно использование следующих замен: замена звуков "ш", "ж", "ч", "щ" лабиализованным "с", замена звука "р" звуком "л (1)", звука "к" звуком "т", замена "х" звуком "к" или "h". Второй этап предполагает автоматизацию и совершенствование у обучающихся произносительных навыков. Предусматривается совершенствование ранее приобретенных произносительных навыков, коррекция недостатков произношения, а также формирование ряда новых навыков. В этот же период глухие обучающиеся усваивают определенные знания по орфоэпии, овладевают необходимой терминологией, связанной с процессом формирования произносительной стороны речи. У них активно формируются навыки самоконтроля, повышается сознательность при овладении произносительной стороной речи.

В процессе формирования произносительной стороны речи допускается, что сроки усвоения глухими обучающимися звукового состава речи зависят от их индивидуальных особенностей. При этом на всех годах обучения реализуются единые требования к произнесению слов - слитно, в нормальном темпе (или приближающемся к нормальному), с ударением, при воспроизведении звукового состава точно или приближенно (с использованием регламентированных и, при необходимости, допустимых замен), соблюдении орфоэпических норм, а также единые требования к произнесению фраз - слитно или деля фразу паузами на смысловые синтагмы, в нормальном темпе (или приближающемся к нормальному), выделяя логическое и синтагматическое ударения, по возможности, передавая в речи мелодический контур фраз. При воспроизведении слов и фраз обучающиеся систематически побуждаются к максимальной реализации произносительных возможностей.

Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны речи обучающихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и отдельные звуки; в процессе обучения используются короткие тексты диалогического и монологического характера, стихотворения. Речевой материал отбирается с учетом знакомости обучающимся и необходимости им в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности, соответствия фонетической задаче занятия.

31.7.1.3. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" состоит из двух взаимосвязанных разделов: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи. Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени - на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, внятной и достаточно естественной, выразительной речи; при обучении произношению они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.

Индивидуализированные рабочие программы составляются для каждого обучающегося с учетом особенностей его слухоречевого развития по данным стартовой диагностики или периодического мониторинга развития речевого слуха и произносительной стороны речи (развития речевого слуха - ежегодно, как правило, в конце первого и второго полугодия, развития произносительной стороны речи - ежегодно, как правило, на начало каждого учебного года, а также в конце первого и второго полугодия). Анализ результатов проведенного мониторинга, достижения каждым обучающимся планируемых результатов обучения отражается в отчетах педагогических работников, ведущих данный учебный предмет, которые составляются в конце каждого полугодия и предоставляются администрации образовательной организации. В конце каждого учебного года педагогическими работниками, ведущими учебные предметы коррекционно-развивающей области "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи", "Музыкально-ритмические занятия" и "Развитие слухового восприятия и техника речи" совместно составляется характеристика слухоречевого развития каждого обучающегося.

31.7.2. Содержание обучения.

31.7.2.1. Развитие речевого слуха.

Первоначальный период развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи у обучающихся:

различение и опознавание слухозрительно и на слух слов при выборе из двух (типа, "мяч - бумага"; "ручка - тетрадь"); трех (типа, "дом - ручка - карандаш"; "бумага - книга - тетрадь"); четырех (типа, "ручка - тетрадь - карандаш - бумага"); пяти (типа, "ручка - тетрадь - карандаш - бумага - книга"), их достаточно внятное воспроизведение при реализации произносительных возможностей;

различение и опознавание слухозрительно, затем на слух фраз из двух - трех слов, необходимых в учебной и внеурочной деятельности - поручения, вопросы, сообщения;

развитие слухозрительного восприятия текстов (микродиалогов, коротких монологических высказываний), состоящих из фраз, которые обучающиеся научились различать и опознавать слухозрительно и на слух; опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий.

Основной период развития речевого слуха у обучающихся:

распознавание обучающимися на слух речевого материала (фраз, слов и словосочетаний), незнакомого по звучанию, но знакомого по значению;

различение и опознавание на слух фраз, слов и словосочетаний при постепенном увеличении количества речевых единиц, расширении лексического состава речевого материала, усложнении грамматических и синтаксических конструкций фраз (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося);

развитие восприятия на слух коротких текстов диалогического и монологического характера при постепенном увеличении их объема, расширении лексического состава, усложнении грамматических и синтаксических конструкций фраз (с учетом слухоречевого развития каждого обучающегося), а также постепенном включении незнакомых по звучанию слов и фраз, которые обучающиеся могут повторить правильно, ориентируясь на смысловой контекст и воспринятые элементы речи; опознавание на слух предложений, слов и словосочетаний из данных текстов, предъявленных вразбивку и в разных сочетаниях; ответы на вопросы и выполнение заданий по тексту, предъявленных на слух; участие в беседе по содержанию текста; пересказ текста.

В процессе обучения используется знакомый и необходимый обучающимся в общении речевой материал по темам: "В классе", "Я и моя семья", "Завтракаем, обедаем, ужинаем", "Здоровье", "Каникулы", "Времена года", "Мои друзья", "Школьная жизнь", "Спорт", "В гостях", "Речевой этикет (знакомство, приветствия, прощание)", "Изучаем школьные предметы (знакомая лексика по организации учебной деятельности, тематическая и терминологическая лексика учебных предметов)".

31.7.2.2. Развитие произносительной стороны речи.

Развитие у обучающихся умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на смысловые синтагмы.

Формирование и развитие у обучающихся умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и, по возможности, по высоте.

Формирование и развитие у обучающихся умений правильного воспроизведения звукового состава речи (при реализации концентрического метода обучения произношению с использованием сокращенной системы фонем).

Формирование и развитие у обучающихся слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур - паузации, темпа, громкости, ритмической структуры слов, ритмической и, по возможности, мелодической структуры фраз.

Формирование и развитие у обучающихся умений воспроизведения слов в нормальном темпе, слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (в начале школьного обучения - точно или приближенно (с использованием регламентированных и допустимых замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила.

Формирование и развитие у обучающихся умений воспроизведения фраз в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, соблюдая логическое и синтагматическое ударения, по возможности, мелодический контур фраз, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов.

Формирование самоконтроля произносительной стороны речи.

Развитие естественной манеры речи, умения пользоваться при передаче речевой информации соответствующими естественными неречевыми средствами - мимикой лица, позой, пластикой.

31.7.3. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи".

Результатами освоения курса являются:

желание и умение обучающихся вступать в устную коммуникацию в процессе учебной и внеурочной деятельности, в знакомых жизненных ситуациях;

стремление к овладению восприятием и воспроизведением устной речи;

желание и умения пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций);

умения слухозрительного восприятия обучающимися отработанного речевого материала разговорного, учебно-научного и учебно-делового характера, использующегося ими в типичных ситуациях общения в учебной и внеурочной деятельности; умения восприятия на слух обучающимися отработанного речевого материала;

выражение непонимания в устных высказываниях при затруднении в восприятии речевой информации;

умения произнесения отработанного речевого материала достаточно внятно (понятно для окружающих) при использовании в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (соответствующего выражения лица, позы, пластики); применение сформированных умений самоконтроля произношения;

умения реализовывать сформированные коммуникативные действия, а также знакомые правила речевого этикета в процессе овладения восприятием и воспроизведением устной речи, а также в процессе устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности.