77.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 3.4)

77.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 3.4).

Оценка результатов освоения слепыми обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР АООП НОО осуществляется индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых (в том числе и индивидуальных) образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим требования к оценке результатов обучения слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР представляют собой оценку возможных достижений обучающихся данной группы. Программу оценки результатов разрабатывает образовательная организация с учетом контингента обучающихся.

В процессе разработки АООП НОО образовательная организация должна учитывать следующее:

1. При оценке результатов данной группы обучающихся особое значение приобретает понимание того, что у слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР могут возникать вполне закономерные затруднения в освоении курсов коррекционно-развивающей области, отдельных предметов и даже целых областей. Однако это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

2. Основными принципами осуществления оценочной деятельности достижений данной группой обучающихся выступают принципы индивидуального и дифференцированного подходов.

3. В процессе оценочной деятельности необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося.

4. В процессе предъявления оценочных заданий они должны быть представлены в доступном виде слепым обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР.

5. Формы выявления результативности обучения должны быть вариативными в соответствии с индивидуальными особыми потребностями обучающихся, рассматриваться в тесной связи с их практической деятельностью.

6. Способы выявления умений и представлений обучающихся могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий.

7. В процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна быть оказана необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные инструкции и уточнения, предъявление образца как практической основы выполнения задания, выполнение задания по подражанию, выполнение задания с использованием приема сопряженных или отраженных действий).

8. Оценка результатов обучения данной группы обучающихся должна, с одной стороны, ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие, воспитание обучающихся, достижение возможных результатов образования и формирование базовых учебных действий, с другой, - обеспечивать стимулирование учебной и практической деятельности обучающегося, оказывать положительное влияние на формирование жизненно важных представлений, знаний, умений и способов деятельности.

9. Особое значение при оценке результативности обучения слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР имеет оценка степени самостоятельности (самостоятельно, с помощью: значительной, частичной, по образцу, по инструкции) обучающегося при выполнении осваиваемых действий, операций.

10. Выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития обучающегося, но и "зоны ближайшего развития", а для некоторых обучающихся "зоны отдаленного развития", то есть возможностей потенциального развития.

11. Оценка результатов освоения слепым с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР АООП НОО включает данные динамики его целостного развития.

12. В ряде случаев могут оцениваться не личностные и предметные результаты, а сохранение психоэмоционального статуса слепого обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, что является свидетельством необходимости более углубленного всестороннего и комплексного его обследования и введения психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

13. Выявление результатов должно создавать основу для необходимой корректировки содержания образования с учетом особых индивидуальных образовательных потребностей обучающегося.

77.2. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ оценке освоения общих достижений планируемых результатов АООП НОО подлежат личностные и предметные результаты. Причем оцениваются возможные личностные и предметные результаты, которые достигнуты слепыми обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР.

В связи с особыми образовательными потребностями данной группы обучающихся оценку предметных результатов, связанных с освоением знаний и умений из предметных областей, целесообразно начинать в тот период, когда учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя, когда они освоят начальные навыки учебной деятельности.

Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, широко используя качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. Центральным результатом выступает появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогическим работником и одноклассниками, формирование базовых учебных действий.

С учетом особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР необходимо использовать широкий спектр оценок. При выборе способа оценивания достижений обучающихся этой группы необходимо выбрать такой способ, который бы стимулировал учебную и практическую деятельность конкретного обучающегося, оказывал бы положительное влияние на формирование у него жизненно важных установок, представлений и умений. В спектр оценок, используемых в работе со слепыми с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, входят:

мониторинговые исследования (стартовая, текущая и финишная диагностика);

использование в качестве основного критерия оценки планируемых результатов критерий "соответствие и (или) несоответствие" результатов науке и практике, что позволяет оценить усвоенные предметные результаты как "верные" или "неверные" (данный критерий свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления);

использование интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике в формировании представлений, знаний, умений, компенсаторных способов действия, которые оцениваются с использованием шкалы: "было" - "стало";

использование метода экспертной группы, создаваемой на междисциплинарной основе, состав экспертной группы определяется образовательной организацией и может включать педагогических работников (тифлопедагогов, олигофренопедагогов, учителей-логопедов, учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов). Основной формой работы участников экспертной группы является ППк.

Результаты оценки достижений обучающихся заносятся в индивидуальную карту развития, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений в личностных и предметных результатах.

Независимо от того, какой вид оценивания был использован, для полноты оценки планируемых результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения, проявлений обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).