138. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4)

138. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.4).

138.1. Система оценки результатов должна включать целостную характеристику освоения обучающимся СИПР, отражающую следующие компоненты образования:

что обучающийся должен знать и уметь на данном этапе образования;

что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;

насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

138.2. При оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;

в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической деятельностью обучающихся;

способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения практических заданий;

в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение обучающимся задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения педагогическими работником, совместно с педагогическим работником);

при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности обучающегося (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе с педагогическим работником);

выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и "зоны ближайшего", а для некоторых обучающихся "зоны отдаленного развития", то есть возможностей потенциального развития;

выявление представлений, умений и навыков обучающихся с ТМНР в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки СИПР, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

138.3. Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение конкретных жизненных задач, сформулированных в СИПР. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько он использует сформированные представления для решения жизненных задач.

138.4. Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету, включенному в СИПР обучающегося, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной компетенции.

138.5. Для оценки результатов развития жизненной компетенции обучающегося предлагается использовать метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Экспертная группа должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с обучающимся, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения обучающегося и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.