173.2. Направление и содержание программы коррекционной работы

173.2. Направление и содержание программы коррекционной работы.

Значительной части обучающихся с РАС доступно и показано образование, соотносимое по уровню "академического" компонента с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для обучающихся с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития; она является оптимальной в том случае, если до поступления в школу обучающийся имел опыт посещения занятий в группе сверстников.

Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, обучающиеся с РАС для успешного освоения начального образования в условиях инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворения их особых образовательных потребностей, которая реализуется на основе разрабатываемой для каждого обучающегося индивидуальной программы коррекционной работы.

173.3. Основные принципы формирования программы коррекционной работы с обучающимися с РАС заключаются в следующем:

необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии;

при выраженности проблем, связанных с развитием социально-бытовых навыков и навыков коммуникации, ориентировки в происходящем, восприятием заданий и инструкций педагогического работника, должна быть подключена дозированная и временная помощь тьютора;

в связи с трудностями формирования учебного поведения у обучающегося с РАС в начале обучения он должен быть временно обеспечен дополнительными занятиями с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания;

необходимость постепенного перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной, специального внимания к выбору для обучающегося места в классе, где он будет более доступен организующей помощи педагогического работника;

значимость для обучающегося с РАС четкой и осмысленной упорядоченности временно-пространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе, дающей ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;

необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за освоением обучающимся новым учебным материалом и для оказания, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной программы;

необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого механического накопления;

необходимость специальной коррекционной работы по развитию вербальной коммуникации обучающихся с РАС, возможности вести диалог, делиться с другими своими мыслями, впечатлениями, переживаниями;

развитие внимания к близким взрослым и одноклассникам, оказание специальной помощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений, переживаний;

создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего;

необходимость специальной установки педагогического работника на развитие эмоционального контакта с обучающимся, совместное осмысление происходящих событий;

поддержание в обучающемся с РАС уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; трансляция этой установки одноклассникам обучающегося с РАС с подчеркиванием его сильных сторон. Демонстрация симпатии к нему педагогическими работниками через свое отношение в реальном поведении.

173.3.1. Для успешного обучения в условиях инклюзии обучающийся с РАС требует индивидуального подхода:

при организации и подаче учебного материала в условиях фронтальных и индивидуальных занятий должны учитываться особенности усвоения информации и специфика выработки навыков при аутизме;

при организации самостоятельного выполнения обучающимся с РАС учебных заданий на классных занятиях должны использоваться виды заданий, поддерживающие и организующие его работу;

при оценке меры трудности задания и учебных достижений обучающегося необходим учет специфики проблем его искаженного развития, парадоксальности освоения "простого" и "сложного" при аутизме (например, легче выделить скрытые на картинке геометрические фигуры, чем раскрыть ее содержание по смыслу).

173.3.2. Необходимо вводить в программу коррекционной работы специальные разделы обучения, способствующие:

формированию у обучающегося с РАС представлений об окружающем мире;

развитию способности к осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта;

развитию самосознания на основе проработки воспоминаний, представлений о будущем;

развитию способности планировать, выбирать, сравнивать, осмыслять причинно-следственные связи в происходящем.

173.3.3. Процесс обучения на уровне начального общего образования обучающегося с РАС должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и другими обучающимися, семьи и школы.

173.3.4. Обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

173.3.5. Программа коррекционной работы разрабатывается на всех годах обучения, результаты освоения ее обучающимися служат основанием для ее пересмотра и уточнения не реже одного раза в четверть.

174. Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.