72.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3)

72.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии со ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является оценка образовательных достижений обучающихся.

Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие, воспитание обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования, курсов коррекционно-развивающей области и формирование базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов начального общего образования;

предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП НОО;

осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и тенденций развития системы образования в целом.

72.3.1. Система оценки достижения слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке двух групп результатов образования: личностных и предметных.

72.3.1.1. Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных (школьной, семейной) средах.

Личностные результаты слепых обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ не подлежат итоговой оценке.

72.3.1.2. Оценка предметных результатов овладения обучающимися АООП НОО (оценка возможных достижений слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области) включает:

достижения обучающихся в усвоении знаний и умений по каждому учебному предмету;

овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области.

В связи с неоднородностью данной группы оценка достижений обучающихся, базируясь на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, предполагает, что объектом оценки предметных результатов, связанных с достижениями обучающихся в усвоении знаний и умений по каждому учебному предмету, выступает способность применять их в практической деятельности. В процессе оценки результатов необходимо иметь в виду, что даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания, несложные умения, незначительно выраженная способность использовать их в практической деятельности играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго класса и сочетать ее с поощрением и стимулированием деятельности обучающихся, используя только качественную оценку. При этом принципиально важным является оценка не только того, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета, но и появление у него значимых предпосылок учебной деятельности (способность осуществлять действия не только под непосредственным и прямым руководством педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности; готовности слушать и вступать в диалог).

Предметные результаты данной группы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ подлежат итоговой оценке.

Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практические достижения обучающихся в решении задач, связанных с учебно-познавательной деятельностью и повседневной жизнью.

Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование деятельности обучающихся на курсах коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающийся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.

Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике ("было" - "стало") в практических достижениях обучающихся. В сложных случаях в качестве критерия оценки результатов может выступать сохранение психоэмоционального статуса обучающегося.

Содержание оценки, критерии, организационные процедуры, используемый инструментарий оценивания, формы представления результатов разрабатываются образовательной организацией.

Результаты освоения коррекционно-развивающей области в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ не подлежат итоговой оценке.

Обобщенная оценка результатов освоения коррекционно-развивающей области может осуществляться в ходе мониторинговых процедур или посредством использования метода экспертных оценок. В случае использования метода экспертных оценок в образовательной организации создается экспертная группа, в состав которой входят: педагогические работники; педагог-психолог, социальный педагог и медицинские работники. Основной формой работы участников экспертной группы является ППк.

Для полноты оценки результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной).

72.3.2. При оценке педагогических кадров (в рамках проведения процедуры аттестации), деятельности образовательной организации (в ходе проведения процедуры аккредитации), системы образования в целом учитывается оценка достижений слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО. Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО осуществляется с учетом:

результатов мониторинговых исследований федерального, регионального, муниципального уровней, где объектом оценки выступает интегративный показатель, свидетельствующий о положительной динамике развития обучающихся;

условий реализации АООП НОО для слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

особенностей контингента обучающихся.