76.6. Особые образовательные потребности слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР
76.6. Особые образовательные потребности слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР.
Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слепоты с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обусловливает наличие у обучающихся особых образовательных потребностей:
1) организацию максимально раннего специального обучения, которое должно начинаться сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития; учет потребности во введении специальных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, которых нет в содержании образования обучающегося с сохранными возможностями здоровья; использование специальных методов и средств обучения, "обходных путей", необходимых для обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей;
2) потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды; в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательной организации; в пролонгированном обучении, выходящем за рамки школьного возраста; в согласованных требованиях, предъявляемых к обучающемуся со стороны всех окружающих его людей; в совместной работе педагогических работников, а также родителей (законных представителей) обучающихся в процессе его образования;
3) специальную организацию всей его жизни, обеспечивающей развитие компенсаторных процессов в условиях образовательной организации и в семье; развитие самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в повседневной жизни;
4) формирование потребности в общении, овладении средствами коммуникации со сверстниками и взрослыми; навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
5) обучение использованию специальных технических средств, способствующих ориентировке в окружающем мире, налаживанию общения со сверстниками и взрослыми; целенаправленное социальное, эмоциональное, познавательное, моторное развитие обучающегося;
6) организацию обучения и воспитания: слепых обучающихся с остаточным зрением, с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможность коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок; слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), имеющих тотальную слепоту или светоощущение - возраста утраты зрения и времени жизнедеятельности в условиях слепоты, режима тактильных и физических нагрузок;
7) целенаправленное развитие деятельности сохранных анализаторов, формирование компенсаторных способов деятельности; профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции сенсорных, предметных и пространственных конкретных и обобщенных представлений;
8) формирование умений и навыков поэтапного обследования предметов; широкое использование специальных приемов организации учебно-практической деятельности (работа по инструкции, приемы пошагового обучения); обеспечение доступности учебной информации для осязательного, слухового и зрительно-осязательного (для слепых с остаточным зрением) восприятия обучающимися; предъявление информации в наглядно-образной форме; целенаправленное развитие мотивационно-потребностной сферы, речевой деятельности; коррекции нарушений в двигательной сфере;
9) нивелирование негативных и поведенческих проявлений и профилактика их возникновения;
10) целенаправленное формирование предпосылок учебной деятельности, базовых учебных действий.
76.6.1. Особые образовательные потребности слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР обусловливают необходимость разработки СИПР, которая разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и нацелена на образование слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР с учетом их уровня психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.
Целью реализации СИПР является включение слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение обучающимся самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.
СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год), который определяется решением ПМПК образовательной организации. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с обучающимся, при участии его родителей (законных представителей).
Принципы и подходы к построению АООП для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР предполагают учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в значительном разнообразии возможностей освоения содержания образования. Слепой обучающийся, имеющий другие тяжелые нарушения развития, получает образование по адаптированной основной образовательной программе, на основе которой образовательная организация разрабатывает СИПР, учитывающую его общие и специфические образовательные потребности.
Разработка СИПР базируется на следующих положениях:
1) учет типологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся; особых образовательных потребностей;
2) обеспечение образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательной организации;
3) создание образовательной среды в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся;
4) введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в АООП НОО для слепых обучающихся (варианты 3.2, 3.3);
5) необходимость использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
6) адекватность программы возможностям обучающегося со слепотой и умственной отсталостью, другими тяжелыми первичными нарушениями, ее соответствие запросам семьи и рекомендациям специалистов;
7) неоднородность состава данной группы обучающихся; широкий диапазон возможностей освоения обучающимися АООП НОО образовательных программ, курсов коррекционно-развивающей области в различных условиях обучения;
8) направленность процесса обучения на формирование практических умений и навыков, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
9) учет потенциальных возможностей обучающихся и "зоны ближайшего развития";
10) использование сетевых форм взаимодействия специалистов общего и специального образования;
11) включение родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса.
Разработка СИПР рассматривается как необходимое условие получения образования слепыми обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР.
Обучаясь по АООП НОО и разработанной на ее основе СИПР, слепой обучающийся получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слепых обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Вариант 3.4 АООП НОО может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность <5>, а также на условиях обучения на дому.
--------------------------------
<5> Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
АООП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ образовательной программы может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций <6>.
--------------------------------
<6> Статья 15 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).
Выбор варианта 3.4 АООП НОО для слепого обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с согласия родителей (законных представителей).
а) персональные данные об обучающемся и его родителях;
б) характеристику семейных условий (бытовые условия, отношение членов семьи к образованию обучающегося;
в) заключение ПМПК и другие медицинские документы.
2. Характеристика слепого обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР составляется на основе психолого-педагогического обследования, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии обучающегося;
особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
характеристика поведенческих и эмоциональных реакций обучающегося; характерологические особенности личности обучающегося со слов родителей (законных представителей);
сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, игра; интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях;
потребность в уходе и присмотре; необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная и (или) частичная, постоянная и (или) эпизодическая;
на основании анализа результатов психолого-педагогического обследования делаются выводы о приоритетных задачах развития и обучения обучающегося, определяются основные образовательные области, учебные предметы, курсы коррекционно-развивающей области для дальнейшей педагогической работы с обучающимся.
3. Условия выполнения программы (количество занятий, занятия в классе и индивидуальные, общий и двигательный режим, средства коммуникации).
4. Индивидуальный учебный план, включающий доступные для обучающегося образовательные области, учебные предметы, курсы коррекционно-развивающей области и определяющий объем недельной учебной нагрузки на обучающегося.
5. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий, операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития, воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания обучающихся на определенный учебный период (полгода или год).
6. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание и раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
8. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании обучающегося, развитие мотивации родителей (законных представителей) к конструктивному взаимодействию со специалистами, привлечение родителей (законных представителей) к участию в разработке и реализации СИПР.
9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; представление: "узнает объект", "не всегда узнает объект" (ситуативно), "не узнает объект". Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Кроме того, программа может иметь различные приложения, включающие задания и рекомендации для персонала образовательной организации, волонтеров, учителей дополнительного образования, организации досуговой деятельности обучающихся.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей