60.5. Особые образовательные потребности слепых обучающихся

60.5. Особые образовательные потребности слепых обучающихся.

В структуру особых образовательных потребностей слепых обучающихся входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слепых обучающихся, к ним относятся:

учет при организации обучения, воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепых - возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;

целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения); руководство осязательным и зрительно-осязательным восприятием; формирование умений и навыков ориентировки в микро- и макропространстве, социально-бытовой ориентировки, компенсаторных способов действия; развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира, логических приемов переработки учебной информации;

постановка и реализация на уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных задач, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных нарушений;

активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений, профилактики вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметно-пространственных представлений; специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся (алгоритмизация), с учетом темпа учебной работы, зависящего от уровня сформированности компенсаторных способов действия; индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательно-зрительное восприятие;

создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей (в том числе двигательной) активности, и коррекции коммуникативной деятельности, нарушений в двигательной сфере;

обеспечение доступности учебной информации для осязательного и зрительно-осязательного восприятия слепыми обучающимися с остаточным зрением; введение в структурное построение урока пропедевтического (подготовительного) этапа;

развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения.