73.9. Коррекционно-развивающая область: "Ритмика"

73.9. Коррекционно-развивающая область: "Ритмика":

1. Ритмика (теоретические сведения): занятия ритмикой в жизни человека, тело человека и его двигательные возможности, ритмические упражнения в жизнедеятельности, в том числе в учебной деятельности, музыка и движение, красота движения и музыкально-ритмическая деятельность, упражнения в музыкально-ритмической деятельности, танцевальные движения и танцы, движение и речь, ритмика и зрение, ритмика и слух.

2. Специальные ритмические упражнения: ритмичная ходьба с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием стихов (пословиц) без музыкального сопровождения, ритмичные движения на счет (четный, нечетный) с паузой, ритмичные хлопки в ладоши, ходьба и бег в различном темпе, ритмичное изменение положения рук, ритмичные координированные движения рук, упражнения для глаз.

3. Упражнения на связь движений с музыкой: движения под пение, движение под музыку, движение в соответствии с частью музыкального произведения, ходьба, бег с движениями рук на акцент в музыке, ходьба, бег с выполнением выпадов, поворотов, остановок на акцент в музыке, ходьба, бег в соответствии с характером и ритмом музыки, передача движением звучания музыки, смена направления движения с началом музыкальной фразы, формирование пластичности движений, умений управлять темпом движений, преодоление трудностей развития движений, развитие выразительности движений и самовыражения.

4. Упражнения ритмической гимнастики: формирование ритмичности движений, содержание и амплитуда движения, общеразвивающие и специальные упражнения, упражнения с предметами и без предметов, упражнения на пространственную ориентировку.

5. Подготовительные упражнения к танцам: упражнения для ступней ног, выставление ноги на носок, полуприседание, выставление ноги на пятку, носок, преодоление трудностей развития двигательных действий, развитие координации двигательных действий.

6. Элементы танца: выставление ноги на пятку и носок, шаг с притопом на месте, выставление ноги на пятку с полуприседом, хороводный шаг, тройной шаг, шаг польки, музыкально-двигательный образ, преодоление трудностей развития движений, развитие связи движения с музыкой.

7. Танцы: красота движения, танец, хоровод, хлопки, красивые, изящные движения, виды танцев, веселые, грустные мелодии, народные мелодии, развитие двигательной активности, координации движений, умений управлять темпом движения.

8. Музыкально-ритмические игры и занятия: подвижные игры, музыкально-ритмические игры, музыкально-ритмические упражнения и игры по ориентировке в пространстве, коммуникативные танцы - игры, корригирующие игры, речевые игры, ритмодекламация.

73.9.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

У слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет формироваться потребность в ритмических, красивых, пластичных движениях, повышаться двигательная активность.

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладеть специальными ритмическими упражнениями и умением их выполнять.

У них будет развиваться чувство ритма, связь движений с музыкой, способность к дифференциации движений по степени мышечных усилий, музыкально-ритмическая память, будут совершенствоваться двигательные умения и навыки, укрепится здоровье, повысится работоспособность.

Слепым обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет доступно двигательное самовыражение в соответствии с характером музыкального сопровождения движений в танцах и играх, речевое самовыражение в соответствии с ритмом песни, стихотворений, речевых игр. У обучающихся будет развиваться позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, положительной самооценки.

Обучающимся будет доступно владение своим телом, согласованность движений с музыкой, дифференцированность движений по степени мышечных усилий, управление темпом движений и способность подчинять свои движения музыке, согласовывать свои действия с действиями других, выполнять координированные и тонко координированные движения, согласовывать темп речи и движения.

Обучающиеся овладеют опытом саморегуляции движений. У них повысятся двигательная активность, разовьются умения пространственной ориентировки, коммуникации.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков:

1. Ритмика (теоретические сведения):

представлениями о движениях под музыку, ритмических упражнениях, танцевальных движениях, элементах движений;

умением называть виды ритмической деятельности, формы музыкально-ритмической деятельности, вербализовать свои движения;

умением узнавать и точно обозначать части тела, показывать на себе; описывать их двигательные возможности;

знаниями о роли занятий ритмической деятельностью для развития слуха, осязания, развития ориентировочных умений;

знаниями о факторах риска для здоровья при выполнении движений (в том числе и для остаточного зрения).

2. Специальные ритмические упражнения:

умением реагировать на сигнальные слова "движение", "темп", "ритм";

умением выполнять движения в соответствии с освоенными видами ритмических упражнений;

умением согласовывать темп движения с проговариванием.

3. Упражнения на связь движений с музыкой:

умением согласовывать характер, темп, направление освоенного движения в соответствии с видом упражнений;

умением согласовывать характер, ритм музыки, песни со своими движениями;

способностью передавать движением звучание музыки;

умением использовать разные виды ходьбы и бега;

умением произвольно менять направления движения.

4. Упражнения ритмической гимнастики:

умением осваивать содержание упражнений, амплитуду движения в соответствии с их видом;

умением выполнять и регулировать ритмические гимнастические движения без предмета, с предметом;

умением правильно захватывать предмет для выполнения определенного упражнения;

умением дифференцировать движения кисти, пальцев для захвата и удерживания предмета, выполнять упражнения с предметами;

способностью осуществлять выразительные и красивые движения под музыку;

представлениями о собственных возможностях.

5. Подготовительные упражнения к танцам:

умением сознательно относиться к выполняемым движениям;

умением называть точным словом части тела;

умением регулировать движения по степени мышечных усилий;

умением принимать положение полуприседа;

двигательными навыками - элементами танцев;

умением принимать правильную осанку и ее поддерживать;

умением согласовывать свои движения с движениями партнеров.

6. Элементы танцев:

способностью сознательно относится к своим движениям;

умением выполнять танцевальные движения;

умением дифференцировать виды танцевальных движений, обозначать их точным словом;

двигательными навыками как элементами танцев;

умением согласовывать с партнером танцевальные движения.

7. Танцы:

умением осваивать базовые позиции и движения изучаемого танца;

способностью сознательно относится к своим движениям, положениям тела, позам;

умением осваивать элементы танца и целостно их воспроизводить;

умением воспроизводить танцевальные движения, в общем, с партнером ритме и темпе;

умением свободно и произвольно выполнять освоенные танцевальные движения в знакомом пространстве;

умением слушать танцевальную музыку, двигаться под музыку;

умением дифференцировать танец и танцевальные движения;

навыками выполнения коллективных танцевальных движений.

8. Музыкально-ритмические и речевые игры:

умением выполнять простые имитационные и игровые движениями;

умением дифференцировать музыкально-ритмические игры и в соответствии с их видом организовывать свои движения, проявлять двигательную активность;

умением участвовать в музыкально-ритмических играх;

умением понимать и передавать информацию, настроение посредством танца;

умением регулировать силу, высоту голоса в музыкально-речевых играх;

умением самовыражения в музыкальных играх.