93.7. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)"

93.7. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)".

93.7.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.

93.7.2. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психолого-педагогических предпосылок к его изучению слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

93.7.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые построены по концентрическому принципу и предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на этапе начального общего образования.

93.7.4. Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) включают личностные результаты за период обучения, а также минимальный и достаточный уровень предметных достижений слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за каждый год обучения на этапе начального общего образования.

93.7.5. Пояснительная записка.

93.7.5.1. Программа по труду (технологии) на этапе начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС НОО ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Учебный предмет "Труд (технология)" является одним из важнейших на этапе начальной школы для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью. Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие, наличие слабовидения, недостатки развития двигательной и речевой сферы, а в ряде случаев и отсутствие организованного дошкольного образования, значительно снижают готовность обучающихся данной группы к школьному обучению. Поэтому освоение программного содержания учебного предмета начинается с пропедевтического (диагностического) периода, направленного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными разнообразными видами работы с различными материалами.

93.7.5.2. Содержание предмета "Труд (технология)" на этапе обучения в начальной школе включает следующие разделы:

общекультурные и общетрудовые компетенции;

технология ручной обработки материалов;

конструирование и моделирование.

93.7.5.3. При обучении в 1 дополнительном классе в 1 полугодии для выполнения поделок практически не используются инструменты. Обучающиеся работают в основном с пластическим материалом (пластилин). Работа с ним позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки). На протяжении всего периода изучения предмета "Труд (технология)" следует уточнять представления обучающихся о натуральных предметах. При знакомстве с объектом, образцом, его плоскостной или объемной моделью педагогу необходимо постоянно направлять внимание обучающихся на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки. Это будет способствовать формированию у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью предметных представлений и накоплению чувственного опыта.

Программа учебного предмета предусматривает выполнение объемных изделий из бумаги (в 1 полугодии в 1 дополнительном классе без использования инструментов). При работе с бумагой также важно, помимо образца, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных).

Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе. При работе с инструментами особое внимание следует уделять обучению соблюдению правил безопасности.

Изучение слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью учебного предмета "Труд (технология)" обеспечивает формирование представлений о трудовых профессиях. Обучающиеся научатся понимать роль труда в жизни человека, а также использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач.

Реализация учебного предмета "Труд (технология)" для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью предусматривает обязательное упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образовательной деятельности, наглядно-действенный характер обучения, предполагающий работу по формированию доступных предметно-практических действий под контролем нарушенного зрения, использование специальных средств наглядности (натуральные предметы, модели, макеты, муляжи, иллюстративный материал, адаптированный к зрительным возможностям слабовидящих), а также специальных методов и приемов (алгоритмизация, поэтапность, сопряженные действия). На уроках труда (технологии) осуществляется специальное обучение переносу сформированных трудовых умений и навыков в новые ситуации, а также их применению для решения житейских практических задач. Обязательным условием является соблюдение режима зрительных нагрузок в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и индивидуальных рекомендаций врача-офтальмолога.

Учебный предмет "Труд (технология)" для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью обладает высоким коррекционно-развивающим потенциалом, обеспечивающим удовлетворение специфических особых образовательных потребностей обучающихся данной группы. Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета "Труд (технология)" реализуется посредством решения комплекса коррекционно-образовательных задач, приоритетных для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью.

93.7.5.4. Целью изучения учебного предмета "Труд (технология)" является формирование у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) практических умений и навыков, необходимых для занятий различными доступными видами труда, воспитание трудолюбия и развитие позитивного отношения к трудовой деятельности, развитие зрительного восприятия и зрительного внимания при выполнении трудовых действий.

93.7.5.5. Программа учебного предмета "Труд (технология)" направлена на решение системы общеобразовательных и коррекционно-образовательных задач.

Общеобразовательные задачи:

формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

формирование интереса к разнообразным видам труда;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

развитие сенсомоторной сферы, рук, зрительно-моторной координации, глазомера через формирование практических умений;

развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально полезных качеств личности.

Коррекционно-образовательные задачи реализации специфических особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью:

овладение элементарными знаниями о видах труда;

формирование организационных умений в труде (работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования);

формирование умений контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий) с помощью педагога;

формирование навыков безопасной работы с инструментами с помощью педагога.

воспитание бережного отношения к природе;

развитие и расширение кругозора;

развитие интереса к разнообразным видам труда;

воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, отзывчивость);

формирование умения работать в коллективе;

формирование доброжелательного отношения друг к другу, старшим;

коррекция недостатков познавательной деятельности посредством формирования алгоритма зрительного и осязательно-зрительного обследования объекта, его формы, цвета, величины, пространственного расположения;

развитие аналитико-синтетической деятельности - овладение умением сравнивать объекты, предметы по форме, величине;

обучение уточнению соответствия конструкции поделки натуральному предмету (стилизованные фигурки животных и другие);

формирование представления о натуральных предметах;

развитие точности и согласованности движений пальцев рук, глазомера, зрительно-моторной координации.

93.7.5.6. Учебный предмет "Труд (технология)" относится к предметной области "Технология" и содержится в обязательной части учебного плана.

Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" в 1 дополнительном классе рассчитана на 33 час (33 учебные недели) и составляет 1 час в неделю.

В соответствии с федеральным учебным планом (вариант 4.3 ФАОП НОО) рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" в 1 - 4 классах рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю.

93.7.5.7. Содержание обучения.

93.7.5.7.1. Содержание обучения в 1 дополнительном классе.

Общекультурные и общетрудовые компетенции: основные виды деятельности человека и профессий. Поделочные материалы для уроков труда (технологии), инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда (технологии).

Сорта бумаги (писчая, печатная, рисовальная, впитывающая, упаковочная, обойная, бумага для творчества) и ее назначение. Свойства бумаги (плотная, тонкая, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая). Назначение сортов бумаги.

Физические свойства пластилина.

Правила обращения с ножницами. Устройство ножниц.

Рассказ о нитках в природе и жизни человека; из чего делают нитки. Знание физических свойств (тонкие, толстые, короткие, длинные, цветные). Определение функциональной значимости предметов, сделанных из ниток, в быту, игре.

Называние понятий "шитье", "вышивка", "контур", "стежок", "расстояние между стежками".

Технология ручной обработки материалов: работа с глиной и пластилином. Физические свойства глины. Предметы, сделанные из глины. Физические свойства пластилина, правила обращения с пластилином, инструменты и приемы работы с пластилином. Правила работы с пластилином. Аппликация из пластилина. Разминание пластилина в руках и размазывание его по поверхности. Конструктивный способ лепки. Раскатывание пластилина столбиками (палочками). Сравнение предметов по длине (длинный, короткий, средний), толщине (тонкий, толстый). Сравнение длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в учебнике. Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Приемы лепки "скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями", "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы" (наконечник пирамидки), "сплющивание пластилина ладонью" и "размазывание пластилина на картоне". Выполнение изделия пластическим способом лепки из одного куска пластилина. Приемы "скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями", "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы", "вдавливание пальцем пластилина". Прием "вытягивание шара и овала до конической формы". Приемы работы с пластилином: "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы", "вытягивание овала до конической формы" и "сплющивание пластилина ладонью". Скатывание заготовки шарообразной формы. Соблюдение пропорций и пространственные соотношения деталей, частей при лепке объемной фигуры.

Работа с природными материалами. Листья деревьев и свойства засушенных листьев. Приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина. Предметы природного мира группы "Овощи", "Домашние птицы", "Овощи". Предметы рукотворного мира группы "Транспорт", "Игрушки". Еловые шишки - природный материал. Свойства еловых шишек (форма, цвет, величина, поверхность). Прием "накручивание заготовки на палочку (веточку)".

Ориентировка на плоскости листа. Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур "квадрат", "треугольник", "прямоугольник" (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны, середина). Выполнение предметно-практических действий в заданном пространственном направлении (на себя, от себя). Установление пространственных соотношений предметов (на, перед, за, справа, слева, сверху). Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа). Инструкция, содержащая пространственную характеристику.

Понятие "аппликация". Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции педагога и технической карте изделия.

Работа с бумагой и картоном. Предметы, сделанные из бумаги. Составление коллекции сортов бумаги. Физические свойства бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается) в процессе предметно-практических действий. Прием разрывания бумаги на две части по линии сгиба. Приемы обрывания кусочков цветной бумаги и наклеивания обрывных кусочков на основу. Прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные) и кривые (дугообразные, волнообразные, спиралеобразные) линии. Наклеивание смятых из бумаги шариков на основу.

Основные признаки геометрической фигуры "треугольник" (три стороны, три угла, середина). Различение треугольников по величине. Сгибание треугольника пополам, ориентировка в пространстве геометрической фигуры треугольник (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны). Основные признаки геометрической фигуры "квадрат". Геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаков (стороны, углы). Различение квадрата, прямоугольника и треугольника. Выполнение приемов "сгибание квадрата пополам" и "сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)", "совмещение сторон с опорными точками". Геометрическая фигура "круг" и соотнесение круга с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму. Геометрическая фигура "овал" и определение сходства и различия овала и круга. Соотнесение овала с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму. Называние геометрических форм в полуфабрикате.

Работа ножницами. Устройство ножниц, их функциональное назначение, правила их хранения, техника безопасности (в том числе при передаче их другому лицу). Имитация движения ножницами на весу (без бумаги). Прием "разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца". Выполнение приема "надрез по короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц". Контролирование мышечного усилия при выполнении короткого разреза. Прием "надрез по коротким вертикальным линиям" без предварительной разметки. Выполнение приема "разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц". Прием резания ножницами по кривой линии. Вырезание по кругу, рационально используя приемы резания бумаги. Выполнение приема "вырезание по незначительно изогнутой линии"

Рисование по опорным точкам снизу вверх (графические упражнения). Разметка по шаблону. Рисование по линиям или опорным точкам предметы, имеющие округлый контур.

Работа с нитками. Работа с нитками (сматывание в клубок, наматывание на катушки, разрывание, разрезание). Наматывание ниток в клубок. Вдевание нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте). Прием шитья "игла вверх-вниз". Вышивание в два приема: шитье приемом "игла вверх-вниз" и заполнение расстояния между стежками ниткой того же или другого цвета.

Конструирование и моделирование: работа с предметно-операционным планом. Конструктивный способ лепки предметов. Осуществление контроля за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника. Использование шишек в конструктивной деятельности. Последовательное конструирование с использованием изобразительно-графического пооперационного плана. Разбор образца объемного многодетального изделия с помощью педагога. Планирование операции с использованием предметно-операционного плана. Выполнение действий по инструкции, содержащей пространственную характеристику. Работа с пооперационным изобразительно-графическим планом. Соблюдение пропорций в изделии и соединение их в единую конструкцию.

93.7.5.7.2. Содержание обучения в 1 классе.

Общекультурные и общетрудовые компетенции: основные виды деятельности человека и профессий. Поделочные материалы для уроков труда (технологии), инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда (технологии).

Природные материалы и среды, где их находят. Предметы, сделанные из природного материала. Свойства природного материала (форма, цвет, величина, поверхность).

Физические свойства пластилина.

Правила обращения с ножницами. Устройство ножниц.

Последовательное конструирование с использованием изобразительно-графического пооперационного плана.

Определение функциональной значимости предметов, сделанных из ниток, в быту, игре.

Симметрия.

Разбор аппликации с помощью педагога (определять тематику, выделять детали, цветовые отношения, пространственное расположение деталей, узнавать приемы обработки бумаги (разметка по шаблону, вырезание, обрывание, наклеивание).

Рассказ о предметах симметричного строения.

Называние свойства ниток, способы их хранения и приемы использования в быту. Разбор правил безопасной работы с иглой. Называние понятий "шитье", "вышивка", "контур", "стежок", "расстояние между стежками".

Технология ручной обработки материалов: работа с природными материалами. Листья деревьев и свойства засушенных листьев.

Ориентировка на плоскости листа. Ориентировка в пространстве геометрической фигуры прямоугольник (верхняя, нижняя, правая, левая, боковая стороны, середина, верхний, нижний, левый, правый углы). Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур "квадрат", "треугольник", "прямоугольник" (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны, середина). Ориентировка в пространстве в процессе размещения и наклеивания заготовок внутри контура.

Понятие "аппликация". Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции педагога и технической карте изделия.

Работа с бумагой и картоном. Назначение и сорта бумаги. Разметка по шаблону. Выполнение приемов "сгибание квадрата пополам" и "сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)", "совмещение сторон с опорными точками". Практические действия с бумагой (рвется, мнется, гнется, клеится, режется). Выполнение приема "плетение вверх-вниз". Складывание бумаги в гармошку. Выполнение приема "сгибание бумаги пополам". Выполнение приема предметного симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам.

Основные признаки геометрической фигуры "квадрат" (четыре стороны, четыре угла, середина). Различение квадратов по величине. Сгибание квадрата с угла на угол, ориентировка в пространстве геометрической фигуры квадрат (верхний угол, нижний угол, правая, левая стороны). Основные признаки геометрической фигуры "прямоугольник" (четыре стороны, по две - одинаковой длины, четыре угла - все прямые). Различение прямоугольников по величине. Сгибание прямоугольника пополам и совмещение углов с опорными точками в разных пространственных направлениях (сверху вниз, снизу вверх). Основные признаки геометрической фигуры "треугольник". Основные признаки геометрических фигур "квадрат" и "треугольник". Различение квадрата, прямоугольника и треугольника.

Работа с глиной и пластилином. Пластический способ лепки предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями, раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы. Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Приемы лепки "скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями", "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы" (наконечник пирамидки), "сплющивание пластилина ладонью" и "размазывание пластилина на картоне". Приемы работы с пластилином: "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы", "вытягивание овала до конической формы" и "сплющивание пластилина ладонью". Скатывание заготовки овальной формы. Умение выполнять приемы обработки пластилина и соединения деталей: "прищипывание", "примазывание". Соблюдение пропорций при лепке объемной фигуры

Работа с ножницами. Имитация движения ножницами на весу (без бумаги). Прием "разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца", "разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца", "разрез по длинной линии, не смыкая лезвия ножниц", "скругление углов прямоугольной формы". Умение резать по короткой наклонной линии. Контролирование мышечное усилия при выполнении короткого надреза. Выполнение приема криволинейного вырезания "разрез по незначительно-изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц". Освоение способа симметричного вырезания. Вырезание по кривой (волнообразной) линии. Вырезание геометрических форм симметричного строения.

Рисование по опорным точкам снизу вверх. Разметка по шаблону.

Работа с нитками. Выполнение приемов наматывания ниток на основу. Использование инструментов (иглы, ножницы, наперсток). Вдевание нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте). Прием шитья "игла вверх-вниз". Вышивание в два приема: шитье приемом "игла вверх-вниз" и заполнение расстояния между стежками ниткой того же или другого цвета.

Конструирование и моделирование: приемы соединения природного материала с поверхностью листа при помощи пластилина. Работа с предметно-операционным планом. Владение конструктивным способом лепки многодетальных предметов. Контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника. Сборка конструкции с опорой на образец. Планирование ближайшей операции с помощью пооперационного плана. Выполнение орнамента (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться).

93.7.5.7.3. Содержание обучения во 2 классе.

Общекультурные и общетрудовые компетенции: правила поведения и работы на уроках труда (технологии). Подготовка и содержание в порядке рабочего места.

Виды ручного труда, поделочных материалов и инструментов, используемых при их обработке.

Понятие "орнамент".

Представления об одежде. Представления об изделиях из ниток как о декоративных украшениях. Применение и назначение ткани в жизни людей. Процесс изготовления ткани. Различение ткани по окраске и другим свойствам. Сорта ткани и их применение в одежде. Составление коллекции тканей. Профессия портного. Понятия "шитье", "вышивка", "стежок", "расстояние между стежками".

Представления о глине как о материале для изготовления посуды. Понятие "скульптура" и произведения этого вида искусства.

Понятия "иллюстрация" и "макет".

Технология ручной обработки материалов: работа с глиной и пластилином. Глина и пластилин как поделочный материал. Глина как строительный материал. Обработка пластилина с применением резака, стеки. Навыки обработки пластилина: сминание, скатывание, сплющивание, вытягивание. Лепка чашки цилиндрической формы. Приемы "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы", "вдавливание пластилина пальцем". Лепка конструктивным способом изделия конической формы. Прием "скатывание пластилина столбиком (палочкой)". Осуществление контроля способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради. Скатывание пластилина кругообразными движениями до получения формы шара. Лепка фигурок животных конструктивным способом. Пластический способ лепки из пластилина.

Геометрическое тело "брус". Сравнение бруса с реальными предметами. Лепка из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной геометрической формы. Приемы: "разметка по шаблону геометрических фигур", "сгибание бумаги пополам", "симметричное вырезание из бумаги", "наклеивание листьев на бумажную поверхность". Геометрические фигуры (квадрат, треугольник). Сходство и различия этих фигур (стороны, углы). Геометрическое тело "цилиндр". Понятия "конус", "усеченный конус". Геометрическое тело "шар", его признаки.

Работа с природными материалами. Виды природных материалов, их применение, правила сбора, сушки и хранения. Использование листьев для украшения предметов быта. Изделия, игрушки, сделанные из природных материалов. Плоды деревьев (желуди). Столярные инструменты и правила работы с шилом. Изделия, игрушки, сделанные из природных материалов. Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала. Представления о растительном мире (хвойные деревья). Строение сосновой и еловой шишек. Изготовление из шишек человечка с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин).

Работа с бумагой и картоном. Сорта бумаги (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная), свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Фактура бумаги. Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага. Словарная работа: газетная, книжная, писчая, почтовая, конвертная, салфеточная, туалетная, обойная, упаковочная. Обработка бумаги с использованием приемов сминания. Правила работы с клеем и кистью. Картон. Предметы, сделанные из картона, функциональная значимость в быту, игре, учебе. Технические сведения о картоне: сорт (переплетный, коробочный); цвет (серый, белый, желтый, цветной), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифленый); особенности (картон впитывает влагу и коробится; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Понятие "шаблон" и его геометрические формы. Разметка фигур на бумаге по образцу. Понятия "контур", "силуэт". Вырезание ножницами по контурной линии. Приемы изготовления плоских елочных игрушек в форме стилизованных изображений. Понятие "бумажная мозаика". Приемы: "разметка по шаблону", "вырезание по контурной линии", "обрывание бумаги", "наклеивание небольших кусочков бумаги на основу". Понятие "симметрия". Приемы "разметка по шаблону", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам", "надрез по прямой линии". Сборка способом соединения заготовок в прорези. Изготовление из бумаги шара, состоящего из 4 - 5 и более полос бумаги. Технические приемы "разметка полос по шаблону", "разрез по длинной линии", "склеивание полосы-заготовки кольцом". Сборка способом склеивания заготовок.

Пространственная ориентировка на листе бумаги (картона) и размещение предметного изображение на его поверхности. Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа). Ориентировка в пространстве геометрической фигуры "квадрат".

Работа с текстильными материалами. Свойства ниток, виды работы с нитками (вязание, вышивание, шитье, плетение, связывание в пучок). Анализ изделия из ниток. Приемы наматывания, связывания, резания ниток. Назначение пуговиц, цвет, форма, материал, из которых производят пуговицы. Вдевание нитки в иголку. Прием завязывания узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями к ткани. Прием шитья "игла вверх-вниз". Анализ изделия из ниток, выделение его признаков и свойств по вопросам педагога. Приемы наматывания, связывания, резания ниток. Правила хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Приемы наматывания ниток на картон. Сматывание ниток в клубок на бумажный шарик. Инструменты и приспособления, необходимые для швейных работ. Технология раскроя и резания ткани по выкройке. Технология сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Правила хранения игл. Представления о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Изготовление игольницы по образцу. Вышивка. Виды отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Вышивание закладки сметочным стежком и оформлению концов закладки кисточками.

Понятие "аппликация". Анализ аппликации и выделение основных признаков и свойств аппликационных изображений. Составление аппликации из сухих листьев с использованием предметно-операционного плана в коллективной беседе.

Конструирование и моделирование: составление плана работы над изделием с использованием предметно-операционный плана с помощью педагога. Работа по плану. Составление плана выполнения многодетальной поделки и оценивание своего изделия по вопросам педагога. Чтение изобразительно-графического плана с помощью педагога. Оценка качества выполненной работы в сравнении с образцом.

93.7.5.7.4. Содержание обучения в 3 классе.

Общекультурные и общетрудовые компетенции: знакомство с правилами поведения и работы на уроках труда (технологии).

Подготовка рабочего места и содержания его в порядке.

Повторение видов ручного труда, поделочных материалов и инструментов, используемых при их обработке.

Виды природных материалов, виды работы с природными материалами. Рассказ о природном материале как поделочном и его художественно-выразительных свойствах. Рассказ об изделиях и игрушках, сделанных из природных материалов.

Рассказ об изделиях из древесины и их назначении. Рассказ об использовании древесины в разных видах работы. Знакомство с условиями труда в школьной столярной мастерской при работе со столярной ручной пилой (ножовкой) и с отходами в виде опилок (по возможности).

Знакомство с профессией слесаря. Знакомство с условиями труда и техникой безопасности в школьной слесарной мастерской (по возможности). Получение познавательных сведений о металлоконструкторе.

Перечисление предметов, сделанных из картона, и их функциональная значимость в быту, игре, учебе.

Технология ручной обработки материалов: работа с природными материалами. Определение признаков и свойств орехов. Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с применением других поделочных материалов. Изготовление объемных изделий из природных материалов.

Разбор аппликации и выделение основных признаков и свойств аппликационных изображений. Изготовление аппликации из засушенных листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Изготовление аппликации из обрывной бумаги с опорой на предметно-операционный план.

Работа с бумагой и картоном. Сравнение разных сортов бумаги. Определение видов работы с бумагой и приемы работы с бумагой. Определение приемов работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Выполнение технологических операций, используемых при окантовке картона. Технологии работы с бумажными полосами. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос. Изготовление складных игрушек из бумажных полос. Технология работы с бумажными кольцами. Изготовление игрушек из бумажных колец. Рассмотрение карнавальных масок и полумасок. Изготовление карнавальной полумаски. Карнавальные головные уборы, применение, способы изготовления, материалы, используемые при их изготовлении. Изготовление карнавальных головных уборов. Выполнение технологии: окантовки картона полосками бумаги или технической ткани; изготовления складной доски способом окантовки картона листом бумаги. Соблюдение последовательности окантовки картона бумагой. Изготовление открытых коробок способом склеивания с помощью клапанов и оклеивания их полосками бумаги. Изготовление открытых коробок способом склеивания бортов встык. Изготовление конуса из круга. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел.

Работа с проволокой. Определение понятия "проволока", применение проволоки в изделиях из природных и других материалов. Знакомство с видами и свойствами проволоки, инструментами, используемыми при работе с проволокой. Формообразование при работе с проволокой. Освоение технологических приемов работы с проволокой. Подготовка рабочего места для работы с проволокой, правила обращения с проволокой.

Работа с древесиной. Изделия из древесины. Знакомство с понятиями "дерево" и "древесина", различия между ними. Знакомство с условиями труда и техникой безопасности в школьной столярной мастерской (по возможности). Выполнение способами обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями. Освоение технологии изготовления опорного колышка. Знакомство с правилами безопасности, подготовка рабочего места для работы с древесиной, правила безопасной работы с древесиной, инструментами и материалами. Выполнение технологии изготовления аппликации из древесных опилок. Организация рабочего места для работы с опилками.

Работа с металлоконструктором. Рассмотрение изделий из металлоконструктора. Выполнение технологии соединения планок винтом и гайкой. Сборка треугольника и квадрата из планок. Проведение сборки треугольника и квадрата из планок.

Работа с текстильными материалами. Освоение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Выполнение прямых стежков "вперед иголку", "назад иголку" Выполнение различных видов ручных стежков и строчек. Выполнение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Выполнение шитья строчкой прямого стежка в два приема. Выполнение шитья справа налево с заполнением промежутков между стежками. Определение видов украшения изделий. Использование строчек прямого и косого стежка в два приема в вышивании. Выполнение технологии изготовления закладки по образцу.

Конструирование и моделирование: составление плана и изготовление изделия по составленному плану, оценивание своего изделия самостоятельно и по вопросам педагога. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки по предметно-операционному плану самостоятельно и с частичной помощью педагога. Выполнение приемов соединения деталей из природного материала: соединения с помощью заостренной палочки и пластилина. Чтение предметно-операционного плана и следование ему.

93.7.5.7.5. Содержание обучения в 4 классе.

Общекультурные и общетрудовые компетенции: подготовка и содержание порядка рабочего места. Соблюдение правил поведения на уроках труда (технологии).

Подготовка рабочего места к работе с бумагой.

Проверка знаний о ткани. Проведение беседы об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Знакомство с видами ткани, ткачество. Проведение беседы о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Разбор изделия, выделение его основных признаков и деталей. Рассказ о функциональном назначении изделий из ткани.

Определение функционального назначения изделий из бумаги. Знакомство с понятием "развертка". Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки).

Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с понятием "геометрический орнамент", рассмотрение пространственного размещения его элементов.

Знакомство с функциональным назначением изделий из металла. Проведение беседы о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Рассказ о функциональном назначении изделий из металла.

Рассказ о функциональном назначении изделий из бумаги.

Знакомство с видами, свойствами ниток, видами работы с нитками.

Рассказ о видах проволоки, ее свойствах, приемах сгибания.

Знакомство с изделиями из древесины.

Проведение беседы о различных операциях при ремонте одежды.

Технология ручной обработки материалов: работа с бумагой и картоном. Выполнение упражнений в дифференцировании и объединении в группы материалов, инструментов и приспособлений. Выполнение различных видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструирование). Соблюдение правила разметки бумаги. Складывание из треугольников. Овладение сборкой изделия способом склеивания деталей. Складывание фигурок из бумаги (оригами). Чтение схем-рисунков по условным обозначениям. Овладение складыванием базовой формы "треугольник" и на его основе - фигурки рыбки. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Разметка заготовки изделия. Разбор объекта, особенности конструкции изделия. Выполнение технологических операций с бумагой. Освоение приемов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Выполнение подвижного соединения деталей. Самостоятельное изготовление изделия по готовому плану. Определение особенностей конструкции изделия. Выполнение черчения окружности с помощью циркуля. Освоение технологических операций: "разметка по шаблону", "вырезание по линии разметки". Изготовление игрушки "Летающий диск" по плану. Разбор конструкции многодетального изделия. Выделение его основных признаков и свойств. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Сборка изделия по намеченному плану. Изготовление изделия на основе развертки. Разбор конструкции изделия, его основные признаки и свойства. Выполнение технологии склеивания клапанов конверта. Выполнение сборки изделия по намеченному плану. Знакомство со способами изготовления конвертов. Выполнение сгибания бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конвертов без клеевого соединения. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Выполнение переплетения деталей из бумажных зигзагообразных полос. Проведение разметки наклонных линий с помощью угольника. Выполнение работы по технологии "свободное плетение" из бумаги. Рассказ о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Деление круга на равные части способом складывания. Выполнение склеивания деталей и сборка изделия с помощью клея. Выполнение деления круга на равные части с помощью угольника и линейки. Овладение способом тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Выполнение склеивания деталей изделия с использованием приема "точечное склеивание". Выполнение приема разметки деталей изделия по шаблону. Овладение приемом: "надрез по короткой линии". Выполнение вырезания симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Разбор изделия: форма изделия, конструкция изделия и пространственное соотношение его деталей. Складывание базовой формы "змей" и использование ее в изделии. Выполнение разметки с использованием чертежа. Чтение чертежа и технического рисунка по чертежным линиям. Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради.

Работа с текстильными материалами. Упражнение в дифференцировании и объединении в группы материалы, инструменты и приспособления. Изучение плотности переплетения нитей в ткани. Знакомство с процессом ткачества на примере полотняного переплетения нитей. Выполнение бумажной схемы переплетения нитей. Выполнение приема скручивания ткани. Изготовление куклы-скрутки по плану и самостоятельно. Знакомство со способами отделки изделий из ткани. Выполнение приема обработки края салфетки способом выдергивания нитей (бахрома). Повторение правил работы с режущими и колющими инструментами. Выполнение соединения деталей изделия строчкой косого стежка. Разбор аппликации, выделение деталей и их пространственное соотношение. Выполнение связывания ниток в пучок.

Работа с металлом. Освоение приемов формообразования: сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги.

Работа с проволокой. Выполнение приемов формообразования изделий из проволоки. Разбор изделия.

Работа с древесиной. Выполнение обработки древесины ручными инструментами. Применение карандашной (древесной) стружки в аппликации. Выполнение приемов получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки и соединения кусочков карандашной стружки. Освоение технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Выполнение клеевого соединения деталей из древесины.

Овладение технологией пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Выполнение приемов отрезание нитки нужной длины, завязывание узелка на конце нитки. Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Овладение приемами отрезание нитки нужной длины, завязывания узелка на конце нитки. Овладение технологией изготовления и пришивания вешалки.

Конструирование и моделирование: проведение сборки изделия по намеченному плану. Выполнение контроля за производимыми операциями. Осуществление контроля за правильностью выполнения трудовых действий. Выполнение контроля за правильностью выполнения трудовых действий. Выполнение изделия по намеченному плану. Проведение сборки изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки).

93.7.5.8. Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии) на этапе начального общего образования.

93.7.5.8.1. Личностные результаты.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование способности к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной составляющей;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.

93.7.5.8.2. Предметные результаты.

В результате изучения учебного предмета "Труд (технология)" у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться умения работать с отдельными видами материалов; навыки самообслуживания. Обучающиеся будут овладевать способами обработки материалов в зависимости от их свойств; некоторыми приемами ручной обработки материалов; доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов; правилами безопасной работы с различными инструментами и соблюдения офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения; развивать зрительные и компенсаторные возможности в ходе овладения трудовыми умениями и навыками.

В результате изучения предмета у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться представления о трудовых профессиях. Они научатся понимать роль труда в жизни человека, использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач.

93.7.5.8.3. Предметные результаты в 1 дополнительном классе.

Минимальный уровень:

знать правила организации рабочего места;

знать виды трудовых работ;

знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках в 1 дополнительном классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

знать названия инструментов, необходимых на уроках труда (технологии), их устройство, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знать приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках;

организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью педагога;

разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

определять способы соединения деталей с помощью педагога;

составлять стандартный план работы по пунктам с использованием предметно-операционного плана с помощью педагога;

владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью педагога;

работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).

Достаточный уровень:

знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в учебнике, рабочей тетради;

работать с доступной для обучающихся наглядностью:

составлять план работы над изделием с использованием предметно-операционного, графического планов и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков.

93.7.5.8.4. Предметные результаты в 1 классе.

Минимальный уровень:

знать правила организации рабочего места и организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью педагога;

называть виды трудовых работ;

знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках труда (технологии), правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

знать названия инструментов, необходимых на уроках труда (технологии), их устройство, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

называть приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках труда (технологии);

анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

определять способы соединения деталей с помощью педагога;

составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью педагога;

работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками);

владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью педагога.

Достаточный уровень:

знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков.

93.7.5.8.5. Предметные результаты во 2 классе.

Минимальный уровень:

знать правила организации рабочего места;

знать виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы;

знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках труда (технологии), правила их хранения и санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках труда (технологии), их устройство, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знать технологические операции (разметка деталей, выделение детали из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);

знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью линейки; разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания, сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки; вышивания, аппликация);

подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью педагога и самостоятельно;

разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с частичной помощью педагога и самостоятельно;

определять способы соединения деталей с частичной помощью педагога и самостоятельно;

составлять стандартный план работы по пунктам с использованием предметно-операционного плана с частичной помощью педагога и самостоятельно;

работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными материалами, древесиной и проволокой);

владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью педагога и самостоятельно.

Достаточный уровень:

знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

знать названия инструментов и их устройство, правила обращения с ними и рациональное использование их в том или ином виде работы;

знать физические и художественно-выразительные свойства материалов, с которыми обучающиеся работают на уроках труда (технологии);

самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в учебнике, рабочей тетради;

работать с доступной для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью наглядностью: составлять план работы над изделием с использованием предметно-операционного, графического планов и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его признаки и свойства и планировать ход работы над изделием;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков.

93.7.5.8.6. Предметные результаты в 3 классе.

Минимальный уровень:

знать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знать виды трудовых работ;

знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках труда (технологии); знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

знать названия инструментов, необходимых на уроках труда (технологии), их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках труда (технологии);

анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;

пользоваться доступными технологическими и инструкционными картами;

составлять стандартный план работы по пунктам;

владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

работать с доступными материалами;

использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину), конструировать из металлоконструктора);

выполнять несложный ремонт одежды.

Достаточный уровень:

знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

знать виды художественных ремесел;

находить необходимую информацию в учебнике, рабочей тетради;

знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требования при выполнении работ;

осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы;

использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с использованием предметно-операционного и графического планов, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;

оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков труда (технологии) обучения.

93.7.5.8.7. Предметные результаты в 4 классе.

Минимальный уровень:

знать и соблюдать правила организации рабочего места и уметь самостоятельно его организовывать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знать названия и некоторые свойства поделочных материалов, используемых на уроках; знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

знать названия инструментов, необходимых на уроках, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знать и использовать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках труда (технологии);

анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;

пользоваться доступными технологическими и инструкционными картами;

составлять стандартный план работы по пунктам и следовать ему при выполнении задания (поделки);

владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

работать с доступными материалами;

использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл), древесину; конструировать из металлоконструктора;

выполнять несложный ремонт одежды.

Достаточный уровень:

знать и соблюдать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

знать и различать виды художественных ремесел;

находить необходимую информацию в учебнике, рабочей тетради;

знать и соблюдать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требования при выполнении работ;

осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы;

использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с использованием предметно-операционного и графического планов, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;

оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после уроков труда (технологии) обучения.

(пп. 93.7 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)