24.1. Пояснительная записка
Музыкально-ритмические занятия способствуют всестороннему развитию глухих обучающихся, более полноценному формированию личности, социальной адаптации и интеграции в общество.
Занятия направлены на эстетическое воспитание обучающихся, их духовно-нравственное развитие, формирование более целостной картины мира за счет приобщения к различным видам музыкально-ритмической деятельности, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, творческого потенциала. На занятиях решаются важные коррекционно-развивающие задачи, связанные с коррекцией и развитием двигательной сферы обучающихся, развитием их слухового восприятия и произносительной стороны речи.
На музыкально-ритмических занятиях у обучающихся развивается восприятие музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи - ее характера (веселый, грустный, торжественный, спокойный) и доступных средств музыкальной выразительности (элементарных звуковысотных, темпо-ритмических, динамических и тембровых отношений в музыке), формируются умения с помощью словесной речи характеризовать прослушанную музыку, выражать к ней свое отношение. Обучающиеся знакомятся с композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. У них формируются и развиваются правильные, координированные, выразительные и ритмичные движения под музыку (основные, гимнастические и танцевальные), правильная осанка, умения исполнять под музыку несложные танцевальные композиции народных, бальных и современных танцев, осуществляется развитие музыкально-пластической импровизации. На занятиях осуществляется также обучение игре на элементарных музыкальных инструментах, исполнению обучающимися в ансамбле с педагогическим работником музыкальных пьес (песен). Обучающиеся овладевают декламацией песен под музыку в ансамбле (под аккомпанемент и управление педагогического работника), соблюдая в достаточно внятной, эмоциональной и выразительной речи (при реализации произносительных возможностей) темпо-ритмическую организацию мелодии, характер звуковедения, динамические оттенки.
На музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию слухозрительного и слухового восприятия устной речи, закреплению произносительных умений (при широком использовании фонетической ритмики и музыки).
Обучающиеся овладевают умениями осуществлять контроль и оценку результатов музыкально-ритмической деятельности (собственной и других обучающихся), коррекцию собственных действий.
Важное значение придается формированию готовности обучающихся участвовать в театрализованных формах музыкально-творческой деятельности, а также развитию у них желания и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности, сформированные умения устной коммуникации при реализации различных проектов содержательного культурного досуга, в том числе совместного со слышащими сверстниками.
Образовательно-коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Формирование различных видов деятельности, связанных с музыкой, базируется на целенаправленном развитии ее восприятия, которое осуществляется в двух формах - как самостоятельная деятельность и как составная часть других видов деятельности (музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламация песен под музыку). Обучающиеся учатся слушать музыку в исполнении педагогического работника (как правило, на фортепьяно) и аудиозаписи, различать и опознавать на слух неоднократно прослушанные музыкальные произведения (фрагменты из музыкальных произведений), словесно определять жанр (марш, танец, песня), характер музыки, доступные средства музыкальной выразительности.
Важное значение придается специальной работе по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с использованием фонетической ритмики и музыки, которая занимает на музыкально-ритмических занятиях примерно половину времени. Обучение строится на основе преемственности, прежде всего, с индивидуальными занятиями "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи": на занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" у обучающихся формируются первичные умения, а их закрепление осуществляется в процессе специальной работы как на занятиях "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи", так и на "Музыкально-ритмических занятиях", на занятиях "Развитие слухового восприятия и техника речи", на фонетических зарядках, проводимых на уроках и перед подготовкой домашних заданий в процессе внеурочной деятельности, а также в ходе всего образовательно-коррекционного процесса. Реализация преемственности в работе по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны базируется на совместном ее планировании педагогическими работниками и систематическом их взаимодействии в образовательно-коррекционном процессе, что способствует своевременному внесению необходимых коррективов в процесс обучения.
Организация музыкально-ритмических занятий предполагает постоянное пользование обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами в условиях индукционной петли или беспроводной аппаратуры, например, применяющей радиопринцип.
Текущий контроль овладения различными видами деятельности, связанными с музыкой, осуществляется на каждом занятии, мониторинг планируемых результатов обучения осуществляется в конце каждой четверти. Проверки, включаемые в периодический контроль, направлены на изучение достижения обучающимися запланированных личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. При проверке достигнутых результатов обучения и их оценке учитывается овладение всеми видами деятельности, связанными с музыкой: восприятием музыки, музыкально-ритмическими движениями, декламацией песен, игрой на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Задания соответствуют планируемым результатам обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Проверки по овладению различными видами деятельности, связанными с музыкой, проводятся на музыкально-ритмических занятиях фронтально, малыми группами или индивидуально. Результаты проверок отражаются в отчетах педагогического работника, ведущего "Музыкально-ритмические занятия", предоставляемых в конце каждой четверти администрации образовательной организации.
Педагогический работник, ведущий "Музыкально-ритмические занятия", желательно, чтобы принимал участие в стартовой диагностике и мониторинге восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся, которое проводит педагогический работник, ведущий коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи".
Педагогический работник, ведущий "Музыкально-ритмические занятия", принимает участие в составлении характеристики слухоречевого развития каждого обучающегося.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей