78.4. Математические представления

78.4. Математические представления.

Временные представления. Определение временного промежутка ("сейчас", "вчера", "сегодня", "завтра"). Составление последовательности событий. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Расположение предметов на плоскости в заданном по отношении друг к другу положении и словесное обозначение местоположения предметов на плоскости (на парте, на рельефных рисунках) и в пространстве (в классе).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов (в доступных пределах). Освоение математических знаков по системе Л. Брайля. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между цифрами, знака цифры. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине. Умение различать и сравнивать предметы по цвету (для обучающихся с остаточным зрением), форме, величине. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Соотнесение величины предмета с названием. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме. Представление о геометрических телах. Различение геометрических тел (шар, куб, брус). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб - квадрат, шар - круг, брус - прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры на приборе "Графика" (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).

Пространственные представления. Ориентировка на схеме тела, в пространстве и на плоскости. Пространственные представления (верх - низ, впереди - сзади, право - лево). Определение месторасположения предметов в пространстве (близко, около, рядом, далеко, сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева). Перемещение в пространстве в заданном направлении (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево). Ориентация на плоскости (верх, низ, середина, правая сторона, левая сторона). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление ряда из предметов. Определение месторасположения предметов в ряду.

78.4.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

овладение элементарными математическими представлениями о количестве, числе, цифрах, составе числа (в доступных обучающемуся пределах);

освоение записи и чтения чисел, математических знаков с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, цвету (для учащихся с остаточным зрением);

умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много);

умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту бытовых задач;

умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности;

освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.