179.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2)

179.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ФАОП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2).

179.2.1. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП начального общего образования, что сможет обеспечить объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с РАС, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов образования.

Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с РАС являются оценка образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с РАС, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и формирование УУД;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП начального общего образования;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В соответствии со ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ обучающихся с РАС результаты достижений обучающихся в овладении АООП начального общего образования являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения АООП начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

179.2.2. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, тьютора, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов). Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с РАС ФАОП НОО следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является ППк.

На основе требований к результатам освоения ФАОП НОО для обучающихся с РАС образовательная организация разрабатывает собственную программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, имеющихся в тексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.

Пример представлен в таблице:

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (то есть самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений обучающегося) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений обучающихся класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов;

6) локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ обучающихся с РАС не подлежат итоговой оценке.

179.2.3. Основным объектом оценки метапредметных результатов освоения обучающимися АООП НОО служит сформированность таких метапредметных действий, как:

речевые, среди которых особое место занимают навыки осознанного чтения и работы с информацией;

коммуникативные, необходимые для учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

Оценка уровня сформированности у обучающихся универсальных действий проводится в форме неперсонифицированных процедур. Содержание оценки, критерии, процедура, состав инструментария оценивания, форма представления результатов разрабатывается с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

179.2.4. Оценка предметных результатов овладения АООП НОО (оценка достижения обучающимися с РАС планируемых результатов по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области).

Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия второго класса, то есть в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся с РАС продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогическим работником и одноклассниками.

В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

На итоговую оценку, результаты которой используются для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующем уровне образования, выносятся предметные результаты, связанные с усвоением опорной системы знаний по учебным предметам, и метапредметные результаты. Предметные результаты, связанные с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, не подлежат итоговой оценке.

При оценке педагогических кадров (в рамках аттестации), деятельности образовательной организации (в ходе аккредитации), системы образования в целом учитывается оценка достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования. Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП начального общего образования осуществляется с учетом результатов мониторинговых исследований федерального, регионального, муниципального уровней, где объектом оценки выступает интегративный показатель, свидетельствующий о положительной динамике обучающихся.