55.9. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи"
55.9. Коррекционно-развивающая область: коррекционный курс "Развитие слухового восприятия и техника речи".
55.9.1. Пояснительная записка.
На занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи" у обучающихся развиваются навыки социокультурной адаптации, регуляции поведения, адекватного взаимодействия в социуме за счет получения более полной информации об окружающей среде при ориентации в социально значимых неречевых звучаниях окружающего мира, совершенствования навыков устной коммуникации.
На занятиях обучающиеся овладевают базовыми сенсорными способностями, необходимыми для более полноценного развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний, музыки; у них развивается восприятие различных звучаний музыкальных инструментов (игрушек) - барабана, дудки, гармошки, свистка, металлофона, бубна, ксилофона, маракасов, треугольника, румб, неречевых звучаний окружающего мира - бытовых шумов, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека, городских шумов, голосов животных и птиц, шумов, связанных с явлениями природы, различение и опознавание разговора и пения, мужского и женского голоса.
Важное значение на занятиях придается развитию слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны. У обучающихся целенаправленно развиваются мотивы овладения устной речью, постоянного пользования индивидуальными средствами слухопротезирования, стремление реализовывать сформированные умения и навыки в процессе устной коммуникации в урочное, внеурочное и внешкольное время.
На фронтальных занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи" реализуются три направления работы:
формирование у обучающихся базовых способностей, необходимых для слухового восприятия: умений вычленять разнообразные звуковые сигналы (наличие устойчивой двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы) и дифференцировать их по длительности, интенсивности, высоте и тембру при использовании элементарных музыкальных инструментов (игрушек);
развитие восприятия социально значимых неречевых звучаний окружающего мира (уличных сигналов и шумов, бытовых шумов, голосов птиц и животных);
развитие восприятия и воспроизведения устной речи.
Обучение проводится при пользовании обучающимися индивидуальными средствами слухопротезирования.
Содержание занятий должно быть доступно всем обучающимся класса как с точки зрения восприятия неречевых звучаний, так и в области развития речевого слуха и произносительной стороны речи.
На данных занятиях развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, обучение произношению строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями. При этом первичные произносительные умения у обучающихся формируются на индивидуальных занятиях, а их закрепление осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных занятиях. Это предполагает обязательное совместное планирование специальной (коррекционной) работы по закреплению произносительных умений и навыков, реализацию единых требований к устной речи обучающихся.
Речевой материал - слова, словосочетания, фразы, короткие диалоги, чистоговорки, рифмовки, короткие стихотворения, а также слоги, слогосочетания и отдельные звуки, отбирается с учетом знакомости и необходимости обучающимся в общении на уроках и во внеурочное время, а также в соответствии с фонетической задачей занятия (речевой материал специально насыщен закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи).
Мониторинг включает текущий учет достижения обучающимися планируемых результатов (на каждом занятии) и периодический учет освоения содержания данного коррекционного курса, который проводится в конце каждой четверти. В содержание периодического учета входит изучение результатов работы по развитию у обучающихся слухового восприятия неречевых звучаний - звучаний элементарных музыкальных инструментов (игрушек), звуков окружающего мира, а также восприятия и воспроизведения речевого материала, планируемого вместе с педагогическим работником, ведущим занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи". По результатам мониторинга педагогический работник, ведущий занятия "Развитие слухового восприятия и техника речи", составляет отчет о достижении планируемых результатов обучения. Кроме этого, желательно, чтобы данный педагогический работник принимал участие в обследовании восприятия и воспроизведения устной речи, проводимом на индивидуальных занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи", участвовал в ежегодном составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося (совместно с педагогическим работником, которым проводятся индивидуальные занятия и музыкально-ритмические занятия).
55.9.2.1. Развитие слухового восприятия.
Развитие слухового восприятия неречевых звучаний, различных шумов (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся):
звучаний музыкальных инструментов (игрушек), разных по тембру и высоте, определение количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов (прежде всего, двух-, трех- и четырехсложные, в которых один звук более продолжительный по звучанию, чем другие), высоты (высокие, низкие, средние звуки, повышение и понижение второго звука относительно первого);
неречевых звучаний, связанных с окружающим человека звуковым фоном: бытовых шумов - шумы бытовой техники, телефонный звонок, стук в дверь, звонок в дверь; голосов животных и птиц (домашних животных - лошади, коровы, овцы, свиньи, собаки, кошки, домашних птиц - петуха, курицы, гусей, цыплят, диких животных и птиц); шумов, связанных с явлениями природы (раскаты грома, шум дождя, завывание ветра, звон капели, плеск реки); городских шумов - сигналы городского транспорта, шумы приближающегося транспорта, сигналы машин службы помощи - скорая, пожарная, полиция, свисток полицейского, залпы салюта; проявлений физиологического и эмоционального состояний человека - смех, плач, чихание, кашель;
разговора и пения, мужского и женского голоса;
определение направления звучания (локализация звучания в пространстве).
Расширение представлений об окружающей действительности в связи с восприятием неречевых звучаний.
Развитие практической ориентации в звучащем мире.
Подбор неречевых звучаний осуществляется по темам: "Бытовые шумы", "Городские шумы", "Звуки природы", "Транспорт", "Голоса диких животных", "Голоса домашних животных", "Голоса перелетных птиц", "Голоса зимующих птиц" и других с учетом общего и слухоречевого развития обучающихся, их познавательных интересов.
Восприятие на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, с кохлеарными имплантами (имплантом) и индивидуальным слуховым аппаратом в зависимости от слухопротезирования обучающихся) знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов (в основном, диалогов), отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности.
Восприятие на слух информации по радио, телевидению.
Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и аналогичное), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков.
Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими людьми разного возраста.
Закрепление произносительных умений и навыков, сформированных на индивидуальных занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи": правильного пользования речевым дыханием, голоса нормальной высоты, силы и тембра с естественными модуляциями по силе и высоте, воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, слов, словосочетаний, фраз, текстов (преимущественно диалогов), коротких стихотворений.
55.9.3. Планируемые результаты освоения курса.
Результатами освоения курса являются:
овладение восприятием на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом) в зависимости от слухопротезирования обучающихся) звучаний музыкальных инструментов (игрушек): наличие устойчивой условной двигательной реакции при восприятии на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение оптимального расстояния при восприятии на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный, быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания;
умения восприятия на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом) в зависимости от слухопротезирования обучающихся), словесного определения доступных неречевых звучаний окружающего мира, включая социально значимые бытовые и городские шумы, голоса животных и птиц, шумы, связанные с явлениями природы, шумы, связанные с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека, разговор и пение, мужской и женский голоса;
умения восприятия на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, или с кохлеарными имплантами (имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом) в зависимости от слухопротезирования обучающихся) фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения обучающихся;
умения произносить отработанный речевой материал эмоционально, внятно и естественно, использовать при устной коммуникации естественные невербальные средства (соответствующее выражение лица, позу, пластику);
соблюдение сформированных произносительных умений в самостоятельных высказываниях;
при общении с использованием устной речи реализация сформированных коммуникативных действий, соблюдение знакомых правил речевого этикета;
применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыков устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей