68.2. Литературное чтение

68.2. Литературное чтение.

68.2.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" для слепых обучающихся на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

"Литературное чтение" - один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающегося младшего школьного возраста.

Курс "Литературное чтение" призван ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учетом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Приоритетная цель обучения литературному чтению - становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретенные обучающимися младшего школьного возраста знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета "Литературное чтение" станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает о времени с выделением резервных часов, позволяющие учитывать индивидуальные потребности и способности обучающихся и организовывать дифференцированный подход, а также предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета "Литературное чтение" при условии сохранения обязательной части содержания курса.

Содержание учебного предмета "Литературное чтение" раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося младшего школьного возраста: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимся младшего школьного возраста фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета "Литература" в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета "Литературное чтение" является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося младшего школьного возраста, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося младшего школьного возраста за каждый год обучения в начальной школе.

Предмет "Литературное чтение" преемственен по отношению к предмету "Литература", который изучается в основной школе.

Освоение программы по предмету "Литературное чтение" в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом "Обучение грамоте" (рекомендуется 180 часов, из них: 100 часов на предмет "Русский язык" и 80 часов на предмет "Литературное чтение"). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов "Русский язык" и "Литературное чтение" (на курс "Литературное чтение" в 1 классе рекомендуется отводить не менее 10 учебных недель - 40 часов (132 часа), во 2 - 4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе), а в 5 классе 102 (3 часа в неделю). Всего: 642 часа.

Получение слепыми обучающимися, осваивающими вариант 3.2 ФАОП НОО в пролонгированные сроки обучения (5 лет), определяет необходимость перераспределения учебного материала предмета "Литературное чтение" по годам обучения. Приоритетным является равномерное распределение содержания учебного материала по годам обучения, однако особенности психофизического развития контингента слепых обучающихся на уровне начального общего образования и темпы освоения системы рельефно-точечного шрифта Л. Брайля могут стать обоснованием для реализации вариативного подхода к перераспределению учебного материала. В данном случае решение о выборе количественных, качественных и методических подходов к перераспределению учебного материала по годам обучения и учебным четвертям принимается педагогическим работником.

Пролонгация сроков освоения слепыми обучающимися учебного предмета "Литературное чтение" на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии со следующими принципами и подходами:

концентрический принцип. В содержании учебного предмета представлены разделы и темы, которые на каждом году обучения расширяются, дополняются и изучаются на более углубленном уровне;

резервность планирования учебного материала. Материал, который должен быть запланирован на учебный год, планируется из расчета - учебный год + одна учебная четверть;

связь учебного материала с жизнью. Основу этого принципа составляет конкретизация учебного материала. Распределение учебного материала должно осуществляться с учетом сезонности, связи с конкретными событиями, явлениями и фактами (праздники, знаменательные даты, общественно значимые явления, сезонные виды деятельности людей), общим укладом жизни. Свободным является перенос тем, изучение которых не носит сезонный характер;

обеспечение возможности интеграции учебного материала. Материал, при освоении которого обучающиеся испытывают трудности, может быть дополнительно изучен на последующих годах обучения посредством логического объединения с другим материалом;

пропедевтическая направленность обучения. Предполагается выделение времени на подготовку к освоению новых сложных разделов и тем;

обеспечение прочности усвоения знаний. Каждая четверть должна начинаться с повторения и закрепления учебного материала, изученного в предыдущей четверти;

пролонгация периода освоения грамоты в 1 классе. Сроки периода освоения грамоты слепыми обучающимися при необходимости могут быть продлены и составлять 9 месяцев (традиционные сроки составляют 7 месяцев), что обусловлено специфическими трудностями овладения письмом и чтением по системе рельефно-точечного шрифта Л. Брайля.

68.2.2. Содержание обучения:

1. Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

2. Чтение:

а) чтение вслух: постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования;

б) чтение про себя: осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания;

в) работа с разными видами текста: общее представление о разных видах текста (художественный, учебный, научно-популярный) и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления других обучающихся, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративных материалов;

г) библиографическая культура: книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;

д) работа с текстом художественного произведения: понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью педагогического работника). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия "Родина", представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам педагогического работника), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью педагогического работника) мотива поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя произведения. Портреты, характеры героев, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев;

е) работа с учебными, научно-популярными и другими текстами: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

3. Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимание вопросов, умение отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

4. Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

5. Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX - XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия обучающихся младшего школьного возраста.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

6. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью педагогического работника) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

7. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение поэтапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

68.2.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

68.2.3.1. Предметные результаты.

Слепые обучающиеся осознают значимость чтения для своего личностного развития и успешности обучения по всем учебным предметам. Они овладеют техникой чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля.

У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. У них появится интерес к чтению художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширить кругозор, обогатить словарный запас.

У обучающихся сформируются представления о мире, российской истории и культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности.

Слепые обучающиеся будут учиться осознанно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

К концу обучения в начальной школе слепые обучающиеся будут готовы к дальнейшему обучению, ими будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, общего речевого развития (овладение техникой чтения вслух и "про себя", приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов).

Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться справочными источниками для получения информации. Они осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты с элементами рассуждения и описания. Слепые обучающиеся научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.

В результате изучения учебного предмета "Литературное чтение" у слепых повысится уровень речевого развития. У них будет осуществляться коррекция познавательной деятельности, своеобразие которой обусловлено ограниченностью чувственного восприятия, недостаточным накоплением представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Осуществление работы по развитию речи слепого обучающегося путем систематической ее конкретизации, обогащения будет способствовать преодолению вербализма речи, оказывать положительное компенсаторное воздействие на формирование всех познавательных процессов.

Слепые обучающиеся приобретут навыки чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, используя специальные приспособления: увеличенное шеститочие, двойной брайлевский пенал, прибор прямого чтения, рассыпную азбуку.

Слепые обучающиеся научатся воспринимать и понимать рельефные рисунки, помещенные в учебнике, что будет способствовать коррекции осязательного восприятия и предметных представлений, конкретизирующих речь. Для повышения скорости и качества чтения они овладеют приемами правильного движения рук в процессе чтения, что обеспечит быстрое распознавание букв рельефно-точечного шрифта.

Слепой обучающийся научится:

1. Виды речевой и читательской деятельности:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учетом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст вслух (темп чтения 65 - 80 слов в минуту) и "про себя" (темп чтения - 75 - 90 - 100 слов в минуту);

читать текст обеими руками, не используя остаточное зрение (для слепых с остаточным зрением);

читать (вслух) выразительно книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, доступные для данного возраста, прозаические произведения;

декламировать стихотворные произведения (30 стихотворений) после предварительной подготовки (только для художественных текстов);

слушать книги, озвученные или напечатанные плоским шрифтом;

применять умение при чтении художественной, научно-популярной, детской литературы по заданию педагогического работника и по личной инициативе;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое или выборочное - в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и "про себя", при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность и взаимосвязь; устанавливать причинно-следственные, временные связи; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словаря в учебнике и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного, краткого или выборочного) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

2. Круг детского чтения (для всех видов текстов):

осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

самостоятельно читать детские книги для слепых;

вести список прочитанных книг, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу.

3. Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).

4. Творческая деятельность (только для художественных текстов):

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.

68.2.3.2. Метапредметные результаты.

В результате изучения учебного предмета у обучающегося формируются УУД в части:

осмысления слепыми обучающимися "образа Я" как творца речевой деятельности;

смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов обучающегося;

самоопределения и самопознания на основе сравнения "образа Я" с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

чувства любви к своей Родине; нравственная оценка через выявление содержания и значения действий персонажей;

развития чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

понимания контекстной речи на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

моделирования (воссоздание) образов героев, картин событий и поступков персонажей на основе получения вербальной информации;

произвольного и выразительного построения контекстной речи с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе с использованием аудиовизуальных средств;

установления логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения;

построения плана литературного произведения с выделением существенной и дополнительной информации;

структурирования знаний;

формулирования собственного мнения и позиции;

смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделения существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

взаимодействия с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой" при обсуждении прочитанных произведений.