68.7. Коррекционно-развивающая область: "Развитие осязания и мелкой моторики"

68.7. Коррекционно-развивающая область: "Развитие осязания и мелкой моторики":

1. Роль осязания в жизнедеятельности слепого. Роль осязания в жизнедеятельности человека, познании окружающего мира, отдельных предметов и явлений, овладении пространством. Развитие компенсаторных возможностей субъективного отражения и построения объективной картины происходящего в ближайшем окружении и в природе, предметно-объектного наполнения окружающего мира. Значение использования осязательных навыков в различных видах учебной и внеклассной деятельности, приемов и способов тактильно-осязательного восприятия для освоения предметно-пространственной среды.

2. Формирование представлений о строении и возможностях рук. Знания о строении и возможностях руки как средства познания окружающего мира, расширения границ познавательных возможностей. Виды движений верхних конечностей и способы их развития. Совершенствование мелких точных координированных действий с предметами, необходимыми в учебной деятельности, в быту, для возможности использования рельефно-точечного шрифта письма, чтения по системе Л. Брайля и повышения их скорости. Приемы и упражнения развития осязания и мелкой моторики, приемы и способы тактильно-осязательного восприятия предметно-пространственной среды. Развитие осязания и мелкой моторики, ритмичности движений, направленных на формирование навыков самостоятельной рельефно-графической деятельности. Формирование рациональных обследовательских действий, развитие элементарных практических навыков рельефно-графического изображения.

3. Формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов. Выделение сенсорных эталонов формы. Культура осязания. Алгоритм осязательного обследования эталонов формы. Бимануальное обследование. Осязательное обследование формы объемных, плоскостных сенсорных эталонов, чтение их изображений, выполненных различными видами рельефа. Взаимосвязь сенсорного эталона и его графического изображения. Распознавание и называние геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг). Распознавание и называние геометрических тел (шар, куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус). Приемы сравнения и классификации предметов по форме. Использование тифлотехнических средств для самостоятельной рельефно-графической деятельности по изображению предметов для самостоятельной рельефно-графической деятельности по изображению формы сенсорных эталонов.

4. Формирование представлений об осязательных признаках и фактуре предметов. Сенсорные эталоны осязательных признаков (твердость, мягкость, температура, гладкость). Дифференцировка осязательных признаков и свойств предметов. Сравнение осязательных признаков и свойств предметов. Фактура поверхности. Виды фактур. Дифференцировка и классификация предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре. Приемы сравнения, сходства и различия объектов по их свойствам, признакам и фактуре. Восприятие фактуры предметов на рельефно-графических пособиях.

5. Формирование представлений о величине предметов. Осязательное обследование предметов разной величины. Обследование величины предметов с использованием осязательных ориентиров (ладонь, пальцы). Дифференцировка осязательных признаков величины предметов. Сравнение осязательных признаков величины. Приемы сравнения, сходства и различия объектов по величине. Сравнение предметов по их габаритным размерам: длине, ширине, высоте; владение способами наложения и приложения. Восприятие величины предметов на рельефно-графических пособиях. Использование тифлотехнических средств для самостоятельной рельефно-графической деятельности по изображению величины предметов.

6. Развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы. Алгоритм осязательного обследования предметов простой формы. Бимануальное обследование симметричных предметов простой формы. Осязательное обследование предметов простой формы, соотнесение их с сенсорными эталонами. Соотнесение реальных объектов простой формы с их рельефными изображениями. Алгоритм осязательного обследования предметов сложной формы. Бимануальное обследование несимметричных предметов сложной формы. Осязательное обследование предметов сложной формы, соотнесение их конструкции с сенсорными эталонами. Соотнесение реальных объектов сложной формы с их рельефными изображениями. Чтение рельефных изображений, простейших схем, чертежей. Соотнесение рельефных изображений в букваре с натуральными объектами и их моделями, предметов окружающего мира - с изображениями на рельефных рисунках. Выделение геометрических форм в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах. Обследование группы предметов, сравнение их по форме, величине и положении в пространстве. Использование тифлотехнических средств для самостоятельной рельефно-графической деятельности по изображению предметов простой и сложной формы.

7. Развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания. Использование осязания в процессе ориентировки в окружающем мире. Ориентировка в микропространстве, на микроплоскости (на рабочем месте, на плоскости стола, в учебнике, в тетради, на брайлевском приборе, на индивидуальном фланелеграфе, при работе с рассыпной кассой). Выделение посредством осязания сторон, границ, середины микроплоскости (лист, стол), нахождение при помощи осязательных приемов середины, горизонтали и (или) вертикали, выделение параллельности сторон. Навыки использования тифлотехнических приборов. Развитие осязательных навыков ориентировки на микроплоскости в предметно-практической деятельности.

8. Осязание при формировании представлений о человеке. Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими людьми. Развитие навыков ориентировки в пространстве, схемы тела для развития представлений о себе и своих возможностях. Формирование представления образа другого человека. Развитие осязания и мелкой моторики для формирования и конкретизации представлений об облике человека и его ближайшем окружении. Навыки восприятия алгоритмов лица и тела, приемы осязания при знакомстве и общении со сверстниками и взрослыми.

68.7.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

68.7.1.1. Предметные результаты.

В результате изучения курса "Развитие осязания и мелкой моторики" у обучающихся слепых будут сформированы общие представления о строении руки и возможностях ее использования в процессе освоения и познания окружающего мира. У обучающихся будут развиваться мелкие точные скоординированные движения рук и пальцев для совершенствования обследовательских действий.

Слепые обучающиеся овладеют осязательными навыками, различными способами осязательного обследования. У них будет формироваться культура осязательного обследования, развиваться кожная чувствительность. Они овладеют тактильно-осязательными приемами обследования сенсорных эталонов, предметов окружающего мира различной степени сложности. У них будет развиваться мышечно-суставное чувство и мелкая моторика (в том числе для овладения рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) при выполнении предметно-практических действий на уроках, а также во внеклассной деятельности.

Слепой обучающийся научится:

1. Роль осязания в жизнедеятельности слепого: понимать значение осязания для развития познания окружающего мира, отдельных предметов и явлений; понимать значение осязания для развития активности и любознательности; понимать роль осязания для своей жизнедеятельности.

2. Формирование представлений о строении и возможностях рук: выполнять различные движения кистями и пальцами рук, выполнять сцепления рук; выполнять рациональные обследовательские действия; владеть приемами и способами тактильно-осязательного восприятия для освоения предметно-пространственной среды.

3. Формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов: осязательно обследовать форму сенсорных эталонов (объемных, плоскостных), читать их изображения, выполненные различными видами рельефа; распознавать и называть точку, отрезок, геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, шар).

4. Формирование представлений об осязательных признаках и фактуре предметов: распознавать и выделять предметы по их основным осязательным признакам и свойствам, а также по характеру поверхности; способам дифференцировки предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре.

5. Формирование представлений о величине предметов: осязательно обследовать и сравнивать предметы разной величины; выполнять обследование величины предметов с использованием осязательных ориентиров (ладонь, пальцы).

6. Развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы: осязательно обследовать предметы простой формы, соотносить их с сенсорными эталонами; соотносить реальные объекты простой формы с их рельефными изображениями; осязательно обследовать предметы сложной формы, соотносить их структуру с сенсорными эталонами; соотносить реальные объекты сложной формы с их рельефными изображениями.

7. Развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания: посредством осязания выделять стороны, границы, середину микроплоскости (лист, стол), при помощи осязательных приемов находить середину горизонтали и (или) вертикали, соотносить параллельность сторон; пользоваться тифлотехническими приборами.

8. Осязание при формировании представлений о человеке: использовать представления о человеке при отождествлении себя как члена общества; владеть приемами осязания при знакомстве и общении со сверстниками и взрослыми.

68.7.1.2. Метапредметные результаты:

личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта, предметно-практической деятельности;

установление связи между целью деятельностью по развитию осязания и мелкой моторики, мотивом, результатом предметно-практической деятельности;

планирование, регулирование, контроль и оценка осязательных действий;

овладение навыками осязательного обследования;

развитие мелкой моторики;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях осязательной деятельности;

развитие учебно-познавательной деятельности в процессе осязания;

формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки алгоритма осязательных действий;

контроль результата осязательных действий с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий;

умение вносить в ранее освоенные осязательные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;

саморегуляция как способность мобилизации сил к волевому усилию в преодолении препятствий на пути осязательного познания мира;

выбор наиболее эффективных и оптимальных способов решения осязательной задачи;

контроль и оценка результатов тактильно-осязательного восприятия;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) на основе тактильно-осязательного способа восприятия;

составление целого из частей в результате изучения объектов в предметно-практической деятельности;

алгоритмизация осязательных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности;

развитие двигательной сферы и координации движений.