42.7. Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся

42.7. Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и позднооглохших обучающихся разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:

специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития;

следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательно-коррекционного процесса;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия коррекционно-развивающей области;

необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

необходима индивидуализация обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;

необходимо максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации;

следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач, специальную психолого-педагогическую поддержку семье обучающегося.

42.8. Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших, включая:

увеличение при необходимости сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования: при реализации;

условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества обучающихся в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;

постановка и реализация на уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

учет специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;

обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;

целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания); применение в образовательно-коррекционном процессе соотношения устной, письменной, дактильной и жестовой речи с учетом особенностей разных категорий слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в общество;

использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами по общению (в том числе, применение русского жестового языка в общении, прежде всего, с лицами, имеющими нарушения слуха), а также с учетом ситуации и задач общения;

осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью индивидуальных средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, проводной или беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;

при наличии дополнительных первичных нарушений развития у слабослышащих и позднооглохших обучающихся проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;

оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия.

Только при удовлетворении особых образовательных потребностей каждого обучающегося можно открыть ему путь к полноценному качественному образованию.