42.6. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся
42.6.1. У данных обучающихся стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи - тугоухость, которая может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Обучающихся с тугоухостью называют слабослышащими. Многие слабослышащие, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой осуществлялся воспитательный процесс. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития. Многие слабослышащие обучающиеся не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Обучающиеся с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искаженный характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз. Искаженное восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя - все это нарушает общение с другими людьми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности.
42.6.2. С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих: слабослышащие обучающиеся, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие фразы, неправильное построение фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.
42.6.3. Среди слабослышащих и позднооглохших обучающихся выделяется особая группа - обучающиеся с комплексными нарушениями в развитии. Эта группа достаточно разнородна, полиморфна. У этих обучающихся помимо снижения слуха наблюдаются интеллектуальные нарушения (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость); ЗПР, обусловленная недостаточностью центральной нервной системы (далее - ЦНС); остаточные проявления ДЦП или нарушения мышечной системы. Значительная часть слабослышащих и позднооглохших обучающихся имеют нарушения зрения - близорукость, дальнозоркость, а часть из них являются слабовидящими, часть обучающихся имеет выраженные нарушения зрения, традиционно относящиеся к слепоглухоте.
42.6.4. Психическое развитие обучающихся с комплексными нарушениями происходит, как правило, замедленно; при этом наблюдается значительное отставание познавательных процессов, продуктивных видов деятельности, речи. Наиболее очевидно проявляется задержка в формировании наглядно-образного мышления. Особые трудности слабослышащих и позднооглохших обучающихся с комплексными нарушениями возникают при овладении речью. Их устную речь отличает воспроизведение отдельных звуко- и слогосочетаний, подкрепляемых естественными жестами и указаниями на предметы. Как правило, интерес к общению отсутствует. При овладении письменной формой речи также возникают значительные трудности.
42.6.5. В психическом развитии таких обучающихся наблюдаются индивидуальные различия, обусловленные выраженностью интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и речевых отклонений. Многим присущи нарушения поведения; у других отмечается отставание в становлении различных видов деятельности. Так, предметная деятельность у большинства обучающихся протекает на весьма низком уровне манипулирования, воспроизведения стереотипных игровых действий. Попытки самостоятельного рисования в основном сводятся к повторению изображений знакомых предметов либо к рисункам, выполненным по подражанию взрослому.
42.6.6. Особую группу среди слабослышащих и позднооглохших составляет группа обучающихся с соматическими заболеваниями (нарушения вестибулярного аппарата, врожденный порок сердца, заболеваниями почек, печени, желудочно-кишечного тракта и других поражений различных систем организма). Это дополнительно затрудняет их развитие, так как обуславливает повышенную утомляемость, нарушения внимания, памяти, поведения и требует медикаментозной коррекции и щадящего режима, как в повседневной жизни, так и в занятиях. У этих обучающихся отмечается большая физическая и психическая истощаемость, у них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.
42.6.7. Среди обучающихся, которым адресованы данные программы, выделяется особая группа потерявших слух в период, когда их речь была сформирована - это позднооглохшие. В отличие от ранооглохших, у позднооглохших формирование речи происходит в условиях нормального слуха и речь сохраняется после потери слуха. Степень нарушения слуха и уровень сохранности речи у них могут быть различными. При возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти обучающиеся имеют навыки словесного общения. Наблюдается быстрый распад речи при потере слуха в дошкольном возрасте, особенно в 2 - 3 года, который может привести к переходу из категории позднооглохших в категорию глухих.
42.6.8. В категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа перенесших операцию кохлеарной имплантации. Выбор варианта ФАОП НОО для данной категории обучающихся осуществляется с учетом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности обучающегося к естественному развитию коммуникации и речи), готовности обучающегося к освоению того или иного варианта ФАОП НОО. Предусматривается создание образовательных условий, учитывающих их особые образовательные потребности, в том числе в развитии коммуникации и речи. В дальнейшем, вариант АООП НОО может изменяться с учетом достигшего обучающимися уровня общего и слухоречевого развития, овладения ими личностными, метапредметными и предметными результатами обучения. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся неоднородная по составу группа, включающая:
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует ранняя комплексная психолого-педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого-педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки;
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым достижениям с образованием слышащих сверстников, но имеющих легкое недоразвитие и относительно развитую речь, в которой отмечаются некоторые недостатки (неправильность произношения, отклонения в грамматическом оформлении), обучаясь по варианту ФАОП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям;
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым достижениям с образованием слышащих сверстников, но имеющих глубокое недоразвитие речи с искаженным произношением, ограниченным запасом слов, неправильным оформлением связанных высказываний, обучаясь в пролонгированные календарные сроки по варианту ФАОП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям;
слабослышащих и позднооглохших обучающихся с дополнительными ограничениями здоровья (интеллектуальными нарушениями), которые могут получить образование на основе варианта ФАОП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям, которое осуществляется в пролонгированные сроки, по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями слабослышащих и позднооглохших сверстников, не имеющих дополнительные ограничения здоровья;
слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью, ТМНР, которые получают образование по адаптированной основной образовательной программе для глухих (вариант 1.4) или для обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата.
42.6.9. На основе ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся могут получать образование глухие обучающиеся (слухопротезированные индивидуальными слуховыми аппаратами), демонстрирующие на начало школьного обучения уровень общего и слухоречевого развития, навыки устной коммуникации, позволяющие им получать образование совместно со слабослышащими и позднооглохшими, а также обучающимися, перенесших операцию кохлеарной имплантации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей