68.8. Коррекционно-развивающая область: "Развитие коммуникативной деятельности"

68.8. Коррекционно-развивающая область: "Развитие коммуникативной деятельности":

1. Общение и его роль в жизни человека. Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Ситуации общения. Виды взаимодействия с партнером по общению. Роль слуха, речи, движений, зрения в общении.

2. Формирование образа человека. Формирование образа о себе. Развитие психомоторного образования "схема тела". Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Речь и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.

3. Формирование коммуникативной грамотности. Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными: темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз, с кинетическими: жесты, поза, мимика невербальными средствами. Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных средств общения. Развитие знаний и умений в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах ревой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя.

4. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия. Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий.

5. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. Развитие слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие воображения. Расширение опыта в подключении и использовании остаточного зрения в ситуацию общения, социального взаимодействия. Развитие способности к координации очередности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей.

68.8.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

68.8.1.1. Предметные результаты.

Слепые обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств общения.

У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях, формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, расширяться и обогащаться социальный опыт.

У них будет развиваться межличностная система координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой".

Слепые обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях.

Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в речи. У них сформируется положительная самооценка.

Слепой обучающийся научится:

1. Общение и его роль в жизни человека: понимать роль общения в жизни человека; понимать основные нормы и правила общения; понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения; осознавать роль слуха, речи, движений, зрения (для слепых с остаточным зрением) в общении.

2. Формирование образа человека: дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения; дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции; использовать некоторые движения и действия человека в ситуации общения; пользоваться способами обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.

3. Формирование коммуникативной грамотности: использовать адекватно ситуации вербальную и невербальную коммуникацию; практической дифференциации двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения; основам риторики; использовать свои коммуникативные способности.

4. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия: создавать ситуацию общения; использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности; регулировать совместные с партнером действия.

5. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей: осмысленному, целостному и детализированному слуховому восприятию для ориентации в коммуникативной ситуации; моделировать разные ситуации общения; понимать роль остаточного зрения в общении; координировать свои действия и высказывания; строить и использовать речевые модели.

68.8.1.2. Метапредметные результаты:

личностное самоопределение, восприятие "образа я" как субъекта коммуникативной деятельности;

установление связи между целью коммуникативной деятельности, мотивом и результатом общения;

понимание значения овладения навыками коммуникации для осмысления социального окружения, своего места в нем;

установка на деловое общение, социальное взаимодействие в учебной и внеурочной деятельности;

использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;

моделирование ситуаций общения, социального взаимодействия как способа устранения коммуникативных трудностей;

использование компенсаторных способов, остаточного зрения для решения различных коммуникативных задач;

постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в системе координат "слепой - зрячий", "слепой - слепой";

умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.