XLVIII. Общие положения ФАОП НОО для обучающихся с ТНР

96. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ФАОП НОО для обучающихся с ТНР) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ФАОП для обучающихся с ТНР включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.

96.1. На основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФАОП для обучающихся с ТНР образовательная организация может разработать АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи. Образовательной организации, реализующей ФАОП НОО для обучающихся с ТНР, целесообразно использовать ФАОП как документ, определяющий стратегию образовательной деятельности конкретного уровня образования. Вместе с тем такой вариант представления адаптированной программы начального общего образования не предполагает механического, формального ее копирования. Это связано с тем, что при создании своей адаптированной программы начального общего образования образовательная организация должна учитывать следующие требования:

программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;

программа строится с учетом особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием или в условиях специального коррекционного класса или школы);

при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;

при необходимости программа начального общего образования предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки обучающихся младшего школьного возраста с различной степенью выраженности дефекта (в том числе для ускоренного обучения) или обучающихся, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением);

обязательным требованием является учет запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные занятия, индивидуальные консультации;

образовательная организация обязана обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. С учетом современной действительности в образовательной программе должны быть прописаны требования к обучению в дистанционном режиме.

96.2. ФАОП НОО для обучающихся с ТНР построена в соответствии с логикой представления образовательной организацией АООП НОО и раскрывает возможный вариант наполнения следующих разделов: целевой, содержательный, организационный:

1. Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с ТНР отражает основные цели начального общего образования, те психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы обучающихся младшего школьного возраста с ТНР к концу его обучения на первом школьном уровне.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися начального общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования.

2. Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

программу коррекционной работы;

программу формирования УУД.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов ФАОП НОО.

3. Организационный раздел включает:

федеральные учебные планы начального общего образования обучающихся;

федеральный календарный учебный график;

федеральный календарный план воспитательной работы.

Принципы формирования ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

96.3. В основу формирования ФАОП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие принципы:

принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников) <7>;

--------------------------------

<7> Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;

принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие "предметной области";

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;

принцип сотрудничества с семьей.

96.4. В основу разработки ФАОП НОО для обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

96.4.1. Дифференцированный подход к построению ФАОП НОО для обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. ФАОП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ требованиями к:

структуре образовательной программы;

условиям реализации образовательной программы;

результатам образования.

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

96.4.2. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки ФАОП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению;

приобретению нового опыта деятельности и поведения;

создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.

96.4.3. Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

В контексте разработки ФАОП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:

тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;

воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;

реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели - формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной) в соответствии с различными ситуациями.