68.9. Коррекционно-развивающая область: "Ритмика"

68.9. Коррекционно-развивающая область: "Ритмика":

1. Ритмика (теоретические сведения): ритмическая деятельность и ее роль в жизни человека, ее значение для собственного развития; виды ритмической деятельности и формы музыкально-ритмической деятельности, содержание движений; связь движения с заданным ритмом, характером музыки, связь техники речи с характером движения; роль занятий ритмической деятельностью для развития музыкального слуха, развития ориентировочных умений; соблюдение ограничений по зрению при выполнении музыкально-ритмических упражнений, движений.

2. Специальные ритмические упражнения. Движения. Ритмичная ходьба с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц и без музыкального сопровождения. Ритмичные движения на счет (четный, нечетный) с паузой. Ритмичные хлопки в ладоши. Ходьба и бег в различном темпе. Ритмичное изменение положения рук. Ритмические координированные движения рук. Упражнения для глаз, их движений.

3. Упражнения на связь движений с музыкой. Движение. Характер движения. Движения под пение. Движение под музыку. Движение в соответствии с частью музыкального произведения. Ходьба, бег с движениями рук на акцент в музыке. Ходьба, бег с выполнением выпадов, поворотов, остановок на акцент в музыке. Ходьба, бег в соответствии с характером и ритмом музыки. Передача движением звучания музыки. Смена направления движения с началом музыкальной фразы. Динамичность, ритмичность, устремленность движений. Упражнения для глаз, их движений.

4. Упражнения ритмической гимнастики. Содержание и амплитуда движения. Общеразвивающие и специальные упражнения. Упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на рече-слухо-двигательную, зрительно-моторную координацию. Упражнения на пространственную ориентировку.

5. Подготовительные упражнения к танцам. Упражнения для ступни ног. Вставание на полупальцы. Выставление ноги на носок. Полуприседание. Выставление ноги на пятку, носок.

6. Элементы танцев. Точность движения. Выставление ноги на пятку и носок. Шаг с притопом на месте. Выставление ноги на пятку с полуприседом. Хороводный шаг. Тройной шаг. Шаг польки. Музыкально-двигательный образ.

7. Танцы. Красота движения. Танец. Хоровод. Хлопки. Красивые, изящные движения. Виды танцев. Веселые, грустные мелодии. Народные мелодии.

8. Музыкально-ритмические и речевые игры. Подвижные игры. Музыкально-ритмические игры. Музыкально-ритмические упражнения и игры по ориентировке в пространстве. Коммуникативные танцы - игры. Корригирующие игры. Речевые игры. Ритмодекламация.

68.9.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

68.9.1.1. Предметные результаты.

Слепые обучающиеся осознают значимость ритмичных движений для жизнедеятельности человека и своего дальнейшего развития. У них будет развиваться чувство ритма, музыкально-ритмическая память, двигательная активность, координация движений, двигательные умения и навыки как необходимые условия для уверенного владения своим телом. У них будет формироваться понимание связи движений с музыкой.

Слепые обучающиеся научатся дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладеют специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов); упражнениями на связь движений с музыкой, упражнениями ритмической гимнастики, направленными на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития.

Обучающиеся овладеют умением выполнять подготовительные упражнения к танцам, элементы танцев, танцы. У них будут развиваться выразительность и пластичность движений, мобильность. Они научатся использовать остаточное зрение при выполнении различных видов упражнений.

Слепой обучающийся научится:

1. Ритмика (теоретические сведения): осознавать ритмическую деятельность и ее роль в жизни человека, понимать ее значение для собственного развития; дифференцировать и называть виды ритмической деятельности и формы музыкально-ритмической деятельности, рассказывать о содержании движений; понимать связь движения с заданным ритмом, характером музыки, связь техники речи с характером движения; понимать роль занятий ритмической деятельностью для развития музыкального слуха, развития ориентировочных умений; соблюдать ограничения по зрению при выполнении музыкально-ритмических упражнений, движений.

2. Специальные ритмические упражнения: реагировать на сигнальные слова "движение", "темп", "ритм"; выполнять движения в соответствии с освоенным видом ритмического упражнения; согласовывать темп движения с проговариванием.

3. Упражнения на связь движений с музыкой: согласовывать характер, темп, направление движения в соответствии с видом упражнений; понимать характер, ритм музыки, песни и двигаться под музыку; выполнять новые виды ходьбы, бега и других видов движений как средств выражения простейших музыкально-двигательных образов.

4. Упражнения ритмической гимнастики: выполнять амплитуду движений в соответствии с видом упражнения; выполнять ритмические гимнастические движения без предмета; с предметом на счет, с хлопками и с проговариванием стихов, пословиц, речевок; правильно захватывать предмет для выполнения определенного упражнения ритмической гимнастики; дифференцировать движения кисти, пальцев руки для захвата и удерживания предмета при выполнении упражнений под музыку; стремиться к выразительности и красоте движения; использовать свои двигательные возможности при выполнении упражнений ритмической гимнастики.

5. Подготовительные упражнения к танцам: сознательно относиться к выполнению движений; выполнять упражнения для ступней ног (вставание на полупальцы, выставление ноги на пятку и носок); принимать положение полуприседания; выполнять необходимые танцевальные движения; принимать и удерживать правильную осанку; выполнять согласованные танцевальные движениям с партнером.

6. Элементы танцев: выполнять различные виды ходьбы, бега под музыку; дифференцировать виды танцевальных движений, обозначать их словом; выполнять элементы танцевальных движений.

7. Танцы: принимать базовые исходные позиции и выполнять движения изучаемого танца; выполнять танцевальные движения в общем ритме и темпе с партнерами; ориентироваться в пространстве зала и свободно передвигаться в нем с изменением темпа музыки и направления движения ("гопак", "полька", "хоровод"); самостоятельно выполнять движения под музыку; соблюдать технику и культуру движений танца; слушать танцевальную музыку, двигаться под музыку; выполнять коллективные танцевальные движения.

8. Музыкально-ритмические и речевые игры: выполнять имитационные и образно-игровые движения под музыку; принимать участие в музыкально-ритмических играх; регулировать силу, высоту голоса, внятность произношения в речевых играх; выполнять мимические и пантомимические движения в играх; самовыражаться в музыкально-ритмических играх.

68.9.1.2. Метапредметные результаты:

установление связи между целью занятий ритмической деятельностью, мотивом и результатом выполнения ритмического упражнения;

двигательная самореализация слепого обучающегося;

восприятие "образа я" как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной деятельности;

приобщение к достижениям национальной, российской и мировой танцевальной культуры и традициям, многообразию танцевального фольклора России, образцам народного танца;

планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений, действий;

эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в двигательном и творческом самовыражении;

развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации движений;

саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий;

аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов движения и их функций;

установка на здоровьесберегающее поведение, ориентация на выполнение правил здорового и безопасного образа жизни;

развитие мотивации к преодолению трудностей;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

потребность в двигательной активности и самореализации;

активное использование сохранных анализаторов для формирования компенсаторных способов овладения специальными ритмическими упражнениями;

развитие пространственного мышления, совершенствование навыков пространственной ориентировки как основы самостоятельного и результативного выполнения ритмических движений;

умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных движений;

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической гимнастикой;

алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений;

умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами танцев, танцами;

развитие умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции с помощью ритмических движений и элементов танцев, двигательного самовыражения;

умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмикой;

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" в процессе овладения ритмическими упражнениями.