22.2. Содержание обучения учебного предмета "Ознакомление с окружающим миром"

22.2. Содержание обучения учебного предмета "Ознакомление с окружающим миром":

1. Человек и общество.

О себе: имя и фамилия, возраст, день рождения.

Мои родные, состав семьи: мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, их имена. Имя и отчество взрослых членов семьи. Родословная. Внимательные и добрые отношения между взрослыми и детьми в семье. Труд и отдых в семье. Посильное участие в домашнем труде. Проявление любви и уважения к родным и близким. Семейные праздники.

Имена друзей. Совместные игры. Игрушки, их названия, бережное пользование ими.

Внешность человека (рост, цвет и длина волос, форма носа и рта, цвет глаз, другие отличительные признаки).

Выполнение правил личной гигиены: уход за телом, волосами, одеждой, обувью. Как чистить зубы. Забота о своем здоровье и здоровье окружающих.

Режим дня, его роль в сохранении здоровья. Утренняя гимнастика.

Части тела человека. Особенности своего организма: рост, вес, пульс. Вкусная и здоровая пища. Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится или не нравится, хочу или не хочу, рад или не рад, весело или грустно, больно или не больно).

Органы чувств (обоняние, слух, зрение). Их значение в жизни и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (с учетом имеющихся ограничений возможностей здоровья).

Вежливое отношение к соседям, взрослым и детям. Оценка своих поступков и контроль за поведением.

Настроение, его обусловленность самочувствием, взаимоотношениями с одноклассниками, погодными условиями (по ситуации); обращение внимания на эмоциональное состояние окружающих людей.

Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры. Обстановка и уют жилых помещений. Дом, в котором живет обучающийся. Оборудование дома (лифт, мусоропровод). Правила безопасной езды в лифте (не заходить в лифт с незнакомым человеком).

Мебель и посуда. Их применение в быту. Создание и поддержание уюта в жилом помещении. Соблюдение чистоты и порядка в своем доме. Мухи (тараканы) и их вред. Гигиена питания (мыть руки перед едой, не есть грязные фрукты и овощи, не подбирать с пола, не гладить собак и кошек во время еды). Этикет за столом, сервировка стола и угощение гостей.

Условия безопасного поведения дома (уходя, выключать свет, воду, утюг, плиту, телевизор, компьютер; закрывать дверь, не оставлять ключ в двери снаружи).

Бытовые электроприборы, газовая плита, водопровод. Правила пользования ими (включение, выключение). Части электроприбора (провод, вилка, розетка). Правила безопасности эксплуатации электроприборов.

Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится или не нравится, хочу или не хочу, рад или не рад, весело или грустно, больно или не больно). Настроение, причины его изменения; адекватные реакции в различных жизненных ситуациях (наблюдение и собственный опыт правильного поведения); понимание эмоциональных проявлений других людей (грустно или весело, печаль или радость - на элементарном уровне) и сопереживание.

Виды спорта. Представления о собственных физических возможностях и понимание значения физического развития для здоровья. Оценка своих достижений в спортивной подготовке. Активное участие в спортивных играх.

2. Я и школа.

Я - школьник. Занятия детей в школе. Утро перед уроками. Как правильно сидеть за партой. Учебные вещи. Правила поведения в школе. Вежливое обращение к взрослым и сверстникам (употребление при общении имен одноклассников, педагогических работников, приветствие других работников образовательной организации). Ответственное и бережное отношение к учебникам, школьному имуществу, личным вещам и вещам одноклассников.

Расписание уроков. Практическое определение времени по часам.

Правила поведения во время занятий (внимательно следить за объяснениями учителя и ответами одноклассников, не мешать им, соблюдать порядок на рабочем месте).

Мои одноклассники. Имена одноклассников, педагогических работников. Культура взаимоотношений. Вежливые слова.

Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо и обращение внимания на эмоциональное состояние окружающих людей (нравится или не нравится, хочу или не хочу, рад или не рад, весело или грустно, больно или не больно).

Здание школы снаружи и внутри. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение. Адрес школы.

Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, уборщица, повар, кладовщица, кастелянша. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым.

Режим дня, труд детей по самообслуживанию, его значение и содержание. Значение смены труда и отдыха в режиме дня.

Гигиена зрения, слуха, сна, приема пищи. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом уголках, в групповых комнатах). Обязанности дежурного по классу.

Правила поведения в столовой. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Кухонная посуда и ее назначение.

Бережное отношение к зданию школы, игровым и спортивным площадкам. Участие в общественно полезных делах школы, общественных мероприятиях.

Участие в коллективной игровой деятельности. Распределение ролей, выполнение роли ведущего.

Пользование компьютером для поиска информации, коллективного составления проектов на определенную тему (подбор фотографического материала, составление элементарных презентаций; переписка по электронной почте с друзьями и родственниками.

3. Город (другой населенный пункт), в котором я живу.

Название города (другой населенный пункт). Город (другой населенный пункт), улица, двор, дом. Ближайшее окружение школы.

Родной город (другой населенный пункт), его главная достопримечательность.

Транспорт города (другого населенного пункта): автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро. Отличительные признаки 3 - 4 видов транспорта. Правила безопасности в транспорте. Правила поведения детей в транспорте. Остановки общественного транспорта. Обход транспорта. Транспорт, связывающий города и села (автобус, железная дорога, самолет, теплоход).

Светофор, правила перехода улицы согласно сигналам светофора. Внимательность и осторожность при переходе улицы. Дорожные знаки "Пешеходный переход", "Пешеходное движение запрещено", "Подземный переход".

Название родного города. Название улицы и номер дома, где находится школа. Главная улица и площадь города. Основные достопримечательности города. Главные предприятия в городе, основная продукция этих предприятий. Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, планетарий, зоопарк).

Ближайшие к школе улицы. Улицы (дорога). Поведение детей на улице. Культура поведения в общественных местах (во время экскурсий, школьных и внешкольных мероприятиях).

Правила безопасного поведения на улице (если потерялся в городе, если заговорил незнакомец).

Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, дома (звонок в дверь).

Средства связи: телефон (городской и мобильный), телеграф, почта, электронная почта. Как действовать при необходимости получения экстренной помощи. Номер телефона (родственников, педагогических работников) при необходимости экстренной связи. Как и к кому обратиться за помощью на улице.

Труд людей, живущих в городе, селе, некоторые наиболее распространенные профессии людей (учитель, строитель, врач, продавец, водитель, бухгалтер).

Строительство в городе (селе). Опасность игры на стройке.

Хозяйственные постройки в селе (коровник, свинарник, птичник, конюшни).

4. Родная страна.

Наша Родина (элементарные сведения о населении, местоположении, истории родного края - на материале просмотренных видео-, кино- и диафильмов).

Флаг, Гимн и Герб России.

Родной город (село).

Города России.

Москва: Кремль, Красная площадь. Царь-пушка, Триумфальная арка, Храм Христа-спасителя, памятник А.С. Пушкину и другие достопримечательности.

Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву).

Города Золотого кольца России. Города России на карте.

Город, поселок, деревня. Родной край - частица России.

Ландшафтные особенности родного края (река, море, лес, поле). Ближайший к школе водоем (река, пруд, озеро).

Основные достопримечательности своего родного города.

Праздники, отмечаемые в нашей стране: День учителя, Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Участие детей в коллективной подготовке к праздникам, в проведении утренников.

Значение труда в жизни общества (города, страны). Мирные и военные профессии.

Знакомство с творчеством мастеров и предметами декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки (Дымково, Хохлома). Народные приметы, поговорки, пословицы. Местные традиции, обычаи. Народные сказки (о животных, быте, сезонных изменениях, взаимоотношениях в коллективе).

5. Человек и природа. Родная природа.

Природа ближайшего окружения. Восприятие красоты природы родного края. Бережное отношение к окружающей природе.

Природа нашей Родины (особенности времен года, наиболее распространенные растения и животные родного края).

Последовательность месяцев в году. Смена времен года. Сезонные изменения в природе и погода осенью, зимой, весной, летом. Ранняя и поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Похолодание и потепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и его таяние, ледоход, оттаивание почвы, распускание почек, появление насекомых, распространенных в данной местности, в теплое время года, замерзание водоемов и подготовка к зиме растений и животных.

Погода в разные времена года (снегопад, таяние снега, листопад, ветер, дождь, гроза). Наблюдение и ведение календаря погоды. Хорошая и плохая погода. Выражение своего отношения к изменениям погоды.

Смена дня и ночи на Земле. Время суток: сопутствующие явления и наблюдения за объектами (рассвет, закат, луна, месяц, звезды).

Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный отрезок времени. Народные приметы и сравнение с собственными наблюдениями.

Время суток. Смена дня и ночи. Ориентация во времени.

6. Растительный мир.

Растения ближайшего окружения (в парке, на пришкольном участке), их названия. Названия нескольких деревьев, кустарников, трав и цветов.

Растения родного края: краткая характеристика на основе наблюдений. Деревья, кустарники, травы. Внешний вид растений летом, осенью, зимой, весной. Изменения в жизни растений в разное время года; листопад, цветение, созревание плодов и семян. Рост растений и их увядание (в саду, в лесу, на огороде).

Названия нескольких комнатных растений, их отличительные признаки.

Комнатные растения, их названия. Уход за ними.

Природа города. Зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) - на основе наблюдений и опытов. Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работах на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток осенью и весной.

Внешний вид и разнообразие овощей и фруктов. Использование в пищу. Приготовление блюд из овощей и фруктов.

Лесные и садовые ягоды; орехи. Знание опасных для здоровья ягод. Предупреждение отравлений.

7. Животный мир.

Названия наиболее известных домашних и диких животных, их отличительные признаки. Среда обитания. Пища животных и способы ее добывания. Жилища животных. Детеныши домашних животных.

Животные родного края: краткая характеристика на основе наблюдений. Поведение животных. Подготовка зверей к зиме. Поведение животных весной.

Птицы ближайшего окружения, их внешний вид и названия. Отлет перелетных птиц. Прилет и гнездование птиц. Подкормка птиц зимой, изготовление кормушек. Поведение птиц, наблюдение за птицами вблизи жилья, кормушки для птиц.

Уход за домашними животными. Меры безопасности при уходе за домашними животными и общении с ними.

Рыбы. Особенности внешнего вида рыб. Уход за аквариумными рыбками.

Приятные моменты общения с домашними животными (на основе собственных впечатлений).

8. Жизнь и деятельность человека.

Занятия детей в разное время года. Зимние развлечения детей. Занятия весной и осенью на природе. Поведение и занятия на улице, адекватные погодным условиям и сезонным изменениям. Занятия человека в разное время суток.

Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью.

Труд людей в данной местности: в садах, на огородах в связи с сельскохозяйственными работами в разное время года. Помощь взрослым.

Уход за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, срезка засохших листьев, пересадка).

Забота об охране здоровья. Значение соблюдения режима дня. Полезные привычки. Одежда и обувь в разное время года. Проветривание помещения. Пребывание на свежем воздухе. Признаки болезни: температура, боль (головная, в горле) и меры первой помощи.

Забота об охране природы ближайшего окружения. Отношение человека к животным. Растения и животные живого уголка, условия их содержания. Приятные эмоции от ухода за животными и растениями. Оценка собственной деятельности, направленной на охрану окружающей среды данной местности (помощь животным и растениям, правильное поведение на природе).

Элементарные представления о безопасности на природе. Поведение во время грозы и при сильном ветре, на жаре и во время сильных морозов. Что делать, если заблудился в лесу.