93.7. Ручной труд

93.7. Ручной труд:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Мастера и их профессии.

Организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса по инструкции педагогического работника. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование доступных материалов на основе зрительного, осязательного восприятия и других сохранных анализаторов.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование (с помощью педагогического работника) соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов, область применения, правила использования), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

Использование простейших измерений и построений для решения несложных практических задач. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу.

3. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных). Изделие, деталь изделия (общее представление). Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу.

93.7.1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате изучения учебного предмета "Ручной труд" у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться умения работать с отдельными видами материалов; навыки самообслуживания. Обучающиеся будут овладевать способами обработки материалов в зависимости от их свойств; некоторыми приемами ручной обработки материалов; доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов; правилами безопасной работы и соблюдением офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения; развивать компенсаторные возможности в ходе овладения трудовыми умениями и навыками.

В результате изучения предмета у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут формироваться представления о трудовых профессиях. Они научатся понимать роль труда в жизни человека и использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач.

93.7.2. Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений, навыков:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание:

знаниями о трудовых профессиях и роли труда в жизни человека;

знаниями о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей (законных представителей);

умением планировать и выполнять несложное практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту и алгоритм его выполнения;

знаниями рациональных приемов использования зрения и осязания при выполнении отдельных трудовых действий;

навыками ориентировки и выполнения практических действий под зрительным контролем с учетом функциональных возможностей зрительного анализатора;

умениями выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступным видам домашнего труда;

знаниями правил бережного отношения к материалам, оборудованию и окружающей среде.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты:

знаниями о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни;

навыками работы с отдельными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом); умениями подбирать материалы для изготовления изделий в соответствии с поставленной задачей;

навыками использования инструментов при обработке отдельных материалов; знаниями правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований;

навыками самообслуживания, некоторыми приемами ручной обработки материалов;

навыками безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

умением работать с простейшей технической документацией; изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия.

3. Конструирование и моделирование:

умением выделять детали, их форму, определять взаимное расположение деталей, виды соединения деталей;

умением решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей;

умениями изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.