12.5. Особые образовательные потребности глухих обучающихся
В структуру особых образовательных потребностей глухих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с нарушениями слуха.
К общим потребностям относятся:
1) организация специального обучения сразу после выявления первичного нарушения развития;
2) обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
3) введение в содержание обучения при необходимости специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, коррекционных курсов;
4) обеспечение непрерывности образовательно-коррекционного процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные курсы по программе коррекционной работы;
5) использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
6) индивидуализация образовательно-коррекционного процесса с учетом возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся;
7) максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации;
8) обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач, специальной психолого-педагогической поддержки семье.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с нарушениями слуха, относятся:
1) увеличение при необходимости сроков освоения АООП НОО;
2) обеспечение деловой и эмоционально комфортной атмосферы, способствующей качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества обучающихся в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, в том числе имеющими нормальный слух;
3) постановка и реализация на уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
4) учет специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;
5) преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с обучающимся и его социокультурным окружением;
6) обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;
7) целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование у обучающихся умений использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания); применение в образовательно-коррекционном процессе соотношения устной, письменной, устно-дактильной и жестовой речи с учетом особенностей разных микрогрупп глухих обучающихся, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе;
8) использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами по общению (в том числе применение русского жестового языка в общении, прежде всего, с лицами, имеющими нарушения слуха);
9) использование звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования в ходе всего образовательно-коррекционного процесса с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций;
10) осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, коллективной звукоусиливающей аппаратурой (стационарной или беспроводной), стационарной аппаратурой индивидуального пользования (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций);
11) при наличии дополнительных первичных нарушений развития у глухих обучающихся проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;
12) оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья, в том числе на основе сетевого взаимодействия.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей