93.9. Коррекционно-развивающая область

93.9. Коррекционно-развивающая область.

93.9.1. Ритмика:

а) ритмика: занятия ритмикой в жизни человека, тело человека и его двигательные возможности, значение ритмических упражнений в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности, музыка и движение, красота движения и музыкально-ритмическая деятельность, упражнения в музыкально-ритмической деятельности, танцевальные движения и танцы, движение и речь, ритмика и зрение, ритмика и слух;

б) специальные ритмические упражнения: движения, ритмичная ходьба с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц без музыкального сопровождения, ритмичные движения на счет (четный, нечетный) с паузой, ритмичные хлопки в ладоши, ходьба и бег в различном темпе, ритмичное изменение положения рук, ритмичные координированные движения рук и глаз;

в) упражнения на связь движений с музыкой: движение, характер движения, движения под пение, движение под музыку, движение в соответствии с частью музыкального произведения, ходьба, бег с движениями рук на акцент в музыке, ходьба, бег с выполнением выпадов, поворотов, остановок на акцент в музыке, ходьба, бег в соответствии с характером и ритмом музыки, передача движением звучания музыки, смена направления движения с началом музыкальной фразы, формирование пластичности движений, умений управлять темпом движений, преодоление трудностей развития движений, развитие выразительности движений и самовыражения;

г) упражнения ритмической гимнастики: упражнения ритмической гимнастикой, формирование ритмичности движений, содержание и амплитуда движения, общеразвивающие и специальные упражнения, упражнения с предметами и без предметов, упражнения на зрительно-моторную координацию, упражнения на зрительную пространственную ориентировку;

д) подготовительные упражнения к танцам: упражнения для ступней ног, выставление ноги на носок, полуприседание, выставление ноги на пятку, носок, преодоление трудностей развития двигательных действий, развитие координации двигательных действий;

е) элементы танцев: точность движения, выставление ноги на пятку и носок, шаг с притопом на месте, выставление ноги на пятку с полуприседом, хороводный шаг, тройной шаг, шаг польки, музыкально-двигательный образ, преодоление трудностей развития движений, развитие связи движения с музыкой;

ж) танцы: красота движения, танец, хоровод, хлопки, красивые, изящные движения, виды танцев, веселые, грустные мелодии, народные мелодии, развитие двигательной активности, координации движений, умение управлять темпом движения;

з) музыкально-ритмические игры и занятия: подвижные игры, музыкально-ритмические игры, музыкально-ритмические упражнения и игры по ориентировке в пространстве, коммуникативные танцы - игры, корригирующие игры, речевые игры, ритмодекламация.

93.9.1.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет формироваться потребность в ритмических, красивых, пластичных движениях. У обучающихся будет развиваться двигательная активность, координация движений, появится возможность преодоления трудностей развития движений.

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладеть специальными ритмическими упражнениями и умением их выполнять. У них будет развиваться чувство ритма, связь движений с музыкой, способность к дифференциации движений по степени мышечных усилий, музыкально-ритмическая память; будут совершенствоваться двигательные умения и навыки, укрепится здоровье, повысится работоспособность.

Слабовидящим с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет доступно двигательное самовыражение в соответствии с характером музыкального сопровождения движений в танцах и играх, речевое самовыражение в соответствии с ритмом песни, стихотворений, речевых игр. У обучающихся будет развиваться позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, положительной самооценки. У слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет развиваться выразительность движений и самовыражение.

Обучающимся будет доступно владение своим телом, координация движения, согласованность движения с музыкой, дифференцированность движений по степени мышечных усилий, управление темпом движений и способность подчинять свои движения музыке, согласовывать свои действия с действиями других, выполнять координированные и тонко координированные движения, согласовывать темп речи и движения.

Обучающиеся овладеют опытом саморегуляции движений. У них повысится двигательная активность, разовьются навыки пространственной ориентировки, коммуникации.

93.9.1.2. Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков:

1. Ритмика (теоретические сведения):

знаниями о движениях под музыку, ритмических упражнениях, танцевальных движениях, об элементах движения;

умением называть виды ритмической деятельности, формы музыкально-ритмической деятельности;

умением узнавать на дидактическом материале и точно обозначать части тела, показывать на себе; описывать их двигательные возможности;

знаниями о роли занятий ритмической деятельностью для развития слуха, осязания, развития ориентировочных умений;

знаниями о факторах риска для здоровья при выполнении движений (в том числе для нарушенного зрения).

2. Специальные ритмические упражнения:

умением реагировать на сигнальные слова "движение", "темп", "ритм";

умением выполнять движения в соответствии с освоенным видом ритмического упражнения;

умением согласовывать темп движения с проговариванием;

умением координировать движения глаз и рук в соответствии с заданным темпом.

3. Упражнения на связь движений с музыкой:

способностью согласовывать характер, темп, направление освоенного движения в соответствии с видом упражнений;

умением согласовывать характер, ритм музыки, песни со своими движениями;

умением передавать движением звучание музыки;

разными видами ходьбы и бега;

умением произвольно менять направления движения.

4. Упражнения ритмической гимнастики:

умением осваивать содержание, амплитуду движения ритмической гимнастики в соответствии с видом упражнения;

умением выполнять и регулировать ритмические гимнастические движения без предмета, с предметом;

умением правильно захватывать предмет для выполнения определенного упражнения;

умением дифференцировать движения кисти, пальцев руки для захвата и удерживания предмета, выполнять упражнения с предметами;

развитие желания осуществлять выразительные и красивые движения;

развитие представлений о собственных возможностях.

5. Подготовительные упражнения к танцам:

умением осознанно относиться к выполняемым движениям;

умением называть точным словом части тела;

умением регулировать движения по степени мышечных усилий;

умением принимать положение полуприседа;

двигательными навыками, элементами танца;

умением принимать правильную осанку и поддерживать ее;

умением согласовывать свои движения с движениями партнеров.

6. Элементы танцев:

способностью сознательно относиться к своим движениям;

точностью движений;

умением дифференцировать виды танцевальных движений, обозначать их точным словом;

двигательными навыками как элементами танцев;

согласованными с партнерами танцевальными движениями.

7. Танцы:

умением осваивать базовые позиции и движения изучаемого танца;

способностью сознательно относиться к своим движениям, положениям тела, позам;

умением осваивать элементы танца и целостно их воспроизводить;

умением воспроизводить танцевальные движения в общем ритме и темпе с партнерами;

умением свободно и произвольно выполнять освоенные танцевальные движения в знакомом пространстве;

умением слушать танцевальную музыку, двигаться под музыку;

умением дифференцировать танцы и танцевальные движения;

навыками выполнения коллективных танцевальных движений.

8. Музыкально-ритмические игры и занятия:

простыми имитационными и игровыми движениями;

способностью дифференцировать музыкально-ритмические игры и в соответствии с их видом организовывать свои движения, проявлять двигательную активность;

опытом участия в музыкально-ритмических играх;

умением понимать и передавать информацию, настроение посредством танца;

умением регулировать силу, высоту голоса в музыкально-речевых играх;

навыками самовыражения в музыкальных играх.

93.9.2. Социально-бытовая и пространственная ориентировка:

1. Личная гигиена.

Распорядок дня, необходимость его соблюдения. Правила личной гигиены. Гигиенические правила поведения в местах общего пользования. Туалетные принадлежности по уходу за лицом, волосами, зубами. Ориентировка во времени по часам.

2. Одежда и обувь.

Назначение разных видов одежды и обуви. Виды одежды и обуви для девочек и мальчиков. Одежда и обувь по сезону. Представления о видах труда по уходу за одеждой. Пути предупреждения загрязнения одежды: переодевание в соответствующую по назначению одежду, соблюдение аккуратности на улице и за столом, правил личной гигиены.

Виды труда по уходу за обувью. Материалы, инструменты, необходимые для ухода за обувью. Размещение обуви в отведенном для этого месте.

3. Питание.

Основные продукты питания. Различные группы продуктов. Внешний вид, вкус, запах. Мытье овощей, фруктов, ягод. Извлечение продуктов из упаковки. Приготовление простейших блюд. Обработка продуктов с помощью ножа. Способы техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи.

Сервировка стола. Уход за посудой и столовыми принадлежностями.

4. Жилище и ориентировка в нем.

Функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений. Способы поддержания чистоты и уборки в помещении. Соблюдение норм освещения помещений.

Уход за комнатными растениями. Пользование бытовыми приборами, соблюдение техники безопасности.

5. Транспорт.

Различение вида транспорта по назначению. Узнавание транспорта по результатам наблюдений, по описанию, по характерным звукам. Остановки транспортных средств. Обозначения номеров пассажирских транспортных средств.

Вход и выход из пассажирского транспортного средства.

Оплата проезда в общественном транспорте.

6. Предприятия торговли.

Виды магазинов. Ориентирование в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; в ассортименте товаров различных видов магазинов.

Совершение покупки в предприятиях торговли. Пользование денежными купюрами. Оплата покупки.

7. Культура поведения.

Соблюдение правил поведения в образовательной организации и в общественных местах. Воспитание умения содержать в порядке место, где трудится, занимается, играет. Формирование умения и желания трудиться.

Нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками. Обращение с просьбой к сверстникам и взрослым. Использование в речи вежливых слов.

Правила поведения за столом.

8. Развитие навыков ориентировки в микропространстве.

Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось - для двухмерного и трехмерного пространства.

9. Развитие элементарных навыков ориентировки в макропространстве.

Ориентировка в знакомом замкнутом и свободном пространстве. Самостоятельная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на маршрутах постоянной необходимости.

Правила перехода улицы. Изучение нескольких значимых для обучающегося маршрутов городского транспорта.

93.9.2.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) смогут освоить значимые для адаптации элементарные умения и навыки социально-бытовой и пространственной ориентировки к школьной жизни, самостоятельности и независимости от помощи окружающих людей.

Обучающиеся овладеют навыками личной гигиены, самообслуживания, у них будет формироваться потребность в аккуратности. У воспитанников будут сформированы первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни, которые позволят сделать достаточно комфортным пребывание в школе, повысить статус в семье, обогатить знаниями и умения, которые позволят обучающимся расширить круг общения и перечень доступных видов предметно-практической деятельности. У обучающихся будут формироваться конкретные представления об окружающих их предметах и действиях с ними. Они получат возможность для развития умений и навыков по социально-бытовой и пространственной ориентировке.

93.9.2.2. Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой умений и навыков:

1. Личная гигиена:

умением выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены;

умением выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования;

умением использовать разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами;

навыком использования и хранения туалетных принадлежностей.

2. Одежда и обувь:

умением называть предметы одежды; части одежды; определять лицевую и изнаночную стороны одежды;

умением использовать одежду и обувь по назначению;

умением определять способы хранения одежды и обуви;

умением ухаживать за одеждой и обувью;

навыком соблюдения аккуратности при играх на улице, при приеме пищи.

3. Жилище и ориентировка в нем:

умением называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений;

умением соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям;

знаниями способов поддержания чистоты и уборки помещений; использования необходимого инвентаря для уборки помещений, знаниями способов его хранения;

умениями ухаживать за комнатными растениями;

умением использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой и пространственной ориентировке;

умением пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности.

4. Питание:

умением определять основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху;

умением мыть овощи, фрукты, ягоды; извлекать продукты из упаковки;

знанием правил техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи;

умением готовить простейшие блюда, наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку, выполнять сервировку стола;

умением соблюдать правила поведения за столом.

5. Транспорт:

умением узнавать транспортные средства;

представлениями о наземном пассажирском транспорте, о близлежащих остановках, проездных билетах и документах;

правилами поведения в общественном транспорте;

умением использовать в речи формулы речевого этикета.

6. Культура поведения:

правилами поведения в повседневной жизни и в общественных местах; при общении со сверстниками; правилами поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми;

умениями обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому;

правилами поведения в магазине и умением обращаться за помощью; правилами поведения в парке;

правилами поведения в гостях и умением выбирать подарки.

7. Предприятия торговли:

навыками ориентировки в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; умением находить указатели видов магазинов;

умением ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов; умением совершать покупки в предприятиях торговли, пользоваться денежными купюрами;

правилами поведения при покупке товаров, правилами речевого этикета покупателя.

8. Развитие навыков ориентировки в микропространстве:

умением свободно ориентироваться "на себе";

умением ориентироваться в микропространстве - в книге, на столе, на парте, на доске.

9. Обучение ориентировке в макропространстве:

умением самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом знакомом пространстве;

умением самостоятельно ориентироваться в школе и пришкольном участке.

93.9.3. Социально-коммуникативное развитие.

Формирование представлений о себе, семье, ближайшем социальном окружении.

Представления о себе. Идентификация себя со своим имением, своей половой принадлежностью как мальчика или девочки. Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о строении человека. Развитие психомоторного образования "схема тела". Представление о состоянии своего здоровья, важности соблюдения режима дня и правил личной гигиены. Называние своего возраста, даты рождения. Представление о возрастных изменениях человека. Называние своего имени и фамилии. Представление о занятиях в свободное время. Умение рассказать о себе.

Семья. Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Умение рассказать о своей семье.

Ученики, учителя. Представления об одноклассниках и учителях. Обогащение опыта узнавания их по голосу и другим признакам.

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.

Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование речевых моделей.

93.9.4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

владение опытом простейших вербальных и невербальных коммуникаций с близким социумом;

способность проявлять эмоциональную отзывчивость, умение понимать чувства и эмоции других людей;

формирование потребности к деятельности, к общению; владение общими представлениями о социальных ролях людей.