55.3. Ознакомление с окружающим миром. Окружающий мир

55.3. Ознакомление с окружающим миром. Окружающий мир.

55.3.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по предметам "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир" на уровне начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Учебные предметы имеют ярко выраженную социально-адаптационную направленность. Основная цель предмета - формирование у обучающихся целостного представления об окружающем мире, о своем месте в нем. Содержание предмета реализуется в трех направлениях.

Первое направление предусматривает знакомство обучающихся с их ближайшим окружением, формирование отношений и взаимоотношений в семье, школе, воспитание безопасного поведения в окружающей среде; закладывает основу взаимоотношений с людьми (доверие, уважение, доброжелательность, взаимопомощь).

Второе направление предполагает воспитание бережного отношения к природе, которое осуществляется в процессе знакомства с элементарными знаниями о ней, овладения несложными способами наблюдения за изменениями в природе и погоде, ухода за растениями, животными. На этой основе формируется любовь к природе, родному краю, Родине.

Третье направление - организация коммуникативного процесса, в котором принимают участие обучающиеся, включающий в себя: организацию коммуникативной деятельности (в игре, труде, на прогулке, экскурсии); элементарные знания о культуре общения; культуру общения и элементарное владение ею; совместную деятельность глухих, слабослышащих и слышащих (познавательную, психологическую, коммуникативную).

55.3.2. Содержание обучения.

Содержание работы на каждом году обучения представлено по следующим разделам: познай себя; я и общество; город, в котором я живу; родная страна; родная природа.

Изучение материала программы предусматривает проведение экскурсий, прогулок, практических работ на воздухе, в процессе которых обучающиеся учатся наблюдать за явлениями природы и предметами, сравнивать и описывать увиденное, рассказывать об отличительных признаках предметов и явлений.

На уроках целенаправленно активизируются коммуникативная и познавательная деятельности. Работа над связной речью включает развитие умений излагать результаты наблюдений, описывать увиденные предметы, рассказывать об экскурсиях. Весь речевой материал обучающиеся воспринимают слухозрительно (с использованием средств электроакустической коррекции).

Формы и методы ознакомления обучающихся с жизнью разнообразны: работа на пришкольном участке, экскурсии, прогулки, игры, посещение предприятий, выставок, просмотр кино- и видеофильмов, подготовка и проведение праздников, систематические и целенаправленные упражнения по использованию знаний при решении практических задач (адаптационные тренинги). Места проведения уроков разнообразны: класс, пришкольный участок, парк, улица.

Закрепление знаний, полученных в ходе урочной деятельности, осуществляется в повседневной практической деятельности. Систематизация и обобщение знаний проходят на уроках развития речи (не реже одного раза в две недели). Тема такого обобщающего урока определяется педагогическим работником. Для домашней (внеклассной) работы предполагается задание только практического характера.

55.3.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

формирование элементарных знаний об окружающем мире, умений наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;

формирование представлений о здоровом образе жизни и о негативном влиянии на здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществ;

формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций.